СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инновационное развитие потенциала последипломного педагогического образования на основе личностно-ориентированного подхода

Публикации последних лет свидетельствуют, что позитивное и стабильное развитие макроэкономической системы возможно только на основе полномасштабной и результативной инновационной деятельности [1]. Этот тезис можно считать доказанным, поскольку он подтверждается результатами исследований отечественных и зарубежных ученых. Инновационная политика воздействуя на социоэкономические и социокультурные компоненты, формирует необходимые условия инновационного развития, которое может осуществляться как на макро так и на микроуровнях. Инновационный процесс на макроуровне оказывает влияние на экономические и социальные сферы общества, так как изменяет ценность и потребительские качества продукта или услуги.

Система образования в целом, и последипломного в частности, является одним из секторов национальной экономики, в котором формируется повышенный спрос на новые знания и технологии. Необходимость развития инновационного потенциала системы образования связана с рядом тенденций и вызовов последнего десятилетия: обострение конкуренции на рынках знаний и технологий; осознание новой роли вузов не только как центров передовой науки и образования, но и как важнейших субъектов инновационной деятельности, ориентированных на коммерциализацию результатов научно-технической деятельности и т. д. Базисные направления государственной инновационной политики, определяются пакетом законодательных инициатив и мер в сфере образования, науки и инноваций, направлены на развитие национальной инновационной системы, формирование инновационного потенциала, создание условий для стимулирования роста инвестиций в инновационную деятельность субъектов образования, изменение экономических условий функционирования вузов, новые механизмы внутривузовского управления.

Как отмечает И. Уманский, «основной критерий инновационности образовательной системы - оказание образовательных услуг, удовлетворяющих не только потребности государства и общества, но и потребности личности в развитии ее способностей в постоянно меняющихся условиях жизни» [5].

Последовательная модернизация системы образования по этим направлениям предполагает перенос акцента с процесса обучения на его результаты, изменение роли преподавателя, личностный подход к обучающемуся с обеспечением его продуктивной познавательной деятельности.

Исходя из вышеизложенного формирование стратегии и тактики развития последипломного педагогического образования должно строиться с учетом и на основе имеющего инновационного потенциала. Это позволит на всех стадиях инновационного цикла укрепить конкурентные преимущества и занять свою нишу в условиях формирования механизма инновационного развития, то есть прогнозировать потребности в объемах и формах образовательных услуг, разрабатывать на рынок продукты инновационной деятельности. Результатом должно стать внедрение в дидактический процесс инновационных педагогических технологий, адекватных новой образовательной парадигме, которая ориентирована на развитие конкурентоспособной личности, свободно ориентирующейся в мировом информационном пространстве и использующей его ресурсы для саморазвития [2; 4].

Широкая трактовка смыслового понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели. В работах, посвященных исследованию теории потенциалов, применяют широкий класс определений потенциала среди которых: народно-хозяйственный потенциал; экономический потенциал; интеллектуальный потенциал, творческий потенциал и др.

Для инновационного развития потенциала последипломного педагогического образования в условиях информационного общества, на наш взгляд, характерны:

а) поиск совершенствования содержания и современных форм организации труда педагогов и специалистов, апробация новых средств и способов, направленных на развитие инновационного мышления учителя, личной ответственности за содержание и результаты своего труда;

б) разработка принципиально отличных от традиционных технологий и содержание обучения и воспитания, включая освоение умений и средств саморегуляции, самосознания, самоопределения;

в) кроме того, учреждение последипломного образования должно быть центром передового педагогического опыта, методическим центром по передаче инновационных методических средств, приемов, программ и т. д., выполнять роль лидера в распространении инновационных процессов, новых моделей образования, направленных на становление и развитие индивидуальности личности.

Несмотря на многообразие исследований, направленных на разработку методов формирования и развития инновационного потенциала экономических систем и методов управления их инновационным развитием, научную разработанность данной проблематики, применительно к образовательным учреждениям последипломного образования, нельзя признать достаточной.

Исходные теоретико-методологические позиции, которые легли в основу данной статьи, определяются положениями философской и педагогической антропологии о деятельностной и креативной природе человека, о творческом потенциале гуманистической образовательной парадигмы. Теория деятельности в контексте, профессиональной трудовой деятельности обусловливает особое внимание к различным видам деятельности учителя, связанным с учебным процессом, общением с учениками, самообразованием, личностным развитием и самореализацией. В основу построения концепции инновационного развития потенциала последипломного педагогического образования могут быть положены - системный, компетентностный, личностно ориентированный подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса инновационного развития потенциала последипломного педагогического образования.

Системный подход позволяет характеризовать инновационную деятельность с позиции системности, интегральности, целостности и поэтому все звенья последипломного педагогического образования должны максимально стимулировать проявление всех компонентов инновационной деятельности в их единстве. Используя этот залог, к основным функциям инновационной деятельности можно отнести изменения компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Обращение современной педагогики к понятиям «компетентно- стный подход», «компетентность», объясняется рядом причин, среди которых поиск новой концепции образования, отражающей изменения в социально-экономической сфере и ориентированной на воспроизведение качеств личности, обеспечивающих ей конкурентоспособность на рынке труда; необходимость соответствия профессионального образования, как потребностям личности, так и запросам общества, требующие принципиально нового подхода к определению его целей, содержания и организации. Компетентностный подход можно рассматривать не только как средство обновления содержания педагогического образования, но и как механизм приведения его в соответствие с требованиями современности. Применение данного подхода в организации последипломного педагогического образования вносит существенные коррективы в организацию этого процесса, придавая ему, прежде всего, практико-ориентированный характер.

Выделяя наиболее важные аспекты личностно ориентированно - го подхода, следует отметить, что, во-первых, личностно ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности; во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий; в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъектных качеств. Деятельность педагога рассматривается как специфическая индивидуальная деятельность. Реализация лично- стно ориентированного подхода в последипломном образовании выводит на личностный уровень, обеспечивающий выявление и формирование у учителя творческой индивидуальности, развитие у него инновационного сознания.

Значимость разработки личностно ориентированного подхода к решению проблемы инновационного развития потенциала последипломного педагогического образования, на наш взгляд, определяется следующими факторами:

а) инновационное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, творческого. Особого внимания сегодня требует формирование у каждого участника образовательного процесса такого личностного качества как инновационность - готовность к динамическим изменениям в окружающем мире, которое по мере развития информационного общества становится все более значимым показателем качества образования; компетенций, включающих умение построения индивидуальных личных и профессиональных траекторий развития, способности воспринимать новую информацию и развивать новые идеи. Инновационные процессы различных направлений требуют более полного учета потребностей, интересов и способностей личности учащихся. Это означает, что должны быть изменены учебные планы, программы, учебники, технологии;

б) в гуманитарной парадигме основной педагогической ценностью становится конкретный человек с его уникальным внутренним миром и индивидуальным процессом познания. Гуманитарная парадигма актуализирует взаимоотношения по типу «субъект-субъект», что обеспечивает ценностно-смысловое равенство учителя и учащихся;

в) реализация личностно ориентированного подхода в образовании требует инновационной деятельности [3], что предполагает реорганизацию следующих компонентов образования: изменение позиции учителя; изменение в функции и строении знаний и в способах организации их усвоения; ориентация учения на совместную деятельность; изменение критериев оценивания процессов учения и воспитания. Однако главным элементом, вызывающим собственно инновационную деятельность, как и инновации вообще, с нашей точки зрения, является изменение самого субъекта инновации.

Достаточно высокая степень разработанности личностно ориентированного подхода позволяет нам не останавливаться на раскрытии сущности основных понятий (индивидуальность, личность, субъект, самовыражение, Я-концепция и др.), а, используя имеющиеся наработки, попытаться расширить его границы в рамках обозначенной выше проблематики. В основе этого подхода лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации. А также реализуются такие педагогические принципы как: субъектность; развитие индивидуальных способностей; создание условий для реализации потребности в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей; формирование позитивной Я-концепции и др.

К выше названным принципам, предлагаем добавить принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает построение учебного процесса как коллективной мыследеятельности в следующей логике: а) в ходе наблюдения, экспериментирования и исследования учебного материала у обучающихся на основе понимания складывается смысл; б) взаимообмен полученными субъектными смыслами и попытки их согласования стимулируют мышление. Реализация принципа создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, генерации идей и в целом формирует инновационное мышление, навыки самореализации. Эффективность обеспечивается посредством рассмотрения различных точек зрения. В процессе совместного выбора решения формируется умение понимать другого человека, уважительно относиться к другим точкам зрения, искать пути согласования своих позиций.

Принцип индивидуальных вкладов также может дополнить систему принципов. Он гарантируется использованием коллективных форм работы на основе соответствующего методического обеспечения. Главная цель группового и коллективного взаимодействия данного типа - повышение эффективности обучения посредством решения учебных задач, кейсов, осуществляемого на основе взаимодополнения, взаимообогащения, суммирования, кооперации результатов работы каждого участника в процессе совместного осознания и постановки проблем, целеполагания, планирования. Реализации и рефлексии каждого этапа решения задачи и перехода к новым способам кооперации обучающиеся перестраивают структуру своих отношений и деятельности с одного качественного уровня на другой. В результате построенная таким образом совместная деятельность формирует способность к самоуправлению и со-управлению, саморазвитию и со-развитию, возникает новое отношение к объекту усвоения.

На наш взгляд, с помощью реализации этих принципов можно сочетать не только профессиональные интересы, мотивы и потребности самого учителя, но и запросы общества, а также разнообразные инновационные педагогические технологии. Предоставление обучающемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, в логике нашего исследования, позволяют построить образовательный процесс в следующей последовательности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу. Таким образом, организованный образовательный процесс предоставляет возможность каждому субъекту и на каждом образовательном уровне развить инновационный потенциал, сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать объективную самооценку.

Литература

1. Демчук, М. И. Системная методология инновационной деятельности. [Текст] / М. И. Демчук, А. Т. Юркевич. Минск : РИВШ, 2007.

2. Зеер, Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования [Текст] / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2000.

3. Ляудис, В. Я. Инновационное обучение: стратегия и практика [Текст] / В. Я. Ляудис. М, 1994.

4. Роджерс, К. Р. Становление человека [Текст] / К. Р. Роджерс. М. : Прогресс, Универс, 1994.

5. Уманский, И. Университет : инновационный путь [Текст] / И. Уман- ский // Высшее образование в России. 2006. № 6. С.113-114.




С. В. Селицкая (Республика Беларусь, г. Бобруйск)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601