СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Педагогическая концепция формирования инновационной личности будущего специалиста в рамках преподавания дисциплины «Основы философии»

На современном этапе развития общества высокие требования предъявляются к качеству образования. Качество образования - одна из наиболее актуальных и изучаемых тем современной системы образования. Это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских и профессиональных компетенций личности. Уровень качества образования - это степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач. Одним из важных результатов качественного образования является подготовка инновационно направленной личности специалиста.

В данной статье сделана попытка представить основные положения педагогической концепции формирования инновационной личности будущего специалиста в рамках преподавания дисциплины «Основы философии».

Во-первых, базовым теоретическим понятием данной концепции является понятие инновационной личности. В современных психологопедагогических исследованиях существуют различные подходы к определению сущности инновационной личности. Мы будем исходить из утверждения, что инновация - это реализация творческого потенциала личности, а творчество - это способ самовыражения личности. Инновационный тип личности включает в себя следующие качества: открытость экспериментам, изменениям, инновациям; готовность к плюрализму мнений; уверенность в себе и способность преодолевать препятствия; любовь к познанию и потребность в самообразовании; способность находить нестандартное решение проблемных ситуаций. Новатор всегда открыт новому, заряжен на постоянное обновление своей жизнедеятельности собственными усилиями. Специалист с инновационным типом мышления - это не ремесленник, воспроизводящий и внедряющий чужие новшества, пусть даже высокого уровня. Это творец, производящий новое. Таким образом, инновационность можно рассматривать как особое психологическое качество, являющееся основой профессионального становления будущего специалиста.

Во-вторых, исходным положением данной концепции является следующее: качество подготовки инновационного специалиста во многом определяется высоким профессионализмом и креативностью педагога. Исследования психолога К. Роджерса показали, что только 30% педагогов сами открыты новому, и стремятся внедрять новшества в образовательное пространство. Для того чтобы воспитать инновационно направленную личность специалиста, сам педагог должен быть инноватором по духу, а не по долгу или распоряжению администрации образовательного учреждения. Педагог всегда должен быть ориентирован на высокую самостоятельную творческую активность, где поиск нового становится внутренней потребностью и состоянием души. Таким образом, инновационность является важным качеством профессионально-педагогической культуры.

В-третьих, фундаментом данной концепции являются принципы педагогики гуманности. Цель гуманного образования - одухотворить, очеловечить детей, воспитать Благородного Человека, Личность, способную строить жизнь, достойную человека. Миссия гуманного педагога - не только в том, чтобы научить предмету, но и в том, чтобы напитать ученика нравственным и духовным. А для этого учитель, педагог, воспитатель сам должен быть носителем духовных ценностей. Никакие искусственные способы, технологии не производят благотворительного влияния на душу ученика, если эти ценности не осознаны и не приняты самим педагогом, если он сам не живет по законам нравственности. Гуманно-личностный подход способствует формированию инновационной личности, способной быть новатором в любой сфере жизнедеятельности. Педагог, следующий путем духовного гуманизма, ставит перед собой очень важную и одновременно сложную задачу. Это воспитание ответственной, нравственно зрелой личности. Разве нужны обществу бездушные и безответственные специалисты и новаторы? Новатор должен разумно относиться к самим инновациям, так как инновации могут оказаться более вредными, чем традиции. Поэтому, во- первых, должно быть гармоничное соотношение традиций и инноваций. Во-вторых, инновации не должны быть целью сами по себе. Человек живет для человека. Его нововведения должны служить людям, нести пользу и благо, а не вред и разрушение.

Таким образом, быть гуманным педагогом - это значит быть таким педагогом, который учит не приспосабливаться к изменениям общества, а воспитывает желание самому изменить жизнь и только в лучшую сторону. Стремление стать лучше самому и тем самым улучшить мир вокруг себя!

Что для этого должен делать преподаватель философии? Для преподавателя такой дисциплины особенно важен психологический, личностный уровень этого процесса. Для того чтобы было создано новшество, должен сложиться особый инновационный тип мышления и сознания личности. Поэтому для преподавателя философии важной задачей является развитие и воспитание самостоятельного критического творческого мышления студента.

Философия дает для этого благодатный богатейший материал и возможности. Философская проблематика заставляет мышление работать в творческом направлении и генерировать новые идеи. Философская методология опирается на проблемно-развивающие, исследовательские, эвристические методы познания. Философия учит находить множество разных вариантов решения проблемы, воспитывает уважительное отношение к различным точкам зрения и умение отстаивать собственное видение мира, и самое главное - философия воспитывает любознательность и потребность в постоянном развитии ума. Все эти психологические качества и составляют основу инновационного типа личности.

Ценным результатом изучения философии является творческое осмысление важнейших жизненных проблем, что выражается в творческих работах студентов. После изучения философии их стихи, рисунки, эссе существенно отличаются от юношеской любовной лирики более глубоким философским содержанием.

В руках педагога лишь 6% бодрствующей жизни студентов. Что за этот краткий миг педагог может успеть дать своим ученикам? Через свою личность, через собственный пример, через любовь к детям и к своему предмету, создав на уроке атмосферу вдохновения и творчества, педагог должен зажечь, заразить, побудить своего ученика к творческой деятельности! Он должен быть учителем, который вдохновляет!




Ю. В. Рыбникова (Россия, г. Нижний Тагил)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601