СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Использование инновационных подходов в эколого-правовом воспитании подрастающего поколения в условиях непрерывного образования

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

Особое значение инновационное обучение приобретает в эпоху глобального экологического кризиса, который однозначно указывает на высокую антропогенную нагрузку на биосферу, быстрое сокращение биоразнообразия и деградацию природных экосистем в основных биогеографических зонах Мира. Необходимость осмысления и преодоления сложившейся ситуации выдвинула экологическую проблематику на одно из первых мест в иерархии глобальных проблем современности, которым должно уделяться приоритетное значение при разработке концепции непрерывного образования.

На современную высшую школу, всю систему образования и воспитания ложится задача принципиальной и фундаментальной важности: не только отражать в системе образования и воспитания сложившиеся нормы и стереотипы общественного развития, но и возглавить инновационный процесс формирования новой парадигмы современной культуры, осуществить становление системы опережающего образования. Необходимо широкое формирование у выпускников российских вузов установок нового экологически ориентированного мышления, основывающегося на принципах коэволюционной стратегии, т.е. совместного, взаимосогласованного, гармоничного развития человека, общества и природы.

Важность изучения такой категории как «эколого-правовое воспитание» обусловлено его влиянием на обеспечение безопасности жизни, в том числе и экологической. Через распространение экологоправовых знаний, выработку положительного отношения к экологическим и правовым требованиям и на основе этого к формированию позитивных эколого-правовых убеждений, ценностей и готовности действовать в направлении соблюдения эколого-правовых норм - это один из верных путей к устойчивому развитию.

За прошедшие десятилетия в рамках данной проблемы принят ряд международных и отечественных концептуальных и правовых документов: Декларация конференции ООН о среде человека (1982 г., Найроби); «Повестка дня на XXI век» и Декларация по окружающей среде и развитию (1992 г., Рио-де-Жанейро), Стратегия образования в интересах устойчивого развития (2005 г.), Концепция устойчивого развития Российской Федерации, Экологическая доктрина Российской Федерации, Стратегия экологического образования; введен раздел об экологическом образовании, воспитании и просвещении в принятый и действующий Закон «Об охране окружающей среды»; разработаны предложения к проекту государственного образовательного стандарта, касающиеся развития экологической культуры у подрастающего поколения; продолжается разработка учебно-методического обеспечения экологического образования для всех его звеньев. Эти документы демонстрируют развитие общественного сознания, понимания значимости экологической проблематики, стремление государственных структур и общественности изменить кризисное состояние планеты, а также определяют динамичное развитие нового направления в педагогике - эколого-правового образования и воспитания, и такой отрасли права, как экологическое право, которое по глубинной сути выражает и реализует на практике нормы и требования экологического императива.

Отдельно вопросам экологического и правового воспитания в педагогике всегда уделялось значительное внимание. В трудах С. Д. Дерябо, А. А. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачева, Г. П. Мамедова, Л. В. Моисеевой,

В. И. Панова, Л. П. Салеевой, И. Т. Суравегиной, Г. А. Ягодина,

В. А. Левина сформулированы теоретические и методологические основы экологического образования и воспитания; в работах A. M. Гилярова, Т. А. Козловой, В. Н. Максимова, Н. М. Мамедова, В. М. Сенке- вича, В. И. Сивоглазова, И. Т. Суравегиной, Т. С. Суховой и др. представлены новые подходы к составлению учебных программ и пособий по экологии; А. А. Вербицким, С. Д. Дерябо, Н. М. Мамедовым, Н. Н. Назаровым и др. разработаны пути формирования экологической воспитанности, как междисциплинарного фактора непрерывного экологического образования и воспитания; А. Б. Борисенко, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверевым, Б. Г. Иоганзеном, Л. В. Кудрявцевой, А. П. Сидель- ковским, В. А. Левиным и др. определены показатели экологической воспитанности как результата экологического воспитания; социально-педагогическая проблема становления правовой культуры проанализирована в работах Т. В. Болотиной, Г.П. Давыдова, И. Ф. Рябко и др.; реализация правового образования и воспитания в учебновоспитательной практике рассматривается в исследованиях Ф. С. Ма- хова, Г. В. Миньковского, В. Г. Подзолкова, Н. В. Назарова, В. Н. Най- бич, Н. Г. Суворовой, В. М. Щербакова; формирование социальноправового опыта в целостном педагогическом процессе отражено в работах В. М. Обухова. В юридической литературе большое значение для нас имеют идеи Е. А. Лукашевой - о воспитании индивидуального правосознания, о роли правосознания в соблюдении законности;

A. С. Павлова - о целях и эффективности правового воспитания;

B. В. Тищенко - о теоретических проблемах правового воспитания; И. В. Гранкина, В. А. Кищина, Н. Я. Соколова - об организации правового воспитания и др. Глобальные экологические проблемы человечества актуализируют содержательную ориентацию современных образовательных систем также на позиции устойчивого развития (Н. П. Ва- щекин, Н. В. Маслова, Е. Н. Пасхин), основанного на концепции становления ноосферы (В. И. Вернадский, А. Д. Урсул).

В настоящее время на базе географического университета Московского Государственного Университета проводится ежегодный Всероссийский съезд учителей географии. Значительная часть обсуждаемых вопросов посвящена вопросам: подготовки ииновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования (Н. А. Алексеенко, И. А. Голубченко, Л. Н. Марухина, З. М. Тимофеева, Т. К. Щербакова и др.), важности вопросов эколого-правового воспитания студентов и школьников (Л. И. Андреева, Л. П. Литвин, Поминчук и др.), использования инновативных методик в процессе обучения по предметам «География», «Экология», «Природопользование» (Е. М. Александрова, Е. А. Архипова, С. Н. Ловягин, Д. Н. Чекушкина и др.[3].

Таким образом, инновационный аспект эколого-правового воспитания студентов в образовательном процессе вуза будет протекать наиболее эффективно, если:

разработать и реализовать на основе экоцентрического подхода структурно-функциональную модель, позволяющую представить проблему эколого-правового воспитания студентов в образовательном процессе вуза на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях;

определить и обосновать организационно-педагогические условия успешной реализации инновационной модели в образовательном процессе вуза, в том числе:

выявить эколого-правовой потенциал содержания образовательного процесса вуза;

создать эколого-правовую образовательную среду, базирующуюся на идеях и принципах устойчивого развития;

использовать в образовательном процессе вуза систему спецкурсов, в содержании которых будет реализована идея интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических, экологических и правовых знаний, обеспечивающих органичное сочетание образовательных, развивающих и воспитательных функций образовательного процесса вуза, единство информационно-познавательного, эмоциональнооценочного и поведенческо-деятельностного компонентов;

внедрить интерактивные технологии формирования практических умений и навыков эколого-правовой направленности, предполагающих взаимодействие комплекса знаний студента с имеющимся у него опытом общения с природой, изучением и пониманием природных процессов, опытом использования природных ресурсов, конструктивного сотрудничества, осознания своей ответственности за дальнейшую эволюцию природы, понимания ценности природной среды, а также готовности к восприятию различных функций и ролей будущей профессиональной деятельности, способности адаптироваться к новым условиям формирующейся экосистемы.

Разработана инновационная модель внедрения эколого-пра- вового воспитания в образовательном процессе высшей школы, которая характеризуется наличием инвариантной и вариативной составляющих. Модель имеет целостный характер, все указанные этапы взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - эколого-правовое воспитание студентов вуза. Предлагаемая модель выступает средством организации практических действий, направленных на оптимизацию эколого-правового потенциала образовательного процесса вуза. Схема модели представлена ниже.

Цель: эколого-правовое воспитание студентов.

Задачи:

1) обеспечение студентов вуза научными знаниями о природе, необходимыми для оптимизации природопользования, сохранения и улучшения качества окружающей среды;

2) формирование у будущих специалистов представления об основных проблемах взаимодействия общества и природы; о формах, размерах и следствиях антропогенного воздействия на природную среду; о глобальных и локальных экологических проблемах современности;

3) способствование формированию экологического мышления будущих специалистов (представление о единстве мира и взаимосвязанности всех протекающих в нем процессов, о необходимости соизмерения деятельности человека с интересами экологии природной среды);

4) совершенствование и закрепление имеющихся знаний и представлений студентов о природе как общественной и государственной собственности и правовом механизме охраны и регулирования эксплуатации естественных богатств, а также формирование у них экологоправовых убеждений;

5) формирование у студентов знаний о социальных аспектах охраны окружающей среды, которые приобрели особую значимость в связи с формированием экологической доктрины российского государства;

6) закрепление у учащихся эколого-правовых навыков для решения региональных проблем в области природопользования и охраны окружающей среды;

7) подготовка будущих специалистов к работе с действующим законодательством, регулирующим экологические права и обязанности граждан, а также природопользование и охрану окружающей среды;

8) подготовка будущих специалистов к правовой оценке экологического риска, которая представляет собой совокупность приобретенных знаний, освоенных умений и принятых отношений, определяющих возможность проведения объективной, профессиональной, сознательной и результативной и деятельности по установлению степени, уровня и источника экологического риска, его виновников, а также вида и меры ответственности за его возникновение.

Принцип связи эколого-правового воспитания с жизнью, социокультурной и правовой средой; принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов эколого-правового воспитательного процесса; принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности воспитуемых; принцип опоры на положительное в личности воспитуемого (студента); принцип ступенчатого характера эколого-правового воспитания; принцип системности; принцип научности знаний; принцип активности.

Этапы:

проблемно-постановочный этап: социально-педагогический уровень: эколого-правовые проблемы современности и их причины; теории воспитания; теория ак- сиологизации экологического и правового воспитания; связь экологоправового воспитания с социумом;

научно-педагогический уровень: теории психолого-педагоги- ческих особенностей студентов; уровень эколого-правовой воспитанности студентов;

научно-методический уровень: педагогический потенциал используемых в образовательной практике методов и средств учебно-воспитательной деятельности;

продуктивно-рефлексирующий этап: анализ профессиональных качеств педагога: педагогические способности; уровень профессиональной компетентности; мотивация деятельности; творческий потенциал; способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

анализ эколого-правового воспитательного потенциала образовательной среды вуза: предметно-пространственная среда; соответствие программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса требованиям социума, целям и ценностям образования; концептуально-формирующий этап: определение совокупности организационно-педагогических условий; проектирование эколого-правовой воспитательной среды вуза; обоснование аксиологического, экоцентрического и компетентно- стного подходов эколого-правового воспитания; разработка интерактивных технологий, разработка системы социально-ориентированных воспитывающих ситуаций;

действенно-практический этап: информационный блок: учебно-методические комплексы интегративных поддерживающих курсов;

технологический блок: внедрение интерактивных технологий; внедрение социально-ориентированных воспитывающих ситуаций;

структурно-содержательный блок: организация эколого-право- вой образовательной среды вузов; реализация аксиологического, эко- центрического, компетентностного подходов в эколого-правовом воспитании студентов;

итогово-аналитический этап: определение критериально-оценочного аппарата исследования по выявлению уровней эколого-правовой воспитанности студентов; проведение диагностических срезов и анализ полученной информации;

обобщение опыта; проведение экспертизы результатов исследования, определение перспектив их использования.

В соответствии с одним из основных положений синергетического подхода к сложноорганизованным системам, к которым относится эколого-правовое воспитание в вузе, нельзя навязать пути их развития. Необходимо вызвать активность самой системы, что приведет ее к саморазвитию, самоорганизации. Способом, вызывающим необходимое ответное, резонансное действие системы, является качественное использование инновационных интерактивных форм обучения.

Эколого-правовое воспитание как интерактивный процесс - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта практической деятельности. Это процесс интенсивной коммуникации педагога и учащегося (педагог-субъект своей эколо- го-правовой педагогической деятельности ставит в позицию субъекта его эколого-правовой образовательной деятельности - учащегося). Интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей экологического поведения и деятельности участников педагогического процесса и характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием видов, форм и приемов экологопедагогической деятельности, целенаправленной рефлексией участниками своей эколого-педагогической деятельности, состоявшегося взаимодействия в рамках процесса формирования экологической культуры.

Введение интерактивных форм обучения в образовательновоспитательный процесс необходимо проводить поэтапно. Для ознакомления студентов с эколого-правовыми проблемами использовались конференции, видеоконференции, «круглые столы», дискуссии в которых должны принимать участие студенты, преподаватели вуза, должностные лица органов государственной власти (на уровне субъекта), местного самоуправления, представили правоохранительных органов, общественных движений и организаций, занимающихся защитой окружающей среды. Такие формы были выбраны, потому что они в значительной степени затрагивают эмоциональную и поведенческую сферы личности, усиливают мотивацию овладения эколого-правовыми знаниями, помогают студентам сориентироваться как в своих оценках суждений, позиций, отношений, поведения, так и других людей.

По мере усвоения эколого-правовой компоненты окружающей среды необходимо применение экспериментальных и аналитических методов игрового и неигрового характера. На этом этапе происходит формирование практических и исследовательских эколого-правовых умений, развивается творческая инициатива, укрепляется нравственная позиция в отношении природы и реального окружения. Такие методы как case-study, деловые и ролевые игры, эколого-правовое моделирование и конструирование, позволяют систематизировать и обобщить знания студентов в области эколого-правовых проблем.

Особое значение в процессе эколого-правового образования имеет осуществление телекоммуникационного проекта, в рамках которого наиболее распространено применение метода web-квестов. Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого студента. Образовательный процесс при этом направляется на развитие мышления и воображения, которые обеспечивают эффективную организацию познавательной деятельности студентов. Под «Образовательным web-квестом» мы понимаем проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Целью краткосрочных проектов является приобретение студентами эколого-правовых знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение эколого-правовых понятий.

Технологическим механизмом в системе эколого-правового воспитания студентов выступает взаимосвязь и взаимообусловленность следующих действий: на первом этапе - постановка проблемы, поиск и погружение в эколого-правовые проблемы; второй этап - анализ, интерпретация, осмысление и понимание универсальных общекультурных смыслов экосистемы; третий этап - рефлексивная оценка индивидуального ценностно-смыслового опыта эколого-правовой деятельности.

Использование в образовательном процессе экоцентрического подхода позволяет актуализировать эколого-правовой потенциал образовательной среды вуза и решать следующие учебно-воспитательные задачи: умение самостоятельно находить эколого-правовые проблемы исследования; развитие проблемного видения, самостоятельности суждений; умение концентрировать внимание и мыслительную активность; развитие потребности постичь источник поставленной проблемы, ее суть; умение устанавливать структурные связи между элементами научных знаний; умение проникать в противоречивую сущность постигаемых явлений, видеть отношения единства и противоположности их сторон.

В процессе организации опытно-экспериментальной работы, направленной на повышение уровня эколого-правовой воспитанности студентов необходимо выделить индикативные показатели, которые отражают содержательную основу реализации задачи: по информационно-познавательному критерию - полнота знаний и представлений об объектах и явлениях, их личностная осмысленность; по эмоциональнооценочному - отношение к информации как к ценности, потребность в познании ценностных ориентаций экосоциума; по поведенческо-дея- тельностному - готовность к использованию ценностно-смысловой базы эколого-правовых знаний в своей практической деятельности.

На основании совокупности критериев и их показателей могут быть выявлены уровни сформированности эколого-правовой воспитанности: низкий (элементарный), средний (развивающийся) и высокий (оптимальный) [4].

В заключение следует отметить, что система непрерывного образования подвержена многочисленным изменениям, развитию, совершенствованию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к специалистам, причем квалификационные требования повышаются не только в части, касающейся профессиональной деятельности, но и в части общих компетенций. Научно-технический прогресс, все более усиливающееся антропогенное влияние на основные экосистемы мира способствует тому, чтобы педагогика находила более действенные, эффективные, инновационные пути преобразования человека в социально значимую личность, для которой эколого-правовая составляющая является приоритетной. Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т. е. технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс внедрения новых идей в систему непрерывного образования.

В условиях напряженной экологической обстановки важно понимать, что педагогические инновации в эколого-правовом направлении вузовской науки - это неотъемлемая часть развития педагогики, необходимая для совершенствования системы непрерывного образования [1, 2].

Литература

1. Попова, Н. В. Пространственная дифференциация экосистем суши по диагностическим параметрам напочвенных органогенных горизонтов [Текст] / Н. В. Попова. М. : Ид «Камертон», 2012.

2. Попова, Н. В. Закономерности распределения запасов напочвенных органогенных горизонтов [Текст] / Н. В. Попова. Saarbrucken : ИД «LAPLAMBERTAcademicPublishingGmbh&Co», 2012.

3. Сборник материалов Всероссийского съезда учителей географии [Текст]. М. : Изд-во МГУ, 2011.

4. Щепеткина, И. В. Организация эколого-правового воспитания студентов в системе высшего образования [Текст] / И. В. Щепеткина // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. 2010. № 11. С. 195-201.




Н. В. Попова (Россия, г. Воронеж) И. В. Щепеткина (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601