Специфика рынка труда моногорода и характер занятости его населения формируются посредством реализации показателей социально-экономического положения города, так как именно оно определяет структуру предложения рабочих мест и спрос на рабочую силу.
Конъюнктура рынка труда в моногороде формируется исходя из соотношения спроса, предложения рабочей силы и уровня заработной платы, сложившейся в данном регионе. Предложение труда в рамках моногорода рассматривается как сложившаяся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность потенциально трудоспособного населения. Спрос на труд в условиях моногорода является суммарной численностью занятых и вакантных рабочих мест. Причем, спрос на рабочую силу в моногороде напрямую зависит от состояния исторически сложившихся в данном регионе отраслей экономики и финансового положения градообразующих предприятий.
Рынок труда оказывает прямое воздействие на функции профессионального образования, так как дальнейшее развитие моногорода будет зависеть от сбалансированности местной экономики, в том числе и трудовых ресурсов.
Говоря о рыночных механизмах, формирующих рынок образовательных услуг в условиях моногорода, можно выделить следующие основные факторы, влияющие на процесс оказания или, поставки образовательных услуг:
1) образовательное пространство моногорода;
2) субъекты рынка в моногороде (поставщики образовательных услуг и их потребители);
3) оборудование и материалы, применяемое при оказании образовательных услуг и (или) содействующее процессу оказания услуг;
4) состояние материальной базы учебных заведений, оказывающих образовательные услуги;
5) влияние государственных и общественных интересов.
Образовательное пространство в моногороде представляет собой
ту среду, в которой функционируют поставщики образовательных услуг.
Образовательное пространство моногорода необходимо рассматривать с позиций маркетинга и менеджмента услуг в профессиональном образовании данного города и региона. При этом необходим структурный анализ, который станет отправной точкой для формирования представления о конкурентном положении поставщика на рынке образовательных услуг, и получить представление о факторах, которые могут воздействовать на это положение. Структурный анализ является инструментом представления сил, воздействующих на образовательное учреждение - поставщика образовательных услуг, в виде некой модели, которую можно использовать для дальнейшего формирования рыночной стратегии.
Дать объективную оценку образовательному пространству моногорода с учетом рыночной среды достаточно сложно. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на положение субъектов рынка образовательных услуг и различной степенью их воздействия на этих субъектов. В сфере профессионального образования эта множественность факторов осложнена еще и достаточно активной ролью государства в сфере образования, ведь если государственные образовательные учреждения собираются работать на нужды рыночной экономики на основе платных образовательных услуг, то они должны стать собственно рыночными структурами. Но для этого они должны быть полностью свободны в своем поведении на рынке образовательных услуг. На сегодняшний день данное положение не отвечает этим условиям: государственные образовательные учреждения во многом зависимы от государства экономически, т. к. в качестве их учредителей выступают либо правительство, либо государственный орган; здания, сооружения и оборудование переданы им в оперативное управление, они не являются их собственниками; повседневная деятельность учреждений во многом определяется постановлениями и инструкциями госорганов управления образованием, как федеральными, так и региональными.
Еще одна ярко выраженная проблема моногородов заключается в том, что из-за отсутствия профильных учреждений профессионального технического образования, на рынке труда нет соответствующих требованиям специалистов. Выходом в данной ситуации могут стать специальные программы градообразующих предприятий по созданию кадрового резерва: подбор заинтересованных абитуриентов, оплата обучения, стипендиальные выплаты студентам, которые, в соответствии с предварительной договоренностью, после профильного среднего профессионального образования (как правило, за пределами моногорода) будут возвращаться на предприятие.
Таким образом, в новых социально-экономических условиях моногорода все более актуальной становится проблема формирования новой системы отношений образовательных учреждений профессионального образования с окружающей социально-экономической средой - системы социального партнерства с работодателями, объединениями работодателей и работников, органами по труду и занятости населения, то есть со всеми теми, кто не только является потребителем услуг образовательного учреждения, но и может стать источником обеспечения его деятельности. Социальное партнерство в моногороде должно способствовать, с одной стороны, решению проблемы ресурсного обеспечения образовательных учреждений, с другой стороны - более активному реагированию на изменения конъюнктуры рынка труда.
Литература
1. Волкова, О. Молодежь и профессиональный труд [Текст] / О. Волкова // Человек и труд. 2006. № 10.
2. Горлов, А. Как оптимизировать структуру предложения на рынке труда [Текст] / А. Горлов // Человек и труд. 2005. № 8.
3. Миляева, Л. Рынок образовательных услуг провинциальных городов : маркетинговый подход [Текст] / Л. Миляева // Человек и труд. 2005. № 9.
4. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России [Текст] // Материалы III Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (25-26 октября 2006 г.). Кн. I, II. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2006.
Т. А. Обшивалкина
(Россия, г. Краснотурьинск)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 2233