СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инновационный педагог - творческий педагог

Наша страна в XXI в. продолжает реформирование институтов государства и общества. Будущее нашей страны находится в руках воспитателей, учителей школ, преподавателей вузов - настоящих и будущих выпускников педагогических колледжей, институтов, университетов.

В настоящее время возникла необходимость в развитии инновационной педагогической деятельности. Она определяется условиями развития общества, культуры, рядом жизненных обстоятельств, таких как социально-экономические изменения в обществе, усиление гуманитаризации содержания образования, изменение отношения педагогов к освоению и применению инноваций в педагогическом процессе, включение учебных заведений в рыночные отношения.

ФГОСТ ВПО дает нам следующую характеристику профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»:

в области педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям;

организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры [7].

Таким образом, на смену традиционному педагогу приходит педагог инновационного типа. Такой педагог выступает в качестве автора и разработчика новых обучающих программ. Так же он исследователь, пользователь и пропагандист новейших технологий и концепций в педагогическом процессе. Новый педагог проводит отбор и оценку возможностей применения новых идей и методик, предлагаемых коллегами и педагогической наукой.

Педагог инновационного типа - это профессионал, готовый к экспериментам, инновациям и изменениям в педагогическом процессе. Это творческая личность, являющаяся одним из составляющих инновационного процесса в педагогике. Он должен воспринимать различные точки зрения, не изменяя собственное видение проблемы. Инновационное поведение педагога предполагает активность и непрерывное творчество при осуществлении педагогической деятельности. Поэтому педагог инновационного типа не может существовать без постоянного профессионального творческого развития.

Особое внимание при этом следует уделить подготовке студентов - будущих педагогов в рамках педагогической практики как средства развития профессионального мастерства будущего педагога.

Прежде всего, педагогическая практика как составная часть образовательного процесса в системе подготовки будущего педагога обеспечивает профессиональную подготовку студента в качестве специалиста. Студенты получают возможность реализовать профессиональные психолого-педагогические знания и умения во взаимодействии с обучающимися. Педагогическая практика предоставляет каждому студенту возможность активного включения в целостный учебновоспитательный процесс образовательного учреждения.

В научной литературе достаточно полно изучена роль педагогической практики в профессиональном становлении и развитии будущего педагога. В результатах этих исследований отражены исторические аспекты развития практической подготовки специалиста, рассмотрены её виды, содержание, функции, структура (В. П. Горленко и др.); обоснованы методы организации, критерии оценки результатов практики, пути повышения её эффективности (Е. П. Белозерцев, А. Е. Захарова, Г. А. Ястребов и др.); рассмотрены аспекты педагогической практики студентов, обеспечивающие их готовность к практической и инновационной деятельности (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, Л. В. Загрекова, Л. В. Кильянова и др.); раскрыта роль педагогической практики в подготовке студентов к восприятию, оцениванию и реализации педагогических новшеств. Однако, многие аспекты развития профессионального творчества будущего педагога в процессе педагогической практики требуют дальнейшего изучения [1, 2, 3, 4, 5].

В нашем исследовании мы предполагаем, что удастся повысить эффективность развития профессионального творчества студентов профиля «Дошкольное образование» в процессе педагогической практики при условии внесения в структуру педагогической практики профессионально-творческого компонента и определения его содержания, связей с другими компонентами; разработки и внесения в организационно-методическое обеспечение практики профессионально направленных творческих заданий.

В структуре педагогической практики исследователями выделили профессионально-творческий компонент (ПТК), направленный на актуализацию творческих способностей будущих педагогов и обеспечение успешного развития их профессионального творчества (Т. Н. Томилова и др.). ПТК является относительно независимым компонентом практики как педагогической системы, имеет особенную структуру, но при этом его структурные элементы одновременно входят в структуру практически всех других компонентов педагогической практики, обеспечивая тем самым непрерывность процесса развития профессионального творчества будущих педагогов на всех ее этапах и во всех ее компонентах [6].

Рассмотрим структурные элементы ПТК, особенности и взаимосвязи его компонентов (см. рис.).

Студенты - будущие педагоги дошкольного образования являются активным компонентом, характеризуются личностными качествами и находятся под влиянием окружающей педагогической ситуации в образовательном процессе. Активная деятельность студентов во многом зависит от определения педагогами-руководителями практики их личностных качеств, что в дальнейшем повлияет на цели и содержание ПТК.

Педагоги-руководители практики также выступают активным элементом ПТК. Им необходима специальная подготовка к реализации профессионально-творческого компонента. В процессе данной подготовки они овладевают методами педагогической активизации творческой деятельности студентов-практикантов и актуализируют свой творческий потенциал.

Системный элемент ПТК «цели воспитания, обучения и развития творческой личности», включает в себя взаимосвязанные студен- тов-практикантов как субъектов профессионального творчества и пе- дагогов-руководителей практики как субъектов развития профессионального творчества.

Модель профессионально-творческого компонента в структуре практики как педагогической системы

«Методологический элемент развития профессионального творчества будущих педагогов дошкольного образования», как один из элементов ПТК включает в себя помимо общепедагогических принципов воспитания и обучения специфические принципы и способы развития профессионального творчества студентов профиля «Дошкольное образование». Это такие принципы, как: 1) принцип объективизации профессионального творчества будущего учителя; 2) принцип опоры на осознанные студентами потребности; 3) принцип самостоятельного формулирования новых профессионально-творческих задач; 4) принцип взаимосвязи развития профессионального творчества будущего учителя в процессе педагогической практики с познавательной деятельностью студентов-практикантов; 5) принцип комбинирования профессионально-творческих задач и творческих решений: 6) принцип циклического чередования формально-логического и эмоциональнообразного видов мыслительной деятельности.

Структуру системного элемента ПТК «Содержание воспитания, обучения и развития творческой личности в процессе педагогической практики» составляют инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть формируется педагогами-руководителями, исходя из «целей воспитания, обучения и развития творческой личности», «методологического элемента развития профессионального творчества будущих педагогов дошкольного образования» и включает в себя необходимые для творческого развития знания, умения и навыки. Вариативная часть данного компонента зависит от интересов студентов, уровня их подготовки и творческого опыта педагогов-руководителей.

Еще одним системным элементом ПТК являются «формы организации процесса воспитания, обучения и развития творческой личности в процессе педагогической практики». Он предполагает воспитание творческой личности и обучение профессиональному творчеству с соответствующими средствами обучения. Главным здесь является творческая деятельность педагогов-руководителей, а особенно их сотворчество со студентами.

Важное место в организационно-методическом обеспечении реализации профессионально-творческого компонента отводится профессионально направленным творческим заданиям, в основу которых положены особенности процесса обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждений. Профессионально направленные творческие задания включают в себя разработку системы творческих игр (а именно сюжетно-ролевых, режиссерских и театрализованных); организацию и проведение творческих проектов. Это требуют от самого педагога достаточной теоретической подготовки и творческого развития.

Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это жизненные ситуации, в которых будут изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Так, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Важная роль в организации и проведении творческой игры отводится творческому развитию самого педагога.

Творческий проект - самостоятельная итоговая работа. Качество его выполнения зависит от того, насколько хорошо студенты сумели усвоить содержание различных разделов программы, насколько прочны их знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. В ходе выполнения творческих проектов у студентов формируется самостоятельность и настойчивость в решении творческих задач, приобретается умение планировать свою деятельность, работать коллективно. Задания, предназначенные для самостоятельной работы, должны носить активный и творческий характер, стимулировать поиск самостоятельных решений, побуждать к активной целеустремленной деятельности. Это обеспечивается развитие навыков собственно самостоятельной деятельности и творческих способностей каждого студента.

Таким образом, современное общество нуждается в творческой личности и при подготовке будущих специалистов необходимо это учитывать. Педагог должен с творчеством подходить к решению профессиональных задач.

Литература

1. Горленко, В. П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы [Текст] / В. П. Горленко // Педагогика. 1996. № 5. С. 63-69.

2. Гребенюк, О. С. Подготовка будущего учителя к инновационной педагогической деятельности [Текст] / О. С. Гребенюк // Теория обучения : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 280-316.

3. Гребенюк, О. С. Теория обучения [Текст] : учеб. для студ. высш учеб. заведений / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003.

4. Кильянова, Л. В. Диагностика учебно-профессиональной деятельности инновационной направленности студента-практиканта [Текст] / Л. В. Кильянова // Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя : учеб. пособие ; [под ред. Л. В. Загрековой]. Н. Новгород : НГПУ, 2002. С. 57-69.

5. Педагогическая практика : учеб пособие для студ. пед. ин-тов [Текст] / под ред. В. К. Розова. М. : Просвещение, 1981.

6. Томилова, Т. Н. Развитие профессионального творчества будущих учителей в процессе педагогической практики [Текст] : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Т. Н. Томилова. Екатеринбург, 2008.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. Режим доступа : http//mon.gov..ru,/dok/fgos/7198.




С. А. Новоселов, Л. В. Воронина, Т. В. Слюнко (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601