СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Основные тенденции развития образования в Казахстане

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. важнейшей целью является модернизация системы технического и профессионального образования в соответствии с запросами общества и индустриальноинновационного развития национальной экономики, интеграция в мировое образовательное пространство. Значимость модернизации системы образования определяется её ключевой ролью в повышении конкурентоспособности Казахстана и ускорении темпов его экономического развития.

В соответствии с этим Министерством образования и науки РК разработана стратегия поэтапного преодоления системных проблем в образовании республики, которая включает такие стратегические направления как: научно-техническое обеспечение базовых отраслей экономики и социальной сферы, повышение эффективности управления и

финансирования системы образования и науки. Реализация данных направлений предполагает решение ряд целевых задач, включающих: усиление кадрового потенциала вузов,

увеличение охвата высшим и послевузовским образованием, совершенствование управления и финансирования системы образования и науки.

В тоже время наличие системных рисков, включающих возможную децентрализацию системы управления образованием, усиливающийся отток квалифицированных кадров из системы образования и науки, вызванный несоответствием между уровнем оплаты труда в отрасли и средним уровнем оплаты по стране, ставят под сомнение успешную реализацию вышеназванных целевых задач. В таблице представлены данные характеризующие динамику числа студентов и профессорско-преподавательского состава вузов Казахстана.

Число студентов и профессорско-преподавательского состава вузов

2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11

Число высших учебных заведений 181 181 176 167 143 148 149

Численность студентов высших учебных заведений 747 104 775 762 768 442 717 053 633 814 610 264 620 442

Численность профессорско-преподавательского состава 42 333 43 382 42 788 41 207 37 814 39 155 39 600

Количество студентов вузов стало сокращаться, начиная с учебного года 2005-2006. При этом отмечается существенное сокращение количества вузов за аналогичный период. Порядка 14 вузов было закрыто в период с 2005 по 2008 гг. Параллельное сохранение спроса на прежнем уровне увеличило значение среднего количества студентов на один вуз. Наблюдается региональный дисбаланс количества вузов и студентов. На долю Алматы приходится порядка 35% процентов вузов и 30% студентов. Таким образом, Алматы занимает около трети рынка высшего образования. Г ород Алматы по-прежнему сохраняет за собой статус образовательного центра республики.

Одной из распространенных форм послевузовского обучения в Казахстане является магистратура. Магистерские программы предлагаются во всех сферах и направлениях образования, но наибольшим спросом пользуются магистратуры в сфере экономики и бизнеса, поскольку традиционно считается, что они повышают шансы трудоустройства и дальнейшего развития карьеры.

В Казахстане первые программы MBA открылись в 1996 г. в КИМЭП и Международной академии бизнеса. В течение последних 10 лет количество обучающихся постоянно росло, в среднем на 20-30% в год. Рынок образовательных услуг республики постоянно развивается, на нем появляются новые участники, что обостряет конкуренцию между ними. Так, например, при содействии Торгово-Промышленной палаты Казахстана Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова открыла для предприятий Евразийской промышленной ассоциации корпоративную модульную программу МВА, КазЭУ им. Рыскулова открыл специализированную корпоративную программу для Национального банка РК, университет Туран начал совместную с британским университетом программу МВА, Казахстанско-Британском Техническом Университете также осуществляет подготовку магистрантов.

Степень МВА потенциально востребована преимущественно специалистами или менеджерами компаний, желающими повысить профессиональные навыки, добиться определенных карьерных целей. С другой стороны необходимость получения дополнительных знаний в бизнесе испытывают и самозанятые профессионалы, а также владельцы бизнеса. Зачастую получение степени MBA в Казахстане рассматривается как очередная ступень в академическом образовании.

Возрастной диапазон целевой аудитории предположительно 25-39 лет. Наличие высшего образования и стажа работы как необходимое условие для обучения по программе MBA - дополнительный параметр профайла. Ценности этой группы основаны на карьерном и профессиональном развитии, поэтому MBA является актуальным продуктом, удовлетворяющим эти потребности.

Большинство программ МВА нацелено на определенную специализацию - Executive MBA в сфере нефти и газа (КБТУ), MBA со специализацией в бухучете (КИМЭП). Все программы МВА, за исключением модулей КЭУ им. Рыскулова, помимо русского могут быть предложены на английском языке.

Емкость данного рынка небольшая, однако «входные барьеры» для новичков в рынок достаточно высокие. Практически, основные игроки на данном рынке уже формировались и такой стратегический ресурс, как качество и количество ППС - уже «поделен» между бизнес-школами республики.

Рассматривая жизненный цикл MBA в Казахстане, можно отметить, что данный продукт находится на ранней стадии своего становления. Речь пока не идет о зрелости продукта, поскольку уровень его популярности в Казахстане еще довольно низок. Это продукт «широкой популярности в узких кругах». Однако с каждым годом профессионалы в бизнесе все больше понимают важность получения систематизированных знаний и навыков в формате МВА.

На рисунке показан жизненный цикл продукта в 10-летнем горизонте планирования. В количественном выражении, прогнозное количество слушателей программ МВА в Казахстане составит порядка 431 тыс. человек на 2013 г., и 505 тыс. человек на 2018 г.

появлен рост зрелость падение

2009 2018 время

Жизненный цикл продукта МВА

Следует отметить, что весь сегмент казахстанских вузов, предоставляющих бизнес-образование в области MBA, требует стратегического репозиционирования, с тем, чтобы приблизиться к стандарту западных школ. В противном случае, казахстанские дипломы MBA будут иметь ограниченное признание только в рамках казахстанского, и в лучшем случае регионального рынка - бывших стран СНГ. В связи с этим для необходимо репозиционирование предложения в сторону улучшения качества и адекватного увеличения цены. С целью улучшения качества внедряются международные форматы обучения, при которых магистранты проходят дополнительное образование или стажировку в ведущих вузах за рубежом. Такое сотрудничество позволяет выпускникам в дополнение к казахстанскому диплому получать дипломы и сертификаты школ-партнеров.

Концепция развития программ МВА должна быть направлена, на наш взгляд, прежде всего, на обучение эффективных специалистов для отечественных компаний. При этом, уровень и качество обучения должны быть эквивалентны зарубежным аналогам, но уже в адаптированном к местным условиям формате.

Казахстанские бизнес школы предлагают также программы докторантуры в сфере бизнеса - DBA, которые являются сравнительно новым продуктом рынка образовательных услуг республики и предлагается тем, кто хочет продолжить бизнес образование после магистратуры, а также провести ряд научно-практических исследований в сфере бизнеса. Относительное новшество продукта не позволяет говорить о его масштабности. В большей степени - это имиджевый продукт бизнес-школ, расширяющий их продуктовый ассортимент, но не прибавляющий в значительной степени маржинальной стоимости.




Н. В. Никифорова (Республика Казахстан, г. Алматы)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601