С переходом на рыночную экономику в России начал формироваться рынок образовательных услуг, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей в данной сфере. Особое значение с точки зрения маркетинга придается сектору услуг по предоставлению возможности получения профессионального образования, так как общее образование в нашей стране должен получить каждый гражданин РФ, а профессиональное образование выбирает каждый сам для себя самостоятельно в любом возрасте.
Несмотря на некоторую новизну излагаемого вопроса, маркетинг образовательных услуг получил достаточное освещение в отечественных изданиях. Это вызвано тем, что теоретические положения и маркетинговые подходы находят применение и на рынке образовательных услуг. В условиях сокращающегося госфинансирования образовательных услуг усиливается конкурентная среда в этой области, что является одной из причин привлечения внебюджетных средств.
Основными субъектами маркетинга образовательных услуг являются образовательные учреждения (далее ОУ), которые формируют предложения по подготовке специалистов на всех уровнях, - академии, университеты, техникумы и колледжи. Маркетинг ОУ способствует изучению рынка, прогнозированию, ценообразованию и определению перспективных направлений их развития.
Особая роль на рынке образовательных услуг принадлежит государству, которое определяет политику образования в стране, предоставляет определенные льготы государственным ОУ, определяет перечень востребованных профессий, организует подготовку квалифицированных кадров и их правовую защиту. В этих условиях профессиональное ОУ с наименьшими затратами может сосредоточиться на внутренней деятельности, содержании учебных программ, обеспечивая качественную и быструю подготовку специалистов, удовлетворяя потребности рынка труда.
Основные принципы формирования маркетинговой модели сферы образования должны включать ориентацию на потребителя, использование системного подхода, неоднозначность путей развития и процессы самоорганизации.
Ежегодно тысячи выпускников школ устремляются в вузы и ссузы за получением профессиональных образовательных услуг, а именно за тем, что под этим термином они подразумевают: потребность в получении работы, потребность в творчестве и самореализации, потребность в общении. Эти базовые потребности оформляются в виде запросов к специальности, характеристике учебного заведения, цене и качеству. В конечном итоге происходит распределение абитуриентов по профессиональным учебным заведениям. Такая самоорганизация построена главным образом на основе потребностей потребителей. Это первый уровень сферы образования как маркетинговой системы взаимоотношений учреждений образования (производителей услуг) и студентов (потребителей).
Рынок образования выступает как единый интегральный производитель особого продукта - выпускников - на рынке труда. Здесь проявляется второй уровень системы образования - уровень взаимоотношения рынка образования и рынка труда и обществом в целом. От имени общества выступает государство. В Законе РФ «Об образовании» система образования определяется как совокупность взаимодействующих:
организаций образования независимо от форм собственности, типов, видов;
преемственных образовательных программ и государственных общеобязательных стандартов образования для различных уровней образования;
органов управления образованием и подведомственных им организаций.
С точки зрения маркетинговой системы можно отметить, что в перечне приоритетных задач образования в Законе отсутствуют изучение состояния рынка труда и формирование соответствующего спроса на микроуровне.
Следует отметить, что в современной ситуации на рынке труда, частью которого является рынок молодых специалистов, образование выполняет фильтрующую, селективную (информационную) функцию, т.е. образование трактуется как средство отбора, как устройство, сортирующее учащихся в зависимости от их производственных качеств. При найме работников работодатели используют информацию о потенциальной производительности работника.
Применительно к вопросам маркетинговой деятельности профессиональных ОУ при оказании образовательных услуг ассортиментная политика (перечень специальностей) должна существенным образом дополняться товарной, под которой мы подразумеваем в данном случае такое наполнение услуги, которое будет помогать выпускникам найти свое место на рынке труда.
Одной из важнейших особенностей образовательной услуги является ее зависимость от компетенции потребителя, т. е. от суммы знаний, социальной подготовленности клиента, которые связаны с использованием товара в послепродажный период. Учитывая своеобразие образовательных услуг и зависимость таких услуг от личных качеств потребителя, целесообразно использовать понятие «маркетинг отношений».
Маркетинг отношений расширяет традиционное понятие потребителей, к которым относятся поставщики, дистрибьюторы, работники фирмы, СМИ, общественность и т.п. Маркетинг отношений в отличие от традиционного маркетинга направлен на удовлетворение не отдельной потребности, а комплекса потребностей и наличие постоянной обратной связи с потребителем.
Модель маркетинга отношений можно представить в виде последовательности: «коммуникация - полезность - персонализация - стиль».
Становление маркетинговой системы ОУ, построенной на принципах маркетинга отношений, может прослеживаться следующим образом.
Формирование первого уровня - «коммуникация» - предполагает огромную организационную работу по сбору информации приемной комиссией, отделением допрофессионального образования: отслеживание и динамики потребностей студентов, сбор информации о выпускниках.
Говоря о втором уровне - «полезность», можно отметить, что студенты приходят в учебное заведение не только за получением образовательной информации. Студенчество - это особый стиль жизни, и многие ОУ это хорошо осознают: не случайно в рекламах мелькают сообщения о количестве спортивных секций, богатой культурной жизни и т. д.
Третий уровень - индивидуализация жизни студента как в образовательном плане (индивидуальный учебный план), так и в создании такой атмосферы, когда каждый студент ощущал бы себя индивидуумом, а не «одним из всех».
Четвертый уровень распространяется на послеучебную жизнь выпускника.
Маркетинг отношений не ограничивается взаимоотношениями учреждения и непосредственных потребителей (студентов и выпускников), хотя именно эти основополагающие взаимоотношения являются первоосновой для включения в систему маркетинга отношений участников других уровней (фирм, СМИ, общественных и государственных организаций и т.д.) и важнейшим основанием маркетингового управления учебным заведением.
Образовательные услуги вместе с тем являются специфическим товаром, значение и качество которого проявляются и реально оцениваются уже в послепродажный период - на рынке труда. Но важным моментом является и оценка качества образовательных услуг выпускниками, поскольку именно они являются наиболее эффективным источником информации для потенциальных потребителей. Это одна из главных причин важности маркетинга отношений.
Успех маркетинга отношений характеризуется, прежде всего «качеством отношений», которое связано с понятием потребительской компетенции. С этой точки зрения оценка выпускником качества полученных услуг в большей степени зависит от его поведения при их использовании. Речь идет не только об умелом использовании знаний, полученных в ОУ, но и о качестве «послепродажного обслуживания» своих выпускников, которое и должно явиться одним из ключевых звеньев при построении подсистемы «маркетинг отношений с выпускником».
С точки зрения маркетинга в функции образовательного учреждения входит:
оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков;
производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;
оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям.
Образовательные учреждения как субъекты, формирующие и осуществляющие предложение образовательных услуг на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в сфере образования.
Сложилось такое мнение, что маркетинг - это дело лишь крупных корпораций, рыночных лидеров. Применительно к маркетингу образовательных услуг в сфере профессионального образования крупные лидеры возможны - это университеты, академии, институты. Безусловно, что крупные мероприятия в области рекламы и в осуществлении других функций маркетинга не под силу малым по масштабам ОУ. Однако это не значит, что маркетинг для них не доступен и не реален. Правильнее сделать другой вывод - о необходимости поддержки их маркетинговых усилий, о целесообразности объединения сил и средств в этом направлении. Небольшим ОУ маркетинг жизненно важен и нужен, так как в условиях рынка любая ошибка в прогнозе спроса, в выборе предложенных образовательных услуг может обернуться для них трудно поправимыми негативными последствиями.
Таким образом, основными направлениями маркетинговой деятельности в учреждениях профессионального образования являются: изучение и прогнозирование потребностей рынка труда; постучебная деятельность выпускников, их профессиональная деятельность и трудоустройство; привлечение потребителей, профориентационная работа, имиджирование ОУ и т. п.
Е. Р. Низкова
(Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 2110