СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Национальное правовое регулирование как фактор институционализации системы высшего профессионального образования

Институциональный подход, в рамках которого высшее профессиональное образование рассматривается как социально-экономический институт, обусловил необходимость изучения процесса институционализации системы высшего профессионального образования.

Представляется, что под институциональной структурой системы ВПО следует понимать организованную совокупность институтов, определяющих правила и ограничения функционирования субъектов системы. Характерным признаком системы являются коммуникации, формирующие механизм функционирования системы ВПО.

Процесс институционализации в контексте данного исследования это процесс функционирования и динамики института ВПО в рамках существующей социально-экономической системы, характеризующийся определенной организационной устойчивостью.

Формальная институционализация осуществляется, прежде всего, путем тщательной проработки нормативно-правового регулирования указанного процесса.

Неформальные институты, опосредующие процесс институционализации и влияющие на восприятие и легитимацию формальных институтов обществом формируются достаточно продолжительное время, не могут быть отменены или изменены одномоментно. Что подчеркивает их важность для процесса.

Таким образом, создание институциональной среды требует длительного временного интервала, в течение которого происходит наложение друг на друга формальных и неформальных институтов.

Необходимо отметить, что в основе успешной институционализации системы ВПО, как в прочем и других систем, лежит процесс согласования интересов; обеспечивается необходимая мера подчинения индивидуальных интересов групповым или общественным, происходит их деиндивидуализация.

Институционализация обусловливает образование набора норм и правил, задающих контекст существования и взаимодействия субъектов в рамках системы высшего профессионального образования.

Институционализация должна связывать социальное поведение факторов, обеспечивает соответствие реальным ожиданиям и развивает силу социального действия (приближение функций институтов реальным интересам субъектов системы ВПО).

Одним из критериев степени завершенности процесса институционализации может служить массовое предсказуемое и нормальное поведение экономических агентов системы ВПО в соответствии с институциональными образцами поведения.

В связи с вышесказанным, представляет интерес анализ соотношения формальных и неформальных институтов в процессе институционализации системы высшего профессионального образования.

Предпосылкой исследования является рассмотрение неформальных институтов - привычек, обычаев, взглядов, менталитета как некой институциональной основы, в которую импортируются формальные институты - нормативно-правовое регулирование.

Известно, что каркас каждого социального-экономического института составляют правовые нормы, формально зафиксированные в законах, подзаконных актах и других правовых документах. Полнота, непротиворечивость и легитимность этих норм, их справедливость в глазах общества определяют социальное качество и эффективность института.

Существующая на данный момент уровневая система права ВПО сформировалась сравнительно недавно - с 1 января 2006 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2002 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Действовавшая до этого редакция ст. 1 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) предполагала возможность нормативно-право - вого регулирования отношений в области высшего и послевузовского образования только на федеральном уровне.

Таким образом, сегодня идет процесс формирования четырехуровневой системы правового регулирования высшего профессионального образования: федеральный, региональный, муниципальный и локальный уровни. В ст. 72 (п. «е») Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, нормы, касающиеся разграничения компетенции в образовательной сфере, содержатся в ст. 26, 43 и 44 Конституции РФ. Распределение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по законодательному регулированию отношений, возникающих в области образования, закреплено в ст. 3 Закона РФ «Об образовании». Так, федеральные законы разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. Что же касается субъектов Федерации, то в соответствии с их статусом и компетенцией они могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Вопросы высшего и послевузовского профессионального образования могут содержаться и в принимаемых в форме закона региональных целевых программах развития образования. Региональные законы могут приниматься также по отдельным организационным, социальным, экономическим и финансовым вопросам деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования в данном субъекте Российской Федерации. Региональные подзаконные акты могут быть посвящены регулированию общих вопросов образования или деятельности различных типов образовательных учреждений.

Муниципальное образовательное право представляет систему нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в рамках полномочий муниципальной власти в области образования. Муниципальные акты, регулирующие отношения в сфере высшего образования, немногочисленны.

Они принимаются чаще всего в целях в целях предоставления дополнительной социальной поддержки и предоставления дополнительных льгот участникам образовательных отношений.

Замыкают рассматриваемую систему подзаконных нормативноправовых актов в области образования локальные нормативноправовые акты образовательных учреждений. Благодаря им, образовательному учреждению предоставляется возможность конкретизировать и дополнить нормы вышестоящих инстанций. Отметим, что нижестоящие нормативно-правовые акты не могут противоречить или ограничивать права граждан в сравнении с вышестоящими нормативно-правовыми актами.

В свою очередь каждый уровень включает в свой состав «правила о создании правил» и «собственно правила». Первые определяют порядок и принципы принятия решений, условия выбора и создания конкретных правил поведения, к таким нормативным актом можно отнести рамочные законы (например, Закон об образовании, Конституцию РФ). Вторые содержат сами правила поведения - нормы, стандарты.

Поскольку система правового регулирования ВПО является комплексной, следует отметить наличие на каждом уровне нормативно-правовых актов разной отраслевой принадлежности. На современном этапе можно выделить ряд комплексных институтов формализующих общественные отношения в области высшего профессионального образования: управление системой высшего профессионального образования, социальная защита работников и студентов, правовое регулирование трудовых отношений, гражданско-правовые отношения в области оказания образовательных услуг, правовое регулирование финансирования учреждений ВПО, правовое регулирование имущественной базы образовательных учреждений, правовое регулирование внешнеэкономической и международной деятельности вузов.

Весь комплекс общественных отношений в области образования можно условно поделить на два вида правил: базовые и обслуживающие. Первые, это, главным образом, педагогические отношения (т.е. собственно образовательные отношения в главном значении термина «образование»), психолого-педагогические, организационно-управленческие, нравственно-воспитательные и иные отношения, которые прямо и непосредственно связаны с процессами обучения и воспитания [1]. Вторые связаны с необходимостью материального, кадрового, финансового и иного рода обеспечением деятельности по достижению образовательных целей и задач [2]. Обе группы общественных отношений урегулированы нормативно-правовыми актами.

Таким образом, имеем возможность построить региональноотраслевую матрицу правового регулирования системы ВПО.

Таким образом, множественность органов и организаций, правомочных осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений в области высшего профессионального образования, а также разнообразие вовлеченных в правовое регулирование отраслей права неизбежно создает дополнительные препятствия на пути создания полной и логически последовательной системы норм права.

Отметим, что кристаллизация социально-экономического института не происходит в результате установления только формальных правил, регулирующих общественные отношения в определенной области. Для институционализации необходим важнейший процесс принятия предложенных правил в рамках трансакций, соответствующих социальному институту. Речь идет о легитимации формальных правил неформальными институтами. Исследование соотношения институ-

Правила

о правилах

Собственно правила

Регионально-отраслевая матрица правового регулирования системы ВПО [3]

Сложившиеся неформализованные институты не отвечают предъявляемым к ним требованиям со стороны формализованных институтов. До настоящего времени изменение глубинных неформальных институтов, рутин отстает от быстрой смены формальных институтов, определяемых государством. Возникновению такой ситуации содействует характерный для нашего общества разрыв между формально-правовой и культурной составляющими базовых институтов. Новые законы и нормы часто остаются на бумаге, реальные же практики их попросту игнорируют.

В контексте данного исследования представляет интерес анализ интересов ведущих социальных групп в ходе развития преобразовательного процесса системы ВПО. Следует констатировать, что российский работодатель не готов формировать спрос на выпускников - бакалавров. Академическое сообщество отличается в целом отрицательной оценкой идущих модернизационных процессов. Наблюдаются противоречия неформальных правил субъектов, включенных в процесс изменений и формальной организационной структуры. Внедрение на вертикальном уровне формальных правил воспринимается как препятствие к эффективной деятельности. Создается видимость соблюдения формальных правил, с целью внешнего соответствия им. Таким образом, данный этап институционального развития системы ВПО характеризуется отсутствием многих неформальных институтов, необходимых для успешной модернизации и интеграции системы Российской ВПО в международное образовательное пространство. А изменение формальных институтов должно ориентироваться на соответствующую реакцию неформальных норм экономического поведения, осуществляться во взаимосвязи с ними.

Импортируемые институты не соответствуют реально функционирующей институциональной среде, в которую они импортированы.

На данном этапе модернизации системы ВПО трансакционные издержки неформального решения проблем существенно ниже, чем следования формальным нормам, что обуславливает следование существующим, уже устоявшимся неформальным институтам. Низкий темп реализуемых изменений может объясняться зависимостью траектории изменений от логики предшествующего развития системы ВПО.

Литература

1. Шкатулла, В. И. Власть и властные отношения в современном мире [Текст] / В. И. Шкатулла // Материалы IX науч.-практ. конф., приуроченной к 15-летию Гуманитарного университета (30-31 марта 2006 г., Екатеринбург) : в 2 т. / [редкол. : Л. А. Закс и др.]. Екатеринбург : Гуманитар. ун-т, 2006. Т. 2.

С. 195-205.

2. Полтерович, В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы [Текст] / В. М. Полтерович. М. : Рос. экон. школа, 1998.




Е. Л. Молокова (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601