СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Профессионально-педагогические аспекты преподавания экологических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования

Бурное развитие сферы обслуживания в последние десятилетия заставляет обращать особое внимание на ход и качество подготовки будущих специалистов торговли и предприятий сервиса, в том числе и в звене среднего профессионального образования. При детальном рассмотрении структуры профессиональной подготовки в данном направлении обозначается ряд проблем, способных препятствовать качественному формированию компетентных специалистов. В данной ситуации становится очевидной значимость деятельности преподавателя

- педагога, способного оказать решающее влияние на будущего специалиста, сформировать его мировоззрение, общие и профессиональные компетенции.

Так, например, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» и 101105 «Гостиничный сервис» предусматривает для будущих специалистов базового уровня подготовки овладение десятью общими компетенциями, в числе которых, в частности, понимание сущности и социальной значимости своей профессии (ОК 1), поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессионального и личностного развития (ОК 4) и т.д. Развитие указанных компетенций в ходе освоения непрофильных дисциплин встречает на своём пути ряд препятствий, главное из которых, на наш взгляд, - отсутствие прямой связи общеобразовательных и естественнонаучных дисциплин с будущей профессиональной деятельностью студентов на предприятиях сферы обслуживания (т.е. третичного сектора экономики, не связанного непосредственно с добычей или переработкой природных ресурсов).

Роль преподавателя в учебных заведениях среднего профессионального образования (СПО) трудно переоценить: несмотря на некоторые качественные её отличия от роли учителя в общеобразовательной школе, рассмотрение которых находится за рамками данной статьи, преподаватель звена СПО преследует первоочередную цель подготовить будущего специалиста к качественной и эффективной профессиональной деятельности по избранной специальности.

Формированию общих компетенций, предусмотренных государственными образовательными стандартами, в немалой степени способствует, кроме прочего, и профессиональный опыт самого педагога. Так, при подготовке будущих товароведов становится во многом определяющим опыт преподавателя, пришедшего в сферу образования из торговых предприятий, а для будущих специалистов гостиничного сервиса станет интересным опыт менеджера или даже администратора гостиницы.

Гораздо сложнее в этом отношении преподавателям непрофильных - общеобразовательных либо общепрофессиональных - дисциплин: их профессиональный опыт в большинстве случаев учащимся неинтересен, а если и интересен, то не в направлении профессионального развития, а из чисто человеческого, обыденного, любопытства. Кроме того, в учреждениях СПО есть и другая проблема, непосредственно влияющая на взаимоотношения в системе «педагог - студент»: различная база предшествующего уровня образования определяет и психолого-возрастную дифференциацию поведения учащихся и восприятия ими учебного материала: «база 9» (т.е. основное общее образование) и «база 11» (среднее (полное) образование) - две градации, с которыми в течение одного рабочего дня (не говоря уже о целом учебном годе) приходится иметь дело одному и тому же преподавателю и с учётом которых ему предстоит действовать, реализуя учебновоспитательный процесс.

Есть, однако, некие общие «принципы» (здесь представляются некорректными такие понятия, как «методы» или «способы») поведения педагога, позволяющие одновременно и сгладить упомянутые психолого-возрастные различия, и в педагогически значимой мере повлиять на формирование общих компетенций учащихся, предусмотренных Федеральным государственным стандартом.

Развитию общих компетенций при изучении непрофильных дисциплин в значительной мере способствует открытость и доброжелательность преподавателя. Именно привлечение собственного жизненного опыта, - возможно, даже «от противного», - располагает учащихся не только к самому преподавателю, но и к учебному материалу, им предъявляемому. В таком случае появляется возможность изложить новый материал и затем закрепить его в любой форме - даже в игровой или в проблемном обсуждении

Исходя из опыта преподавания дисциплин естественнонаучного цикла, мы предприняли попытку реализовать некий «компромиссный» подход к учебному и учебно-воспитательному процессам, позволяющий, во-первых, учитывать требования образовательных стандартов, и, во-вторых, мотивировать будущих специалистов на изучение непрофильной для них дисциплины, достигая при этом мощного психологического воздействия на обучающихся.

Стержнем такого подхода является демонстрация того, как сбалансированная экологическая политика предприятия сферы обслуживания позволяет повысить общую прибыль фирмы, учитывая при этом интересы заказчика (потребителя) услуг. Методика преподавания при этом кардинально не меняется, оставаясь классической в своей сути: основным типом учебного занятия является комбинированный урок в сочетании с элементами практических занятий.

При освещении вопросов экономики предприятия и при формировании менеджерского мышления у учащихся педагог просто обязан проявлять максимально уважительное отношение к поведению студентов, - так как при этом он демонстрирует как раз умение эффективно управлять коллективом и общей ситуацией, - а также поощрять разумную инициативу студентов, особенно аргументированное личное мнение учащихся. В отличие от высшего учебного заведения, техникум или колледж характеризуется, как правило, контингентом обучаемых, не слишком креативных и инициативных: в связи с этим при компромиссном подходе появляется возможность одновременно закреплять учебный материал и формировать общие компетенции учащихся - в частности, такую, как ОК 1 «Понимание сущности и социальной значимости своей профессии».

Глобальные экологические проблемы преподаются в рамках компромиссного подхода максимально кратко - лишь в том объёме, который необходим для усвоения самой сути проблемы, например, разрушения озонового слоя или глобальных изменений климата, - хотя и здесь можно найти различные способы для формирования у учащихся понимания сущности и социальной значимости выбранной специальности. Всё же эти вопросы являются отвлечёнными от повседневной жизни магазина или гостиницы: не надо забывать, что мы имеем дело с третичным сектором экономики, не связанным напрямую с добычей или переработкой природных ресурсов. Корень решения вышеупомянутых дидактических противоречий кроется в том аспекте, в котором подаётся материал обучающимся: гораздо большее внимание уделяется вопросам природопользования в рамках деятельности предприятия сферы сервиса. Речь идёт, в частности, о качестве воды, потребляемой отдельной гостиницей, о конструктивных особенностях кондиционеров и аквафильтров, влияющих как на микроклимат и комфорт в помещении гостиницы, так и на объём потребления природных ресурсов, выражающихся в конкретных финансовых показателях фирмы. Студентам-товароведам тот же материал возможно предъявить в аспекте технических характеристик кондиционеров и иных бытовых приборов, а технические характеристики уже могут являться основой для маркетинга и оптимизации технологий продаж данных товаров, что также непосредственно влияет на прибыль магазина. Здесь становится возможным по-новому осветить понятие «упущенная выгода» и поднять вопросы ценообразования на товары народного потребления (Леонтьев, 2010). Как правило, все вопросы организации собственного быта, собственного жилья вызывают у учащихся живейший интерес, что способствует улучшению усвоения материала учебной программы.

Крайне важным для подготовки будущих товароведов является освещение проблемы производства и реализации экологически чистых продуктов питания. Мы в своей практике используем результаты исследования данной проблемы, осуществлённого в Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ) (Леонтьев, Овсянников, 2010): показательным для студентовявляется, например, тот факт, что рядовой потребитель готов приобретать экологически чистые продукты питания лишь в случае, если цена такого продукта не будет превышать цены «обычного» аналогичного продукта более чем на 30%. На наш взгляд, привлечение подобных фактов как раз и способствует формированию ОК 4 «Поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессионального и личностного развития».

Тематика учебных занятий по дисциплине «Экологические основы природопользования», посвящённых федеральному природоохранному законодательству, также освещается с позиций утилитарности для отдельного предприятия. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ от 10.01.2002), регламентирующий, как известно, требования в области охраны среды к предприятиям строительства, транспорта, сельскохозяйственным и промышленным предприятиям, оказывается возможным адаптировать к специфике и сферы сервиса, если вспомнить, например, что размещение и функционирование магазина или гостиницы подчиняются определённым санитарногигиеническим нормативам в отношении, в частности, шумового, светового или электромагнитного загрязнения. Нарушение данных нормативов, как известно, влечёт за собой наложение штрафов за загрязнение, что неминуемо отражается и на общей прибыли предприятия, и на заработной плате персонала. Рассматриваются в данном аспекте также и вопросы, связанные со строительством зданий для вновь открываемых гостиниц и магазинов. При этом расширяется поле деятельности преподавателя при освоении учащимися такой темы учебной программы дисциплины «Экологические основы природопользования», как «Юридическая и экономическая ответственность предприятий, разрушающих природную среду», а также активизировать разумную фантазию обучаемых, с условием максимальной увязки с социально-экологической спецификой.

Нельзя забывать и о том, что определённая, пусть даже небольшая, часть сегодняшних студентов, став завтра дипломированными специалистами, в перспективе станут руководителями не только предприятий, но и органов власти (на региональном, а затем и на федеральном уровнях), муниципальных образований, субъектов Федерации, либо депутатами представительских органов самых разных уровней, -

а, следовательно, получат возможность влиять на качество окружающей среды в населённых пунктах или в природной обстановке. Здесь как раз и развивается менеджерское мышление учащихся - путём постановки проблем, их совместного обсуждения (тем же «бригадным» методом, давно известным педагогической науке) и нахождения решений, приемлемых с точки зрения федерального и регионального законодательства. Как становится понятным, в данном случае активизируются Межпредметные связи с такими дисциплинами, как «Основы права», «Основы социологии и политологии» и «Безопасность жизнедеятельности»; кроме того, при определённом мастерстве со стороны педагога, задевается и тематика дисциплин «Менеджмент», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Управление персоналом» и «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», являющихся уже профильными для будущих специалистов сферы обслуживания.

За счёт учебного времени, отводимого для практических занятий по дисциплине «Экологические основы природопользования», предусматривается посещение студентами городского полигона твёрдых бытовых отходов, - что способствует наиболее чёткому представлению о масштабах природопользования и самого города, и отдельных предприятий, находящихся на городской территории. При визуальном знакомстве с отходами потребления актуализируется не только материал общеобразовательных дисциплин («Химия» и «Биология»), но и, опять же, менеджерское мышление: что можно сделать для уменьшения объёма бытовых отходов, какие способы их утилизации может предложить каждый студент, и т. п.

Таким образом, развитие рассматриваемых общих компетенций, заложенных в образовательном стандарте, значительно активизуруется при одновременном формировании экологического мировоззрения и экологического поведения, что и является одной из целей преподавания учебных дисциплин естественно-научного профиля. С другой стороны, подобный компромиссный подход способствует повышению профессиональной ориентированности тех учащихся, которые лишь в незначительной мере заинтересованы выбранной специальностью, - не секрет, что некоторые подростки по окончании общеобразовательных учреждений приступают к среднему профессиональному образованию, не имея при этом чётко выраженных интересов, собственных жизненных планов, по мотивациям, полученным от родителей или более успешных сверстников. В данном случае дисциплины общепрофессионального цикла могут привлечь внимание учащихся к осваиваемой специальности как бы «с другой стороны», открывая новые грани будущей профессии. И здесь неоценимую помощь преподавателю окажут такие свойства его собственного характера, как доброжелательность, открытость и уважительность в общении со студентами.

Развитие современной сферы обслуживания требует постоянного повышения качества подготовки специалистов торговли и общественного питания, предполагает формирование у будущих специалистов высокого уровня профессиональной компетентности, а следовательно, и оптимизацию всего образовательного процесса в соответствии с усложняющимися требованиями производства. Становится очевидной необходимость интенсивного развития когнитивных способностей учащихся, навыков ориентирования на рынке труда, умения соответствовать экономической стратегии предприятия. Способствовать всем обозначенным выше задачам должно внедрение в образовательный процесс системы менеджмента качества (СМК), которая, кроме того, является обязательным условием обеспечения внутренней гарантии качества услуг образовательного учреждения и прохождения государственной аккредитации [4]. Одним из принципов функционирования СМК на предприятии является постоянное улучшение качества продукции, которое, в свою очередь, можно рассматривать как необходимое условие улучшения жизни всего общества.

Улучшение жизни человеческого общества немыслимо без оптимально развитой личности, а, кроме того, и без оптимизации качества среды, условий существования (Леонтьева, Леонтьев, 2005). Нам представляется, что экологические дисциплины в звене среднего профессионального образования являются действенным инструментом в подготовке высококвалифицированных специалистов, менеджеров, способных применить приобретённые компетенции в профессиональной деятельности в целях обеспечения прогрессивного развития общества.

Литература

1. Леонтьев, М. С. Экологические основы природопользования как элемент подготовки специалистов экономического профиля [Текст] / М. С. Леонтьев // Инновационные технологии - гарантия качественного образования студентов и специалистов : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Казань : МКС, 2010. Т. 1. С. 84-87.

2. Леонтьев, М. С. Исследование востребованности экологически чистых продуктов питания на потребительском рынке Екатеринбурга [Текст] / М. С. Леонтьев, Ю. А. Овсянников // Известия УрГЭУ. 2010. № 4(30). С. 152157.

3. Леонтьева, Н. А. Качество жизни в урбанизированной среде : постановка проблемы и пути её решения [Текст] / Н. А. Леонтьева, М. С. Леонтьев // Россия в XXI веке: прогнозы культурного развития : тезисы докл. науч. конф. Екатеринбург : АМБ, 2005. С. 266-267.

4. Лукавская, В. И. Внедрение системы менеджмента качества в техникуме [Текст] / В. И. Лукавская // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10. С. 24-26.




М. С. Леонтьев (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601