СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Организация адаптации выпускников к рынку труда в профессиональном колледже

Адаптация выпускника учебного заведения к рынку труда представляет собой процесс приспособления его к требованиям рынка и профессиональной деятельности. Целью можно считать нахождение выпускником полноценного рабочего места, то есть соответствующего профессии и уровню квалификации, устраивающего его по условиям и режиму труда, заработной плате, гарантиям занятости, возможностям карьерного и творческого роста. Успешность трудоустройства выпускников является одним из критериев эффективности функционирования и системы среднего профессионального образования, и рынка труда, и профессионально образовательного учреждения, в частности. Она во многом зависит от того, как организован процесс подготовки и адаптации выпускников учебных заведений к выходу на рынок труда. Анализ данных Центра занятости города Нижний Тагил показывает, что значительное количество выпускников профессиональных образовательных учреждений испытывает серьезные трудности при переходе от учебы к работе, оказывается занятым на неквалифицированных рабочих местах или остается без работы.

Показатели трудоустройства выпускников НТГПК им. Н. А. Демидова, в целом, положительны. За 10 месяцев 2011 г. в ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» обратилось 15 выпускников, из них 13 человек трудоустроено. Практически все выпускники после окончания колледжа трудоустроены, продолжают обучение в вузах по выбранной специальности или призваны в ряды ВС РФ.

Основная нагрузка в решении проблем трудоустройства лежит на самих выпускниках, на их семьях, ближайшем родственном и дружеском окружении. Существует мнение, что одной из особенностей нынешней ситуации профессиональной подготовки и трудоустройства студентов и молодых специалистов является их более низкая заинтересованность в своем профессиональном росте и перспективном начале карьеры, чем у компаний-работодателей. Молодые люди чаще всего не проявляют высокой активности в поисках места работы и практики, сами компании создают для них условия, ищут и принимают на работу. В этой связи особенно важным становится вопрос о формировании у студентов готовности к профессиональной деятельности и будущему трудоустройству.

В рамках рассматриваемой проблемы маркетинговой службой колледжа (2010-2011 уч. г.) была разработана программа социологического исследования «Динамика профессиональных ориентаций у студентов» и проведено социологическое исследование, которое позволило выявить мотивацию выпускников к выбору места работы, их профессиональные планы, готовность к самостоятельному трудоустройству. Выборка составила 260 человек по 9 специальностям, из них 26% составили студенты выпускных групп. Респондентам был задан вопрос: «После окончания учебного заведения Вы планируете...» (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Динамика профессиональных ориентаций у студентов, чел.

Ответ Количество |

1. Работать по полученной специальности 120

2. Получать дальнейшее образование по профессии 114

3. Обучаться иной профессии 56

4. Работать по иной профессии 42

5. Затрудняюсь ответить 23

Рис. 1. Динамика профессиональных ориентаций у студентов, %

Распределение ответов подтверждает ориентацию студентов на профессию. 66% респондентов планирует связать с ней свое профессиональное будущее и 28% переквалифицироваться.

Важным фактором, укрепляющим позиции будущего выпускника на рынке труда, является наличие трудового опыта. Анализ ответов студентов о наличии у них опыта работы дал следующие результаты (табл. 2, рис. 2).

Таблица 2

Наличие опыта работы у студентов, чел.

Ответ Количество, чел.

1. Имею постоянную работу 12

2. Работаю периодически в свободное время 64

3. Только пробовал работать 78

4. Только планирую начать работать 60

5. Затрудняюсь ответить 20

5% студентов колледжа уже имеет постоянную работу. Большинство имеет периодический опыт работы, который связан с прохождением практики. Необходимо отметить, что юноши в плане трудового опыта чувствуют себя намного увереннее, чем девушки: именно они, в первую очередь, имеют постоянную работу либо работают периодически.

В число имеющих постоянную работу вошли студенты специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Высокие показатели по пункту «Только пробовал работать» показали студенты специальности «Моделирование и конструирование швейных изделий». Наиболее серьезно о трудоустройстве задумываются студенты специальности «Парикмахерское искусство».

5 9

? 26 27

3

имею работу затрудняюсь планирую работаюпериод. только пробовал

10

15

20

25

30

5

0

35

Рис. 2. Наличие опыта работы у студентов, %

Характерно, что студенты осознают, что отсутствие у них опыта работы может существенно осложнить процесс трудоустройства, исключение составляют студенты пятого курса. Теоретическая подготовка, практические навыки и личные характеристики, такие как здоровье, возраст, коммуникабельность, нерешительность по оценкам респондентов не создадут трудностей при трудоустройстве.

Для практической организации адаптации выпускников к рынку труда важен вопрос о том, как оценивают студенты те качества, которые должны помочь им стать более конкурентоспособными на рынке труда. Рассмотрим, как распределились ответы на вопрос «Что укрепит, на Ваш взгляд, Ваши позиции при трудоустройстве?» (табл. 3, рис. 3).

Таблица 3

Варианты ответов на вопрос «Что укрепит Ваши позиции при трудоустройстве?», чел.

Ответ Кол-во, чел.

1. Имеющийся опыт 97

2. Профессиональные знания 123

3. Владение дополнительной специальностью 40

4. Владение компьютерными программами 54

5. Имеющиеся связи 54

6. Умение заполнять резюме и грамотно проходить собеседование 30

1 8

10

14

14

24

31

технологии труд-ва доп.спец-ть связи ПК опыт знания

10

15

20

25

30

5

0

35

Рис. 3. Варианты ответов на вопрос «Что укрепит Ваши позиции при трудоустройстве?», %

Для трети студентов именно наличие у них профессиональных знаний может помочь при трудоустройстве. Имеющийся опыт является наиболее существенным, по мнению студентов, фактором положительного рассмотрения их кандидатуры как специалиста.

Опыт работы по специальности более часто отмечают студенты выпускного курса, профессиональные знания - первого, второго года обучения. Остальные пункты имеют тенденцию роста от 1 до 5 курса. Чем старше студент, тем больше он осознает необходимость получения дополнительной специальности, владения разнообразными компьютерными программами. Обращает на себя внимание, что студенты, в том числе и выпускных курсов, недооценивают важность знаний о технологиях трудоустройства. Имеющийся опыт и знания чаще отмечают студенты специальности «Градостроительный кадастр», владение компьютерными программами - студенты специальности «Государственное и муниципальное управление», имеющиеся связи - «Налоги и налогообложение».

С целью изучения мотивации на труд, респондентам был задан вопрос «Что для Вас главное в работе (будущей профессии)?». Результаты получены следующие (табл. 4, рис. 4.).

Таким образом, выявлена цепочка приоритетов: зарплата - коллектив - карьера.

В установке студентов на труд с мотивационной доминантой «деньги» скрыто действие важного социально-психологического фактора социальной стратификации: готовности и способности изменить уровень своего благосостояния на основе формирования новой трудовой этики. В сегодняшней ситуации мы имеем дело с поведением, базирующимся на потребительских запросах. Важным мотивом при выборе профессии является возможность построения карьеры. Однако, у молодых людей, как правило, первого года обучения, мастерство и профессионализм, как факторы личностного определения, значительно потеряли свои позиции. Они осознают зависимость между профессиональной квалификацией и благосостоянием, карьерой, но мало уделяют внимания собственному образованию. Не менее важным является и коллектив, в котором будущий специалист будет работать.

Таблица 4

Варианты ответов на вопрос «Что для Вас главное в работе (будущей профессии)?», чел.

Ответ Кол-во, чел.

1. Высокий заработок 170

2. Творческий характер работы, возможность самореализоваться 59

3. Хороший коллектив 122

4. Возможность карьеры 107

5. Соответствие работы способностям, интересная работа 68

6. Возможность достичь признания, уважения 20

7. Самостоятельность, отсутствие регламентации 10

8. Возможность принести пользу людям 25

9. Высокий престиж профессии 32

10. Возможность занять высокие посты, обладать властью 29

11. Связь с современной техникой, новыми технологиями 22

самостоятельность =1 2

техника =1 3

признание 1 3

власть 4

польза ш 4

престиж 5

творчество 9

интерес 10

карьера

коллектив

з/п

0 5 10 15 20 25 30

Рис. 4. Варианты ответов на вопрос «Что для Вас главное в работе (будущей профессии)?», %

Периферийными установками являются: соответствие работы способностям, творческий характер работы, престижность профессии. Они отмечены у 5-10% студентов.

Анализ данного вопроса по гендерной принадлежности респондентов показал, что для юношей в большей степени характерна ориентация на заработную плату и хороший коллектив, для девушек важней творческий характер работы, возможность самореализоваться и интерес к работе.

Выявлены некоторые особенности в приоритетах в разрезе специальностей, по которым обучаются студенты. Они отражают специфику той или иной профессии. Например, творческий характер работы наиболее актуален для студентов специальности «Моделирование и конструирование одежды» и «Парикмахерское искусство»; карьера - для студентов специальностей «Градостроительный кадастр» и «Документационное обеспечение управления и архивоведение»; связь с техникой - «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».

В процессе исследования были выявлены технологии поиска работы. В основном, это активные методы, 60% студентов - самостоятельная рассылка резюме, самостоятельное обращение в отделы кадров интересующих предприятий. Кроме этого, сюда относится самостоятельное трудоустройство путем поиска вакансий посредством СМИ. Не менее важна здесь роль специальных служб, содействующих трудоустройству (32%): обращение в Центр занятости, Бюро занятости молодежи, кадровые агентства.

Исследования, проводимые по вопросам адаптации студентов к рынку труда, позволяют скорректировать сложившуюся в колледже поэтапную систему профессионализации студентов, которая напрямую влияет на процесс подготовки и адаптации выпускников к рынку труда. Сущность системы профессионализации выражается в вовлечении студентов в различные виды и формы профессиональной деятельности. Так, помимо предусмотренного учебным планом по каждой специальности обязательного прохождения производственной практики, в колледже реализуются факультативные дисциплины «Тренинг социально-психологической адаптации», «Введение в специальность», «Технология карьеры», которые способствуют развитию профессиональной мотивации, формированию умений и навыков, необходимых для успешной адаптации студента к рынку труда.

Дисциплина «Тренинг социально-психологической адаптации» ориентирована на подготовку студентов к новым формам и методам профессионально-учебной деятельности, включая информацию об организации профессиональной практики с учетом выбранной специальности. В рамках дисциплины проводится первичная психодиагностика личностных и профессионально значимых качеств студентов с использованием специально подобранных методик, соответствующих психограммам профессий. Проведение на этом этапе личностно ориентированной психодиагностики способствует формированию более адекватных представлений студентов о профессии и о себе, как будущем профессионале. Практическим результатом работы студентов на занятиях по дисциплине является составление ими «Профессионально-психологического профиля личности».

В процессе профессионального развития студента актуализируется проблема личностного отношения к профессии и личностного роста в профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности многие преследуют значимые для себя цели. Для одних это должность, для других - достижение высокого уровня мастерства, кто- то просто стремится к хорошим заработкам; подобные варианты можно объединить понятием «сделать карьеру». В связи с этим студентам выпускных групп предлагается факультативная дисциплина «Технология карьеры».

Изучение курса «Технология карьеры» имеет большое практическое значение. Студенты получают знания о том, что такое карьера, какие существуют виды, типы и модели карьеры, как управлять карьерой, а также получают представление о своих способностях, слабых и сильных сторонах. Полученные знания помогут выпускнику колледжа выбрать работу в организации, которая предоставляет возможности карьерного роста и повышения уровня жизни; получить большую степень удовлетворения от работы; четче представлять личные профессиональные перспективы, планировать другие аспекты жизни; целенаправленно готовиться к будущей профессиональной деятельности; повысить конкурентоспособность на рынке труда.

Достижение позитивных результатов подготовки студентов к рынку труда обеспечивается взаимодействием представителей потенциальных работодателей, специалистов центра занятости, мастеров производственного обучения, преподавателей спецдисциплин и студентов. Это взаимодействие реализуется в форме участия в научнопрактических конференциях, ярмарках вакансий, семинарах, тренингах с привлечением работодателей, представителей Торгово-промышленной палаты города Нижний Тагил, Нижнетагильского центра занятости, кадровых агентств и т.д. Научно-практические конференции «Старт карьеры», «Технологии трудоустройства», «Профессиональная мобильность выпускника» имеют практическую значимость, так как выпускники не только расширяют свои представления о рынке труда, но и реально знакомятся с требованиями работодателей, общаются с представителями кадровых агентств, специалистами центра занятости населения, успешными, состоявшимися в профессии выпускниками.

Таким образом, реализуемая в колледже система содействия профессионализации студентов способствует успешной адаптации выпускников колледжа на рынке труда.




Л. Ю. Лебедкина (Россия, г. Нижний Тагил)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601