Одной из ключевых проблем современной модернизации системы среднего профессионального образования, повышения ее качества, эффективности в решении поставленных задач перед обществом и каждым человеком, является качественное обеспечение образовательного процесса, где одну из главных ролей играет научно-методическая работа.
Научно-методическая работа является составной частью методической работы и ориентирована на комплексное обеспечение: поддержание высокого качества образовательного процесса, способствующая развитию навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований, органично соединенная с повседневной педагогической практикой и решением проблем конкретного учреждения среднего профессионального образования и его социальных партнеров. Поэтому перед образовательным учреждением стоит задача постоянного повышения профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения, использования новых подходов управления научно-методической работой. Подходы к управлению включают в себя цели, законы и принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности.
Под управлением научно-методической работой в среднем профессиональном учебном заведении понимаем планомерное, прогнозируемое и технологически обеспеченное управление, направленное на создание оптимальных условий для инновационной, научно-исследовательской деятельности, повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогических работников. В качестве основных составляющих системы управления определяют организационную структуру и процесс управления. В современной теории управления рассматриваются системный, ситуационный, процессный подходы.
В системе управления научно-методической работой в учреждении среднего профессионального образования процессный подход имеет ряд преимуществ, которые далее рассмотрим.
Управление на основе процессного подхода позволяет охватить все стадии жизненного цикла образовательной услуги от маркетинга потребностей до отсроченного результата по выпускнику. Процесс «Научно-методическая работа» необходимо рассматривать с другими процессами образовательного учреждения, такими как «Прием абитуриентов», «Разработка методического обеспечения», «Управление персоналом» и др., т.к. процессный подход «разрезает» образовательный процесс не вдоль, а поперек. Это позволяет повысить эффективность горизонтальных связей между этими подразделениями, так как вся деятельность документируется, и сам процесс начинает теперь зависеть от проделанной работы другого процесса.
Принципиально важным в процессном подходе является наличие объективной зависимости результата самого процесса на «выходе» от состояния «входа» при обязательном наличии управляемых характеристик процесса. Например, для нашего процесса одним из входов является информация «Прием абитуриентов» о поступивших студентах (средний балл, результаты психологического тестирования, характеристики со школ и т.д.), которые при входе процесса должны преобразовываться в выходы, при условии совершенствования программнометодического сопровождения реализации образовательного процесса (подбор педагогических, здоровьесберегающих технологий; контрольно-измерительных материалов и т.д.), которые, в свою очередь, являются входами в процесс «Разработка методического обеспечения». Поэтому в отличие от функционально-ориентированной системы организации, процессный подход не дает никому работать «вхолостую», затрачивая ресурсы и не создавая никакой ценности.
Управление на основе процессного подхода позволяет нам точно знать «кто и за что отвечает», и как каждая операция влияет на конечный результат. Функция владельца процесса понятнее, чем функция линейного руководителя структурного подразделения, который ответственен за часть какого-то общего процесса; в фокусе его постоянного внимания лежат результативность и эффективность текущей работы его подразделения. Владелец процесса в ходе управления планирует распределение ресурсов для достижения поставленных целей процесса с максимальной эффективностью; в ходе процесса проверяет ход процесса и ведет оперативное управление, корректируя планы, сроки и результаты процесса в соответствии с изменившейся ситуацией. Так, например, после первых контрольных мероприятий по процедуре «Создание электронных учебников», было выявлено, что 30% преподавательского состава имеют низкий уровень ИКТ-компетенции. Ответственный за процедуру - методист - организовала серию обучающих семинаров с участием специалистов отдела дистанционного обучения по повышению ИКТ-компетенции преподавателей.
Владелец процесса должен довести свой «выход» до уровня следующего «входа», иначе созданный продукт или услуга не смогут перейти к другому владельцу процесса, будут сдерживать процесс и создавать «угрозу» быть не стимулированным и мотивированным.
Управление на основе процессного подхода требует, чтобы установленные процессы и способы их осуществления (процедуры, методики) были в достаточном объеме. Для описания необходима такая информация, которая позволит полностью и в срок выполнить запланированные мероприятия в соответствии с установленными критериями результативности. Это позволит регламентировать деятельность участников процесса: закреплен исполнитель; определены цель, элементы на входе, запланированные элементы на выходе, необходимые ресурсы, элементы управления (процедуры, инструкции, технические условия и т.д.); установлена последовательность действий; идентифицированные запланированные мероприятия мониторинга.
Таким образом, переход к управлению на основе процессного подхода позволит правильно планировать, организовывать и оценивать качество и эффективность образовательного процесса, при этом оперативно реагировать на все внутренние и внешние изменения, включая запросы социальных партнеров.
В. В. Кривых
(Республика Татарстан, г. Набережные Челны)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 2082