СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблема формирования инновационной личности в системе образования

Разработка и внедрение инновационных технологий - необходимое условие развития современной России. Для создания инновационной среды требуются люди, не только склонные к продуктивному созиданию, обладающие высоким уровнем коммуникативности и компетентности, владеющие глубокими компетентностными навыками, но и целенаправленно подготовленные к реализации инновационных подходов в различных сферах человеческой деятельности.

Субъектом инновационной деятельности выступает инновационная личность как конкретное проявление творческой личности. «Инновационная личность - это личность, творящая современность, то есть способная оказать влияние на ход социального развития» [2, с. 102]. При этом она сама сформирована условиями современности. В этом заключается диалектический характер сущности инновационного типа личности. Кроме этого, инновационная личность характеризуется и некоторыми иными параметрами. Реализация инновационных идей требует принятия личностью ответственности за последствия своей творческой деятельности (в том числе за негативные). Это обстоятельство характеризует инновационного субъекта как зрелую личность. «Личностная зрелость предполагает включенность в постоянный процесс саморазвития, направленный на достижение адекватного социального функционирования и самоактуализацию» [3, с. 137].

В основе креативности инновационной личности лежит такое системообразующее качество как способность к переосмыслению (смыслообразованию, смыслоизменению, смыслотворчеству). В такой ситуации происходит не только переосмысление окружающей действительности, но собственная переоценка: своего «Я»-образа, собственной жизни и всего предшествующего опыта. Если согласиться с тем, что как бы ни было творчество обращено вовне, оно всегда обращено к самому субъекту, способствуя его внутреннему преображению, то можно говорить о том, что специфика инновации как деятельности порождает определённый тип личности.

Актуальным для педагогики вопросом является вопрос о тех личностных чертах, которые формируются в процессе инновационной деятельности. С этой точки зрения, привлекает внимание предложенная социологом А. Инкелес аналитическая модель современной личности, значимыми чертами которой являются: открытость экспериментам, инновациям, изменениям; готовность к плюрализму мнений, ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое; планирование будущих действий для достижения целей как в общественной, так и в личной жизни; вера в возможность регулирования и прогнозирования социальной жизни; высокая ценность образования и обучения; уважение достоинства других вне зависимости от статусной позиции.

В той или иной интерпретации, обозначенные черты современной личности, повторяются в работах как зарубежных, так и российских исследователей. В них подчёркивается, что интегральным качеством современной личности является способность не адаптивного само- изменения, когда личность вынуждена приспосабливаться к динамизму социальной жизни, а способность к такому смыслопорождению, которое равно устремлено как на изменение условий социальной жизни, так и на самоизменение. Эта типическая особенность творчества определяет как совокупность личностных черт, так и общие характеристики творческого мышления - атрибутивного признака инновационного типа личности. При этом ведущими свойствами творческого мышления являются: способность находить множество разных вариантов решения при одних и тех же условиях, способность находить непротиворечивые решения в противоречивой ситуации. Сочетание этих способностей с соответствующими личностными особенностями составляют сущность инновационной личности.

Инновационная личность как цель современного образования, таким образом, становится понятной. Задачей же образовательной деятельности является, прежде всего, развитие инновационного, творческого потенциала личности. В самом общем смысле потенциал личности представляет собой ее ресурсный фонд, который может быть актуализирован и задействован для выполнения деятельности, направленной на получение социально-значимых результатов.

Структура потенциала личности включает коммуникативный потенциал, представляющий способность личности к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию; творческий потенциал, основанный на творческом мышлении, креативных способностях личности; нравственный потенциал, базирующийся на идейно-мировоззренческих составляющих, ценностно-мотивационных свойствах личности. Инновационный потенциал связан с творчеством, креативным мышлением, что показывает его сложную структуру, вбирающую в себя основные элементы личностного потенциала.

Центральным звеном в структуре потенциала личности на современном этапе являются, в первую очередь, ее креативные способности, то есть творческая составляющая инновационного потенциала. Это согласуется с мнением В. Е. Клочко и Э. В. Галажинского о том, что экономика знаний «выдвигает на первый план творческие потенции человека, его профессионализм и эрудицию» [1, с. 146]. Наиболее существенным результатом творчества является не только создание оригинальных, ранее не существовавших материальных и идеальных объектов, а созидание нового в самом творце, преобразование субъекта творчества, изменение его внутреннего мира, которое неизбежно проявляется в созидательном поведении человека.

Формирование человеческого потенциала, готового к инновационной деятельности, возможно при реализации личностно-ориентированных подходов к образовательному процессу на всех уровнях. Но инновационный потенциал каждой конкретной личности обладает не столько универсальными, сколько индивидуальными особенностями и может быть реализован в различных сферах и направлениях социальной деятельности. Соответственно не может существовать общих педагогических технологий, направленных на воспитание инновационного типа личности, требуется реализация индивидуального подхода в образовании для раскрытия инновационного потенциала обучающихся.

Например, у обучающихся, склонных к техническому творчеству (креативно-инновационные личности), способных как создать новый продукт и довести его до конечной реализации, так и оценить созданное другими, образовательный вектор должен быть сосредоточен на обретении компетенций и развитии коммуникативности. В образовательных технологиях для формирования этого типа личностей, непосредственно ориентированных на инновационный процесс, наиболее эффективными будут IT- и ТРИЗ-технологии, связанные с работой по формулированию проблемы и ее решению. У обучающихся, склонных к научному творчеству (инновационно-креативная личность), образовательный вектор может быть ориентирован на обретение компетентности и развитие творческих способностей. Для группы, в которой преобладают люди, склонные к научному творчеству, на первое место должны выйти проблемно-поисковые, проблемно-исследовательские методы обучения, в которых не последняя роль отводится дискуссионному тренингу и мозговому штурму. При формировании проектных групп, в которых преобладают студенты с ярко выраженными способностями лидера (организационно-инновационная личность), требуется реализация образовательных проблемных технологий, в которых проблемы никогда не имеют однозначного решения, где необходимы многокомпонентный анализ и вовлечение в процесс решения не только всей группы, задействованной в учебном проекте, но и обучающихся из групп с иными инновационными способностями. У четвертой группы обучающихся, склонных к организационной деятельности (организационно-инновационная личность), образовательный вектор должен быть направлен в сторону обретения компетенций и развития собственной инновационной креативности. Для студентов, склонных к публично-социальной деятельности, необходимо обучение, связанное с развитием их коммуникативных навыков.

Следовательно, использование каждой образовательной технологии должно быть адресным, поскольку ее максимальная эффективность напрямую будет зависеть от среды реципиента, в которой она используется.

Таким образом, творческий потенциал личности представляется основой для формирования личности инновационного типа, которую необходимо формировать в контексте современной системы образования и в процессе самообразования, учитывая потребности нового информационного общества.

Литература

1. Клочко, В. Е. Инновационный потенциал личности : системно-антропологический контекст [Текст] / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 146.

2. Коршунов, А. М. Отражение, познание, творчество. В кн. : Творчество и социальное познание [Текст] / А. М. Коршунов. М. : Изд-во МГУ, 1982.

3. Марков, В. Н. Личностные основы социальной устойчивости [Текст] / В. Н. Марков // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 137.




М. Г. Квасова (Россия, г. Нижний Новгород)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601