Создание системы непрерывного образования является сегодня одним из приоритетных направлений модернизации российского образования. Однако, по мнению большинства специалистов, на сегодняшний день не выработана в науке единая концепция непрерывного образования. Представление о сущности непрерывного образования стало формироваться в научной литературе еще в середине XX столетия. Смысл его изменялся в зависимости от социокультурного контекста. В 50-х-начале 60-х гг. непрерывное образование трактовалось как ликвидация недостатков школьного образования взрослых; в 60-е гг. - как механизм повышения профессиональной квалификации; а в середине 70-х гг. уже понималось как образование, призванное адаптировать человека к жизни в современном обществе. Именно последнее значение понятия «непрерывное образование» стало базовым в науке, отражая вступление общества в эпоху НТР. Развивая данное понятие, сегодня под непрерывным образованием понимают, прежде всего, механизм воспроизводства и функционирования сложной социальной деятельности посредством формирования личности, способной решать современные задачи в условиях динамично меняющегося общества.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» система образования трактуется как совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. Тем самым подчеркивается не организационно-структурная основа как раньше в жестко централизованной системе образования, а, прежде всего, ее содержательная основа. Это понимание определяет целесообразность содержательно-структурного подхода к построению системы непрерывного образования, который означает приоритетность построения содержания непрерывного образования перед его организационными формами.
Тем не менее, как показывает современная ситуация в системе профессионального образования, построение системы непрерывного образования - проблема чрезвычайно сложная. Для ее создания необходима коренная перестройка всей образовательной структуры. Прежде всего, построение системы непрерывного образования невозможно без реализации двух важнейших принципов: принципа преемственности профессиональных образовательных программ и принципа их интеграции. Чтобы учащийся, студент, специалист мог свободно и уверенно продвигаться в образовательном пространстве по уровням, ступеням (по вертикали) и этапам, формам (по горизонтали) необходимы согласование, стыковка образовательных программ от базового общего образования до последипломного образования. Иными словами, преемственность означает, что «выход» из одной ступени образования должен естественным образом «стыковаться» со «входом» в последующую ступень. А для этого необходима сквозная стандартизация уровней и ступеней образования, основывающаяся на единых целях всей системы непрерывного образования, которая пока еще не выработана в российском образовательном пространстве.
Сегодня в России разные звенья системы образования в силу традиционной разобщенности выстраивают свою многопрофильность и многоуровневость исключительно для себя, порознь: в общем образовании она своя, в среднем профессиональном - своя, в высшем - своя. В результате при всех положительных моментах роста многообразия образовательных систем и образовательных программ складывается ситуация разрыва образовательного пространства [1, с. 58]. Перечни специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в среднем и высшем звене образования, не согласованны между собой даже по названиям профессий.
Кроме реализации вышеназванных принципов системы непрерывного образования, новая социокультурная ситуация требует развития инновационных процессов в непрерывном образовании. Инновационные процессы в образовании возникают в ответ на новые социальные требования. Сегодня развитие общества характеризуется вниманием к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности. В распространенном понимании непрерывного образования на передний план выдвигается преемственность звеньев его системы. Однако, при центрированности на личности акценты смещаются: подчеркивается непрерывность образования в мире личности, т.е. именно то, что позволяет осуществлять средствами образования собственные её устремления. Происходит некий парадигматический сдвиг в осмыслении и разработке проблематики непрерывного образования. К его особенностям можно отнести:
теоретическое разукрупнение - отказ от притязаний на построение всеобщей системы непрерывного образования в пользу концептуально выстроенных, но конкретно направленных практикоориентированных исследований;
персонализацию - ориентацию на личность, а не на систему как средоточие непрерывно-образовательной деятельности;
инновационность исследований непрерывного образования, их направленность на создание нового личностно и социально значимого продукта;
социокультурную ориентацию - подход к непрерывному образованию как созданию личностью собственного профессионального и тем самым социокультурного опыта. Две последние особенности тесно взаимосвязаны: в ориентации образования на личность отчетливо просматривается социальный аспект [2, с. 14].
Новые цели и задачи образования требуют соответственно и новых подходов к организации непрерывного образования, применения инновационных личностно-развивающих технологий. Современная педагогическая инноватика предлагает к внедрению личностноцентрические технологии, прежде всего способствующие развитию человека как индивидуальности (например, ТРИЗ-технология и пр.). Их реализация может помочь в процессе формирования социальноадаптированной личности как продукта непрерывного образования.
Инновации неизбежно затрагивают и содержание непрерывного образования. Человечество в считанные десятилетия совершило поворот к совершенно новому типу социокультурного наследования, в рамках которого главным стало не усвоение прежних рецептов, а подготовка к овладению методами и содержанием познания, которых ранее не существовало. Следовательно, движение к созданию подлинного непрерывного образования может происходить сегодня с опорой на результаты анализа проблемы в культурологическом аспекте. Одной из центральных идей современной науки стала идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника. В этой связи представляют интерес взгляды на сущность непрерывного образования зарубежного ученого-педагога П. Аренца, который в системе целей «непрерывного образования» на первое место выдвигает распространение культуры, а также подготовку гражданина к имеющимся условиям развития общества, т. е. культурологические и социальные аспекты непрерывного образования представляются автору приоритетными.
Заслуживает внимания еще один аспект рассматриваемой проблемы, суть которого в определении непрерывного образования не как особого вида образования или дополнительной пристройки к нему, но как нового способа образовательной деятельности. Сущность нового в образовательной деятельности исследователи видят по-разному. Например, Н. Н. Пахомов и Ю. Г. Татур в своей статье под названием «Технологический вызов - новая революция в образовании» считают, что в образовательной деятельности следует осуществить кардинальную смену типа социально-культурного наследия. Требуется реализация идеи опережающего развития человека на основании подготовки к овладению методами и содержанием познания и практики, которых никогда ранее не существовало.
Акцент, который современные концепции непрерывного образования делают на развитии личности, предполагает еще один нюанс в понимании этого процесса. В понятие непрерывного образования неизбежно включается самообразование. По мнению А. Вербицкого, для самообразования необходимо создавать соответствующие условия в структурах базового образования. Но не менее важно и то, что непрерывное образование, таким образом, органически включает потребности к постоянному познанию в ткань собственного «Я» личности.
Таким образом, непрерывное образование - приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят в нашей стране и в мире. Наиболее продуктивный, на наш взгляд, подход к пониманию непрерывного образования трактует идею пожизненного образования через потребности личности, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится всестороннее развитие человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге его «окультуривание», как необходимое условие сохранения и развития культуры общества. Цели непрерывного профессионального образования молодежи и взрослых людей заключаются в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности у обучающихся, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре общества в целом, а также в профессиональной жизни.
Литература
1. Аношкина, В. Л. Образование. Инновация. Будущее. [Текст] / В. Л. Аношкина, С. В. Резванов. М., 2001.
2. Кларин, М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании [Текст] / М. В. Кларин // Педагогика, 1996. № 2. С. 12-16.
Г. Р. Игтисамова
(Республика Башкортостан, г. Октябрьский)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 3480