СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Гендерный подход в образовательных инновациях

Важной функцией современной школы является социализация подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности. Одним из ее существенных аспектов является гендерная социализация.

Под гендерной социализацией в педагогике понимается двусторонний социально-педагогический процесс создания у девочек и мальчиков представлений о женственности и мужественности, направленный на совершенствование их индивидуальности и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения.

Сущность ее, согласно А. В. Мудрику, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем роли и культуру взаимоотношения полов.

Школа является важнейшим образовательным институтом, играющим определяющую роль в процессе гендерной социализации личности. Именно здесь учащиеся получают разнообразные уроки гендерных отношений.

Но, по мнению ряда ученых (И. С. Кона, А. В. Мудрика, Р. Сабирова и др.), школьное образование индифферентно по отношению к половой принадлежности учеников. «Четыре элемента педагогической системы - цели, содержание, методология и формы обучения - традиционно „бесполые“».

Педагогика в целом и воспитание, как педагогическое явление, согласно Л. В. Штылевой, нуждаются в осмыслении и корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников, так как воспроизводимые школой жесткие стандарты в отношении женственности и мужественности становятся объективным препятствием для эффективной социализации воспитанников в мире меняющихся социальных феноменов.

Благодаря традиционному механизму гендерной социализации происходит усвоение на неосознанном уровне с помощью некритического восприятия господствующих стереотипов маскулинности и фе- мининности. Отметим, что социальные сдвиги в гендерных отношениях в обществе вызывают перемены и в культурных стереотипах маскулинности и фемининности.

Как подчеркивает И. С. Кон, ослабление поляризации и противоречивость образов маскулинности-фемининности заставляют общество терпимее относиться к индивидуальным вариациям. «Главная тенденция современной культуры - установка на развитие индивидуальности безотносительно к какому бы то ни было заранее заданному стандарту» [1].

Анализируя роль институтов социализации, И. С. Кон обращает внимание на то, что их эффективность должна оцениваться не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, готовят ли они подрастающее поколение к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений [2].

Таким образом, гендерный поход в педагогике формируется как реакция на происходящие изменения традиционных стандартов полоролевой индентификации и поведения людей и поиск новых взаимо- развивающих форм взаимодействия и воспитания мальчиков и девочек, мужчин и женщин в современном обществе.

Вместе с тем, российская школа продолжает воспроизводить сложившиеся веками патриархальные стереотипы и стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности. В мальчиках преимущественно воспитывается активность, рациональность, настойчивость, сдержанность; в девочках - покладистость, эмоциональность, аккуратность, зависимость, терпимость. Эти нормативные идеалы мужественности и женственности становятся препятствием на пути развития индивидуальности и личностного потенциала школьников и все чаще вступают в противоречие с изменениями, происходящими в жизни всех индустриальных стран, включая и современное российское общество. По мнению Л. В. Штылевой, основными из них являются:

1) ломка традиционной гендерной стратификации, приводящая к ослаблению полярности женской и мужской ролей;

2) изменение культурных стереотипов маскулинности и феми- нинности;

3) трансформации в брачно-семейных отношениях;

4) крах традиционных сексистских установок в отношении женщин;

5) признание сексуальности как неотъемлемого качества личности.

В последние годы предметом обсуждения зарубежных и отечественных педагогов все чаще становится гендерное образование. В связи с этими изменениями педагогике необходимо скорректировать свои позиции в гендерной социализации воспитанников.

В Гендерной стратегии РФ [1] говорится о важности реформирования системы образования с учетом включения гендерно ориентированных программ, расширяющих возможности полов для свободного духовного развития.

«Гендерное образование не должно строиться на позиции противопоставления «мальчик - девочка», необходимо искать новые возможности для развития личности ребенка», - подчеркивает С. Шаронова.

Поэтому все более активное развитие получает новая отрасль педагогических знаний, именуемая гендерной педагогикой. Она основывается на применении гендерного подхода, предполагающего гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основе эгалитаризма как принципа равных прав человека, независимо от пола. Ценность гендерного подхода заключается в том, что он являет собой индивидуальный подход к проявлению ребенком гендерной идентичности, полагающий, что различия в поведении мужчин и женщин определяются не столько их биологическими особенностями, сколько социальнокультурными факторами.

Непосредственно в социальном воспитании гендерный подход имеет своей задачей создание таких условий для воспитания мальчиков и девочек, юношей и девушек, в которых, согласно А. В. Мудрику, их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и к эффективному полоролевому обособлению в нем.

Свободному развитию личности, становлению индивидуальности мешают исторически сложившиеся гендерные стереотипы. Они, по мнению И. С. Клециной [6], побуждают мужчин и женщин формировать модель поведения, проявляющуюся в доминировании и зависимости. Гендерный подход в образовании дает возможность отойти от предопределенности мужских и женских характеристик и показывает учащимся личностные пути развития, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами.

Гендерно ориентированная педагогика основывается на том, что гендерная идентичность не является единообразной, жесткой, одинаковой для всех мужчин и всех женщин в рамках своего пола и исходит из признания множественности, индивидуальности и пластичности гендерных различий. Не существует единого образа маскулинности, который обнаруживается всюду. Мы должны говорить не о маскулинности, а о «маскулинностях». Внутри одной и той же школы будут разные пути разыгрывания маскулинности, разные способы усвоения того, как стать мужчиной, разные образы «Я» [3].

Следовательно, встает задача индивидуализации гендерной идентичности и изучения субъективных смыслов и значений создания той или иной модели идентичности каждым воспитанником. В связи с этим педагогической науке в ближайшее время предстоит осмыслить психолого-педагогические условия для воспитания девочек и мальчиков, юношей и девушек, которые будут способствовать позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андро- гинных черт, что в свою очередь предполагает активное педагогическое содействие ребенку в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.

Согласно мнению таких ученых, как Л. В. Штылева, М. Л. Са- бунаева и Ю. Е. Гусева, гендерный подход существенным образом отличается от полоролевого подхода в образовании. Справедливости ради отметим, что в работах ряда ученых (А. В. Мудрика, Л. И. Столяр- чука и др.) гендерный и полоролевой подходы отождествлены. В изложении Л. В. Штылевой, различия подходов выглядят следующим образом.

Характеристики гендерного и полоролевого подходов в образовании.

Так гендерному подходу присущи следующие черты: ориентация на нейтрализацию и смягчение различий между полами; воспитание в духе свободного выбора гендерной идентичности; отсутствие ориентации на «особое предназначение» мужчины и женщины; поощрение деятельности, соответствующей интересам личности; выбор видов поведения исходя из конкретной ситуации; обоснование нецелеоб- разности раздельного по полу обучения, тенденция размывания культурно сформированных гендерных схем; возможность отступления от традиционных патриархальных моделей устройства общества. Полоролевой подход отличает: ориентация на подчеркивание различий между полами; воспитание в духе жесткого выбора половой идентичности; ориентация на «особое предназначение» мужчины и женщины; поощрение видов деятельности, соответствующих полу; выбор видов поведения исходя из половой принадлежности; обоснование целесообразности раздельного по полу обучения; наличие жестких культурно сформированных гендерных схем; осуждение отступления от традиционных патриархальных моделей устройства общества.

Для эффективного внедрения гендерного подхода в образование, по мнению Л. В. Штылевой, необходимо изучить факторы педагогической среды, влияющие на процесс формирования гендерной идентичности воспитанников разного возраста, формы школьной работы, значимые для гендерной социализации, подготовить для этого педагогический персонал. Автор полагает, что становлению адекватной гендерной идентичности будут способствовать следующие направления работы с детьми:

дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков к самообслуживанию);

организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

создание условий для тренировки полоролевой гибкости и чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);

привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола. Именно педагоги должны стать инициаторами изменения гендерных отношений в образовательных учреждениях. Педагогам необходимо понимание сущности гендерного подхода, поэтому, важным направлением в области гендерного образования должна стать психо- лого-педагогическая подготовка учителей, чтобы они могли квалифицированно обсуждать со школьниками проблемы роли и места полов в обществе в условиях гендерной трансформации общества.

В связи с этим возникает необходимость во введении инноваций в учебный план, такие как курсы повышения квалификации педагогов и психологов, направленные на осмысление своих позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников. Осознание педагогами и психологами сущности проблемы гендерных подходов в образовании представляется нам профессионально необходимым.

Литература

1. Гендерная стратегия РФ (Проект). [Текст] М., 2004.

2. Кон, И. С. Введение в сексологию [Текст] / И. С.Кон. М. : Медицина,

1989.

3. Кон, И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире [Текст] / И. С. Кон // Alma mater (Вестник высшей школы). 2001. № 11. С. 35-41.




А. Р. Закирова (Республика Татарстан, г. Казань)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601