СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Этнокультурные основы становления личности в корейской иммигрантской семье в США в конце ХХ века

Семьи в условиях проблем современного растущего общества становятся все более сложными с точки зрения, как отдельных лиц, так и их семей. Современные семьи представлены в различных конфигурациях, которые превращают термин «семья» в совершенно иные понятия. Среди них разведенные семьи, разделенные семьи, семьи, созданные в результате различных видов культурных и сексуальных связей, неполные семьи, семьи иммигрантов. С учетом этого есть необходимость изучения этих переходных семей, каким образом эти различные типы семей будут развиваться, и как в этих условиях обществу поддерживать семью в качестве важного социального института. Обществу необходимо модернизировать нормативы семейной политики, чтобы поддержать значимые социальные связи в рамках различных форм семьи и общества. Необходимы инновационные способы поддержки семьи, поиск их во многом зависит от политических, культурных и исторических закономерностей общества. В данной статье поднимается проблема семей мигрантов, делается попытка выявления основных ресурсов, которые поддерживают функциональные способности семьи. Проблема рассматривается на примере корейских иммигрантских семей в США в конце прошлого столетия. Важным видится выделение ценностных ориентаций и отношение подростков к родителям. Опыт «плавильного котла» во многом схож с этническим многообразием на просторах стран бывшего СНГ, этнические группы которого по разным причинам оказались мигрантами в новых условиях принимающего общества.

Значительное число корейцев прибыло в США, начиная с 1965 г., когда был принят Закон об иммиграции и натурализации. В результате корейские американцы стали одним из наиболее быстрорастущих этнических поселений США. На 2000 г. в США проживало примерно 1,41 млн корейцев. Согласно переписи 1990 г. было зафиксировано 798 949 корейских американцев, что составило рост в 125% по сравнению с 1980 г. Данные переписи не учитывают незаконных и недавних иммигрантов, которые не вошли в перепись. Статистические данные 1990 г. также указывают, что 73% корейских американцев были рожденными иностранцами и, что 56% прибыли в Америку в 1980 г.

На сегодняшний день многие корейские американские семьи все еще находятся в процессе адаптации в зарубежной стране, которая состоит из различных культурных, лингвистических, социальных, экономических и образовательных связей. Многие корейские американские семьи в конце ХХ столетия состояли из представителей разных поколений: родители-иммигранты, которые приехали в США в 1920-30-е гг. и их дети, которые родились в Америке или приехали сюда в младшем возрасте. В семьях такого состава члены семьи различных поколений имели различные нормы приспособления к американским социальным, культурным, лингвистическим, экономическим и образовательным параметрам. Как правило, наиболее частой причиной иммиграции корейцев в США называлась не возможность экономического процветания, а возможность получения лучшего образования. Однако, особенности культурной интеграции и языковой адаптации представителей различных поколений, желание родителей поддерживать традиционную корейскую культуру в семье формировали различные ценности, ограничивали межпоколенную коммуникацию, создавали ситуации непонимания и конфликтов между родителями и детьми в корейских иммигрантских семьях.

В своей статье «Этническая социализация детей» Дж. Финей и Р. Рохер описывают социализацию этнических детей как «процесс, в котором дети приобретают поведение, восприятие, ценности этнической группы, видят себя членами этой группы». Авторы указывают на то, что формирование этнической идентичности включает чувство продолжения этнического рода, восприятия, поведения, которые перенимаются от членов этой этнической группы [1]. Точно также Д. Деанда предлагает модель бикультурализма, где иммигранты в процессе приспособления объединяют различные аспекты двух культур, чтобы поддержать целостность собственной культуры. Это - «двойной процесс национализации», где иммигранты поддерживают свою этническую культуру в течение ее вливания в доминирующую культуру. Интенсивность и результат этого процесса зависит от времени иммиграции, доминирующей культуры, доступность ресурсов к этнической культуре и уровне понимания и поддержки бикультурализма [2].

Корейские американские подростки, которые мигрировали в США со своими семьями в младшем возрасте, приспосабливаются к этой модели. С одной стороны, они имеют культурное этнической родство с Кореей, с другой - культуру американского общества через обучение и социализацию с американскими не-корейцами и под воздействием американских средств массовой информации. Таким образом, эта возрастная группа является специфической, так как она в повседневной жизни находится в условиях культурной идентификации и постоянно принимает решение о соответствующем общественном поведении. И здесь и происходит конфликт в этнокультурном становлении личности.

Традиционное корейское общество в целом, и семья в частности находятся под сильным влиянием конфуцианской философии, корейские иммигрантские семьи тому не исключение. В основе ценностных ориентаций и отношений между родителями и детьми лежат основы конфуцианских принципов. Общеизвестны пять категорий межличностных отношений в конфуцианском учении: родители - дети, государь - подданный, муж - жена, старший брат - младший брат, друг - друг [3].

Конфуцианское учение диктует, что корейские дети уважают родителей и выполняют все обязательства по отношению к ним. Первостепенная обязанность старшего сына состоит в том, чтобы жить со своими родителями, обеспечивать финансовую поддержку и заботиться о них. Сыновнее благочестие после смерти родителя становится формой вероисповедания. Детей учат семейным ценностям, включая табу на развод, добрачный секс и межрасовый брак. Далее, в конфуцианстве существует ясное дифференцирование взаимоотношение между мужем и женой. Семья также структурирована в соответствии с патриархальной иерархией, сыновей считают более важными, по сравнению с дочерьми. Семейное продолжение, право наследования имеют исключительно сыновья. Согласно конфуцианству семья - важный институт, который регулирует семейную иерархию. Повиновение и сыновнее благочестие согласно рангу в семье вкладываются с детства и отражаются в языке и поведении. Кроме того, «гармония семьи» является первичной целью семейных отношений. Семья, а не личность, является единицей рассмотрения в обществе. Это налагает ответственность на каждого члена семьи вести себя согласно семейным нормам и правилам. Семья регулирует поведение каждого, поддерживает авторитет.

Несмотря на то, что в конце ХХ в. конфуцианское влияние в Корее, особенно среди урбанизированного населения, было ослаблено из-за притока западной культуры и быстрой индустриализации, оно все еще служило важным руководящим принципом, который формировал личное мировоззрение и социальные нормы. Равно также конфуцианство оставалось основой различных аспектов социальной, семейной, межличностной и культурной жизни, как корейцев, так и корейских американцев. Соответственно, ожидается, что человеку с традиционными корейскими ценностями было бы трудно принять и приспособиться к американским нормам, ценностям, поведению, межличностным отношениям, которые отличаются от корейских.

И есть вероятность, что если человек имеет детей, которые родились в Америке и которые выросли среди американских норм и ценностей, то в их отношениях возникают проблемы в становлении личности с сохранением традиционных приоритетов.

В конце 1990-х гг. корейские иммигрантские семьи изучались исследователями А. Муном и Т. Хангом в работе «Корейские иммигрантские семьи: ценностные ориентации и отношение подростков к родителям», где на примере 190 корейских семей в Лос-Анджелесе были выявлены потенциальные конфликтные ситуации, которые могли бы быть вероятными между родителями и подростками. Авторы тестировали отношение родителей и подростков к авторитаризму родителей и права детей на автономию в процессе принятия решений. Среди результатов было выявлено, что 85% отцов и 86% матерей по сравнению с 49% сыновей и 42% дочерей, согласились, что родители должны иметь право контролировать, как они одеваются. Точно также 37% и 38% отцов и матерей по сравнению с 12% сыновей и 10% дочерей полагали, что подростки, возможно, не имеют права выбирать вид собственного занятия, если тот не соответствует желанию их родителей [4].

Такие различия во взглядах между родителями и детьми можно объяснить влиянием разных констант между корейской и американской культурами. Они фиксируют отличные друг от друга нормы в методах воспитания детей, пониманию родительской власти, способах контроля над детьми, автономии детей и отношений между родителями и детьми. Старшее поколение корейских иммигрантов были социализированы в условиях традиционных корейских социальных норм, основанных на конфуцианстве. Здесь родители имели право управлять поведением детей и принимать решение за них.

Процесс поддержания этнокультурных основ социализации личности находится под влиянием этнических и культурных факторов в иммигрантских сообществах. В процессе переселения в другую страну иммигранты часто сталкиваются с трудностями адаптации в доминирующем обществе в результате культурных и языковых барьеров [5]. Эти трудности отражаются в изменениях в поведении, типе языкового использования, образцов одежды, образа жизни, взаимодействии между членами семьи. В отношении к межрасовому браку родители и дети в корейских иммигрантских семьях имеют отличные друг от друга точки зрения. К примеру, по данным А. Муна и Т. Ханга 69% отцов и 56% матерей полагали, что корейские американцы должны жениться только на других корейцах или корейских американцах, тогда как значительно меньше сыновей и дочерей (31% и 16%) считают обратно [4]. В результате американские корейцы, приспосабливаясь к новым условиям, все больше хотят стать «белыми», похожими, адаптированными к американскому обществу как американцы азиатского происхождения. И эта тенденция будет постоянно расти в силу желания стать «уважаемыми в этническом многообразии американского общества» [6].

Однако, выделяя проблемные стороны взаимоотношений между родителями и детьми, есть основания полагать, что все же, и родители, и их дети стремятся сохранить корейскую идентичность и корейское культурное наследие, признавая важность изучения языка, истории, обычаев Кореи. Несмотря на то, что американский образ жизни оказывает существенное влияние на повседневную жизнь корейцев влияние этнического наследия в процессе социализации остаются действенными. Большинство корейцев в США придерживаются точки зрения, что муж должен иметь больше власти в семейной жизни, чем жена. Традиционные патриархальные нормы корейской семьи сохранились и в той позиции, что самый старший человек в семье должен иметь наибольшую власть в принятии важных решений, а старший сын должен нести ответственность за пожилых родителей. Таким образом, корейские нормы сыновнего благочестия сохранялись и для второго поколения американских корейцев.

И последнее, в современных условиях для института семьи характерно увеличение численности разводов, рост неполных семей, чрезмерная занятость работающих матерей и появление новых форм социальных связей, давших современной реальности новые конфигурации семьи в виде гражданских отношений, межэтнических брачных союзов. В результате возникают проблемы в воспитании личности в иммигрантских корейских семьях, что требует поиска новых навыков воспитания, а также признания важности качества времени, которое родители проводят вместе с детьми. Ожидается, что в целом, как дети, так и родители сохранят близкие чувства взаимопонимания и будут оставаться удовлетворенными в отношениях друг с другом в силу твердой основы традиционного корейского воспитания, основанного на этнических постулатах классического конфуцианства.

Литература

1. Phinney, J. Childrens Ethnic Socialization : Pluralism and Development [Text] / J. Phinney, R. Rohner. Beverly Hills, CA : Sage Publication, 1987. P. 11

2. DeAnda, D. Bicultura Socialization Factors Affecting the Minority Experience [Text] / D. DeAnda // Social Work. 1984. March-April. P. 46

3. Chan, W. T. A Sourse Book in Chinese Philosophy [Text] / W. T. Chan. Princeton, N. J. : Princeton University Press. 1963.

4. Moon, A. Korean Immigrant Families : Value Orientation and Adolescents Attitudes Toward Parents [Text] / A. Moon, T. Hoang // Korean American Women living in two cultures. Academia Koreana. Keimyung-Baylo University Press, 1997. P. 59.

5. Paula, M. Usita and Rosemary Bliesznerro Immigrant Family Strengths : Meeting Communication Challenges [Text] / M. Paula // Journal of Family Issues 2002. № 23. P. 266-286.

6. Hidalgo, D. A. Blurring Racial and Ethnic Boundaries in Asian American Families : Asian American Family Patterns, 1980-2005 [Text] / D. A. Hidalgo, C. L. Bankston // Journal of Family Issues. 2010. 31. P. 280-300.




Н. Б. Ем (Республика Казахстан, г. Алматы)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601