СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Дистанционное образование как форма подготовки инновационных кадров

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон

Проблемы современности, с которыми сталкивается человечество сегодня, заставляют осознать то, что большинство из них сосредоточено в самом внутреннем мире человека. Согласно этому, именно образование способно стать тем механизмом, который вывел бы человечество из кризиса, смог бы правильно согласовать ценности и цели отдельного индивида и общества в целом. Разберемся подробнее, что же собой представляет само понятие «образование»?

Если мы обратимся к анализу различной литературы: научной, педагогической, методологической, философской, то заметим, что сама трактовка термина «образование» изменилась практически радикально за последние 10-15 лет.

До 1990-х г.г. образование рассматривали как результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умений, а также как необходимое условие подготовки человека к труду и всей жизни.

Начиная с середины 1990-х г.г. значение понятия «образование» и смысл, который в него вкладывают, начинает меняться в направлении глобализации. В этот период происходит изучение понятия «образование» с новой стороны, переосмысление его роли, функций и значения в обществе. Кроме того, повышается социальная роль образования: это значит, что от его направленности и эффективности становятся более определены, и перспективы развития цивилизации в целом. Безусловно, что следует учитывать вышесказанное при организации инновационной деятельности.

Итак, обратимся к одному из своеобразных способов получения образования, а именно - к дистанционному образованию, или ДО.

Наверное, сейчас понятие «ДО» уже прочно вошло в образовательный лексикон по всему миру. ДО изменило привычное содержание образования за последние три десятилетия. Оно превратилось в глобальное явление как образовательной, так и информационной культуры.

Не секрет, что возникла и в настоящее время достаточно бурно развивается большая индустрия образовательных услуг, объединенных общим названием «Дистанционное Образование». Эта индустрия впечатляет все более возрастающим количеством обучающихся, числом образовательных учреждений, предоставляющих услуги ДО, сложностью инфраструктуры, а также масштабами инвестиций и денежного оборота.

Согласно базе данных ICDL существует более 850 центров дистанционного образования, которые находятся на всех континентах, кроме Антарктиды. В этих центрах проходят обучение примерно двенадцать миллионов студентов. То есть около 13-14% от общего числа студентов в мире обучаются путем ДО по различным программам профессионального образования [1].

Какие же преимущества можно выделить у дистанционного образования? Рассмотрим три наиболее очевидных преимущества ДО:

1) доступность;

2) гибкость;

3) стоимость.

Объясним каждое из преимуществ подробнее.

Доступность - дистанционное образование можно получить из любой, даже самой удаленной точки мира, лишь бы там был Интернет. Это позволяет большему числу людей получать желаемые знания. Кроме того, расширяются возможности особенно для тех стран, либо же населенных пунктов, у которых доступ к реальным учебным заведениям ограничен.

Гибкость - учиться можно в любое время, по своему собственному графику, не подстраиваясь под преподавателя и других участников процесса обучения. Это позволяет получать образование уже работающим людям, делая сам процесс получения знаний непрерывным в течение всей жизни. Гибкость дистанционного образования не ограничивает возможностей людей по перемещению, что положительно сказывается на регулярности изучения с новым учебным материалом.

Стоимость - дистанционное образование обходится значительно дешевле очного из-за отсутствия таких затрат, как аренда помещения и инфраструктуры, почасовые гонорары преподавателям и т.п. Это позволяет получать образование людям, у которых нет возможности платить достаточно большие суммы за образование.

Кроме того, стоит заострить внимание на том факте, что при обучении «на расстоянии» учебный материал, который используют в дистанционных технологиях, может быть расширен в несколько раз за счет обмена материалом между вузами, ученым сообществом, организациями внутри сети. А ведь подобный обмен не требует затрат. Это способствует расширению доступного учебного материала, возможности углубленно изучать ту или иную интересующую дисциплину, а также закреплять полученные обучающимся знания.

Для использования системы дистанционного образования необходимо наличие Интернета. Рассмотрим, какие тенденции наблюдаются в последние годы в области использования всемирной сети. Согласно данным, предоставленным в отчете Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union, ITU), в 2010 г. около

2.8 млрд человек в мире пользовались Интернетом. При этом на год раньше интернет-пользователей было 1,86 млрд человек [2].

Отсюда сделаем несложный вывод - за 2010 г. пользоваться Интернетом в мире стало больше людей. И увеличение их числа значительно - 11,8% . Если же касаться тенденций в России, то, согласно данным Минкомсвязи РФ, число Интернет-пользователей в РФ в прошлом году увеличилось по сравнению с 2009 г. на 11,2% и достигло

46.8 млн человек [3].

Еще раз проанализировав указанные выше преимущества системы образования «на расстоянии», тенденции развития Интернета в мире, а также направления изменения образовательного процесса, приходим к выводу, что сегодня дистанционное образование превращается если и не альтернативу привычного образования, то точно становится отличным вариантом для тех, кому оно недоступно.

На наш взгляд, высшие образовательные учреждения России в настоящее время находятся в самом начале пути освоения дистанционного образования. Одними из лидеров в области ДО в России стали Томский Государственный Университет управления и радиоэлектроники (ТГУУР), Тюменский Государственный университет (ТГУ), Московский технологический институт (МТИ), Московский Институт менеджмента, экономики и права.

Если говорить о лидерстве в области дистанционного бизнес-образования в СНГ, то здесь можно назвать еще одного лидера - это Московская бизнес школа. Также достаточно интересные вебинары и видеоконференции проводит Московская школа управления «Сколково».

Каким же образом следует выстраивать дистанционный образовательный процесс в учебных заведениях? Рассмотрим это подробнее.

Идеальный формат обучения, который следует использовать - это комплексная форма обучения, или blended education. При таком формате Дистанционное Обучение успешно сочетается с привычным, очным обучением, а также стажировками. Ведь, безусловно, кроме отличных теоретических знаний необходимы еще и навыки, которые достаточно сложно приобрести при дистанционном обучении. Таким образом, при комплексном формате обучения дистанционно дается только теоретический материал и информация, плюс материал для самостоятельной подготовки обучающихся. В то время как на очных занятиях рассматриваются и отрабатываются наиболее затруднительные вопросы, разбираются и проигрываются практические ситуации.

Можно говорить о том, что в настоящее время наблюдается определенная деформация образовательного сектора государства в целом. Дотации, выделяемые государством, всегда ограничены бюджетом на год. Государственные вузы практически постоянно зависимы от казны и требуются все возрастающие средства. Как следствие, возникают довольно существенные противоречия между обязательно-автоматическим механизмом финансирования вузов государством и отсутствием качественно-оценивающей функции государства относительно вузов, почти нет рычагов воздействия на качество образования и изменение уровня обучения. Субсидирование вуза часто не оговаривается. В результате этого государство оказывается поставленным в ситуацию неспособности увязывать интересы самого вуза и планы государства в виде государственных программ преобразования и изменения общества в целом. В результате этого, государство уже объективно не может быть прямым поставщиком большинства услуг и товаров, ведь оно уже не может позволить себе оплачивать возрастающие требования (к примеру, требования к качеству рабочей силы в условиях растущей интернационализации экономики). В таких условиях и при таких изменениях государство должно оставаться только «помощником», «сторонним регулятором», «партнером» процессов.

Итак, отметим важное:

ИКТ (в особенности интернет-технологии) повышают возможности для получения транснационального образования;

новые образовательные учреждения дают уникальную возможность получения международного образования, не прибегая к традиционной инфраструктуре с устаревшими библиотечными, бумажными, дидактическими помощниками.

Все это открывает широкие возможности предложения всем и в любое время программ получения образования в ведущих университетах на любом расстоянии от вас, составляя серьезную конкуренцию множеству национальных или региональных вузов. Образовательные провайдеры уже в настоящее время конкурируют с существующими вузами, при этом, прибегая к простой покупке услуг квалифицированных преподавателей, составлению и частичному изменению учебных программ для дистанционных университетов, планируя распространение их по всем уголкам земного шара.

Хотя рынок услуг, предоставляющих ДО, сегодня пока еще не достаточно развит, найти организацию, предоставляющую подобные услуги, довольно несложно. Дистанционные технологии пытаются предлагать многие вузы. Есть те, кто делает подобную программу альтернативной. Но уже сейчас находятся и такие учреждения, которые пытаются сделать дистанционную технологию основной. Таким образом, наблюдается развитие в данной области - пусть это и первые пробные шаги, но во многом уже успешные.

Кроме того, следует отметить, что на рынке работают независимые фирмы, предоставляющие свои собственные авторские курсы - к примеру, Центр финансового образования. «В Интернете достаточно легко найти множество предложений в сфере дистанционного образования, - говорит директор Центра Сергей Спирин. - Обычно, оно по стоимости дешевле аналогичных программ очного образования, так как отсутствует множество затрат, например на покупку или аренду помещений» [4].

При этом, наблюдается большой разброс цен: здесь видна объяснимая закономерность: чем больше участие преподавателя и чем он квалифицированнее, тем выше цену. Безусловно, значение играет и известность вуза - чем известнее и раскрученнее бренд вуза, соответственно тем выше цена.

К примеру, дистанционные образовательные программы известных государственных вузов, которые предусматривают довольно большое количество часов занятий в виртуальном классе и требуют дополнительного обеспечения со стороны техники, будут, наверное, одними из самых дорогостоящих. Но даже подобные образовательные программы обойдутся студенту в 2 или 3 раза дешевле, чем привычный способ получения образования. Так, самый простейший курс от

Независимого центра обучения по управлению личными финансами, инвестициям в ценные бумаги будет стоить всего несколько тысяч рублей, а по срокам - займет не более чем три месяца. Однако при прохождении такого курса общение обучающегося с преподавателем будет ограничено - это переписка по электронной почте, а также общение на закрытых электронных форумах или в чатах. Иногда можно встретить использование технологии общения в видеорежимах вроде Skype или проведение вебинаров с обучающимися.

При таком достаточно бурном развитии системы дистанционного образования можно предположить тенденции и прогнозы в будущем.

«На Западе уже используются программы дистанционного высшего образования, при этом никаких препятствий на этом пути не существует, - рассказывает Сергей Спирин. - Однако на практике должен пройти определенный переходный период, период адаптации образовательных программ к дистанционному виду. Он трудоемок и, вероятнее всего, потребует до нескольких лет. Как следствие, в первую очередь на дистанционный способ будут переводиться программы, на которые уже сейчас существует коммерческий спрос. А уже за ними - и все остальные» [4].

Можно сделать вывод о том, что по прогнозам некоторых экспертов, в ближайшие пять-десять лет человек сможет осваивать дистанционно не только программы дополнительного образования, но также и основные образовательные программы. Кроме того, возможно появление не только высшего дистанционного образования, но и среднего школьного. А это в свою очередь означает, что многих ограничений на получение образования не станет, можно будет выбирать и любой доступный уровень (первое, второе, дополнительное, МВА, на долгий срок, на короткий срок), и квалификацию (специалист, CFO). Естественно, произойдет это не в одну секунду, и даже не в один год. Однако положительный эффект этих длительных преобразований в сфере обучения будет неоспорим и, безусловно, оправдает все ожидания от него.

Литература

1. curator.ru/e-learning/publication24.html.

2. globalscience.ru/article/read/19096/.

3. gazeta.ru/news/business/2011/09/23/n_2022029.shtml.

4. Бакалов, В. П. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление [Текст] / В. П. Бакалов, Б. И. Крук, О. Б. Журавлева. Изд-во Горячая линия-Телеком, 2008.




О. А Дудкина, О. А. Дёмина, Т. И. Макова (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601