Идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования отмечается, что изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой изменение системы оценивания. В современном профессиональном образовании становятся реальностью применение различных форм контроля качества образования. Одним из способов индивидуальной оценки знаний студента специалисты считают «портфолио» или досье достижений студента.
Благодаря такому досье можно будет судить об учебных, творческих и коммуникативных способностях и общих компетенциях выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Портфолио - (итал. portfolio - «портфель, папка для документов») - эффективное средство мониторинга образовательных достижений студента, которое формируется им лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в учебной, творческой, социальной, исследовательской и других видах деятельности в учебном заведении и за его пределами, служит связующим звеном между колледжем и рынком труда.
Основная цель портфолио - формирование ценностных ориентаций, активной личностной позиции, готовности к сотрудничеству и саморазвитию через предъявление, рефлексию и анализ образовательных и профессиональных достижений студента.
Портфолио позволяет решать следующие задачи: отслеживание индивидуальных достижений студента; динамики развития профессионально - значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;
оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;
формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;
поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;
развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;
совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально - личностного саморазвития.
Портфолио - система «накопительная». В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио студентом, различают:
а) портфолио - собственность (собирается для себя);
б) портфолио - отчет (собирается для преподавателя).
В настоящее время в систему профессионального образования внедряется большое разнообразие форм и видов портфолио, например:
«Портфолио документации» - может содержать документы студента, показывающие развитие и рост в обучении: зачетные книжки, свидетельства, удостоверения о присвоении квалификации, категории, разряда, получении дополнительного образования;
«Портфолио достижений» - располагает материалами, которые, по мнению студента, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. Этот вид портфолио может содержать лучшие проекты, благодарственные письма, грамоты, отзывы, фотографии;
«Портфолио оценочный» - собирается для контроля накопления знаний и умений студента и состоит из контрольных материалов различных видов: контрольные работы, тесты, схемы, кроссворды и т. д. Оценочный портфолио педагог может составить самостоятельно и предоставить его заблаговременно.
«Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, предоставленные педагогами, руководителями практики, родителями, возможно однокурсниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента своей деятельности и ее результатов.
«Портфолио показательный» - используется для суммирования мастерства студентов, полученного по определенным направлениям; включает лучшие работы студентов, отобранные самими учащимися или педагогами. Наиболее современным считается такой вид портфолио, как «On-line-портфолио» - портфолио позволяет студенту создать свою собственную веб-страничку и составить портфолио в соответствии со своим собственным пониманием форм отчёта по курсу обучения.
В целом, каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом.
Крупными блоками материалов называются разделы, внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае самостоятельно и индивидуально для каждого учебного заведения.
Общепринятой и чаще всего используемой является структура, включающая следующие разделы: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения».
В разделе «Портрет» автор портфолио имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом. Это может быть эссе, синквейн, фотография и т.д. «Коллектор» представляет собой раздел, содержащий любую информацию, которую учащийся собирает в соответствии с темой портфолио. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, информационные материалы, полученные от преподавателя, любой иллюстративный материал и т.д. - одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности обучающегося - автора портфолио.
Иными словами, «коллектор» - это своего рода «копилка» материалов или информации, часть из которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть может перейти в портфолио по следующим темам.
«Рабочие материалы» - раздел, включающий информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий: графические материалы (таблицы, графики, схемы и т.п.), тексты сообщений и докладов, различные творческие работы, выполненные контрольные и самостоятельные работы, материалы по проектной деятельности обучающегося и т.д. Одним словом, данный раздел представляет собой копилку различного рода занятий и работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения.
Раздел «Мои достижения» является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении. Это могут быть наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы преподавателей и коллег о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором обучающийся поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.
В ходе работы по формированию портфолио особую роль играет деятельность классного руководителя (куратора) группы. Именно он является консультантом и помощником, в основе деятельности которого - сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио, а также:
координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует студентов о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
способствует вовлечению студентов в различные виды деятельности;
отслеживает индивидуальное развитие студентов; является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий и группы современного метода оценивания портфолио.
Особого внимания требует механизм оценки портфолио, который может быть реализован следующим образом:
оценивается только процесс и характер работы над портфолио; оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики);
оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;
оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации;
портфолио не оценивается, а обучающийся выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену.
Критерии оценивания, как правило, определяются совместно с учащимися, но могут быть предложены преподавателем. Набор критериев зависит от особенностей учебного предмета, цены его освоения, условий обучения и т.д. Но в любом случае рекомендуется в качестве критериев рассматривать:
наличие обязательных рубрик и выводов; использование исследовательских методов работы; проективный характер портфолио;
«личностную привязку» содержания; качество оформления;
анализ полезности портфолио для самого учащегося.
Итоги работы с портфолио, как правило, подводятся на специальном занятии, которое называется «портфолио-конференция» и проводится с использованием различных интерактивных форм деятельности.
В целом портфолио в системе профессионального образования в настоящее время находиться на этапе развития и совершенствования. Формируются портфолио - технологии. Методология оформления портфолио только начинает развиваться в нашем колледже. Однако, наиболее активные и профессионально-ориентированные студенты колледжа уже давно занимаются оформлением своих портфолио и достигли в этом определенных успехов. Рекомендуется начинать заниматься накоплением и отбором материалов для него как можно раньше - с младших курсов, а еще лучше - со школьной скамьи.
Литература
1. Новикова, Т. Г. Портфолио в образовательной практике. [Текст] / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков, Е. Е. Федотова // Вопросы образования. 2004. № 3. С.201-238.
2. Вознесенская, А. О. Портфолио - оцени себя сам! [Текст] / А. О. Вознесенская // Университет ИТМО. 2009. № 107(1612).
Е. В. Говорухина
(Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 3702