СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инновационные подходы к организации учебного процесса по естественнонаучным дисциплинам в системе непрерывного образования

Перспективы развития нашей страны предусматривают решение сложнейших стратегических задач перехода от «экономики трубы» к инновационной экономике, основанной на знаниях, и освоения в достаточно короткие сроки (наряду с лидирующими странами) шестого технологического уклада, включающего микроэлектронные, молекулярные, клеточные и ядерные технологии, нанотехнологии, наноэнергетику и микроэлектронные технологии, нанобиотехнологии, нанобионику и др. [1]. Успешное решение этих задач напрямую связано с организацией естественнонаучного образования. Оно было, есть и должно оставаться важнейшим интеллектообразующим компонентом образовательной среды. Однако в последние десятилетия отношение к этой компоненте заметно меняется. Образовательные реформы средней и высшей школы свидетельствуют об ослаблении внимания к естественнонаучным дисциплинам, что выражается в сокращении объема часов, отводимых в средней и высшей школе на изучение естественнонаучных дисциплин, в исключении из основных образовательных программ многих направлений бакалавриата важнейшей мировоззренческой дисциплины «Концепции современного естествознания». С другой стороны, успешно развивается и получает широкое распространение система непрерывного образования. Один из ее вариантов - университетский образовательный комплекс «колледж - бакалавриат - магистратура». Не может вызывать сомнения, что на каждой из этих ступеней должна иметь место основательная естественнонаучная подготовка, причем, безусловно, со своей спецификой. В этих условиях особенно важно и актуально оптимизировать образовательный процесс, повысить его инновационный потенциал, эффективно используя новые идеи и арсенал современных средств и технологий.

Прежде всего, нельзя забывать, что образовательная деятельность - сфера педагогики, и ее успешная реализация требует осознанного использования современных педагогических платформ или подходов. В качестве таких подходов целесообразны следующие:

компетентностный, предполагающий в качестве основного результата образовательной деятельности формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно социализироваться, максимально раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности;

акмеологический, обеспечивающий создание условий для освоения студентами знаний, прогрессивных, современных методик и технологий обучения, самовоспитания и саморазвития, необходимых для их успешной самореализации в профессии;

культурно-экологический, рассматривающийся как методологическое основание экологизации методической системы естественнонаучного образования в русле экологической культуры, базирующейся на идее целостности мира, единства человека, человечества и природы;

практико-ориентированный, предусматривающий разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки с целью обеспечения связи содержания профессионального образования с реальными потребностями производства, социальной сферы и условиями жизни;

системный, предусматривающий рассмотрение информационного обеспечения учебного процесса как открытой системы автономных и функционально различных компонентов, между которыми осуществляются прямые и обратные связи, определяющие целостность системы, обеспечивающие ее оперативность и мобильность, непрерывное саморазвитие;

Эти подходы должны стать основными системообразующими факторами, пронизывающими все компоненты инновационного образовательного процесса на различных уровнях, определяющими требования к используемым технологиям и методам, принципы разработки информационного обеспечения этого процесса, организующими его в соответствии с педагогическими и социальными целями.

На образовательной ступени колледжа, на которой осуществляется начальная профессиональная подготовка и подготовка бакалав- ров-практиков, изучение естественнонаучных дисциплин является необходимым элементом формирования интеллекта личности - важнейшего ресурса, остро востребованного на рынке труда современного общества, выбравшего путь инновационного развития. Однако организация учебного процесса по физике, химии и другим естественнонаучным дисциплинам в учреждениях не инженерно-технического профиля (каким является экономический колледж при УрГЭУ) наталкивается на целый ряд проблем, в том числе связанных с низким образовательным уровнем контингента учащихся колледжа, в частности - по математическим и естественнонаучным дисциплинам. Студенты зачастую не владеют простейшим математическим аппаратом, не знают элементарных основ естественных наук, не имеют навыков самообразования и проявляют очень слабый интерес к учебе, по крайней мере, к освоению естественнонаучных дисциплин. Все это определяет специфику работы преподавателя и ставит задачу разработки и применения инновационных методов, активизирующих аудиторную и внеаудиторную деятельность учащихся, способствующих формированию мотивов обучения, интереса к предмету и к познавательной деятельности, освоению методов логического мышления, развитию познавательных творческих способностей и навыков самообразования.

Опыт работы со студентами экономического колледжа позволяет расставить следующие акценты в деятельности преподавателя. Важным фактором, влияющим на познавательную деятельность учащихся, является атмосфера учебного процесса, наличие установки на успешную деятельность, поведение преподавателя и его отношение к аудитории. Эта установка - главная предпосылка реализации акмеологического подхода, существенного условия эффективной реализации подготовки кадров для инновационной экономики. Прежде всего, преподаватель сам должен быть настроен на успех, и иметь план достижения этого успеха на каждом занятии и при каждом виде работы с учащимися, наполнять каждую форму работы практико-ориентированным содержанием с акцентами, способствующими формированию экологической культуры. Целесообразно активно применять наиболее современные методы и технологии и вовлекать студентов в этот процесс.

Естественнонаучные дисциплины давно являются плодотворной площадкой для развития, апробации и применения всего арсенала инновационных методов. Во многих образовательных учреждениях у нас в стране и за рубежом для проведения занятий по физике, химии и другим дисциплинам более или менее активно используются современные компьютерные технологии и соответствующее обеспечение [2, 3]. Информатизация охватила все компоненты образовательного процесса в вузе, все виды занятий и формы контроля знаний. Широкое распространение получили лекции с применением современных аудиовизуальных средств. На кафедре физики и химии УрГЭУ разработаны и читаются лекции-презентации по курсам «Концепции современного естествознания», «Физика», «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа», «Физическая и коллоидная химия и физикохимические методы контроля качества». Опыт проведения таких лекций показывает, что они позволяют оптимально активизировать восприятие материала, и обеспечивают возможность наглядности даже при изучении тем, рассматривающих пространственные и временные масштабы, исключающие наглядное моделирование прежними средствами. Кроме того, они демонстрируют (при соответствующей квалификации преподавателя) современные аспекты коммуникативной культуры, что способствует формированию коммуникативных компетенций.

Информационные технологии становятся основой лабораторного практикума. Современный инструментальный анализ предполагает использование компьютера, подключенного к измерительной аппаратуре, для записи, сохранения и обработки экспериментальных значений физико-химических величин. Такая аппаратура эффективно используется в лабораторном практикуме по аналитической химии, что способствует формированию высокого уровня внутренней мотивации студентов и развитию соответствующих профессиональных компетенций.

Однако нередко использование информационных технологий не имеет выраженный системный характер. Разрабатываются и применяются отдельные модули для лекций и занятий, базы тестов и т.д., - но системообразующий фактор отсутствует или слишком слаб, что существенно снижает инновационный потенциал учебного процесса. Особенно ощутима эта проблема в отношении реализации образовательных стандартов третьего поколения, в рамках которых естественнонаучные дисциплины указываются в базовой или вариативной части соответствующего цикла основной образовательной программы, но стандарты самих дисциплин не определяются. Поэтому встает задача разработки концепции формирования информационного обеспечения инновационного учебного процесса по естественнонаучным дисциплинам как целостной открытой системы. Эта задача решается преподавательским корпусом естественнонаучной кафедры УрГЭУ.

Особую роль играют естественнонаучные дисциплины на ступени магистратуры. Магистры - новая для нашей страны квалификация выпускника высшей школы, тот кадровый потенциал, который призван создавать и развивать инновационную экономику, разрабатывать и внедрять жизнеобеспечивающие импортозамещающие технологии, что является необходимым условием устойчивого независимого развития сильного государства. Подготовка таких кадров должна предусматривать ознакомление их с наиболее современными естественнонаучными концепциями, оказывающие существенное влияние на интеллект и стиль мышления высоко квалифицированного специалиста. Эту задачу решает разработанный на кафедре физики и химии профессором А. В. Кожиным авторский курс «Методы системного исследования экономических процессов». Курс включен в магистерские программы по направлению «Экономика», он эффективно способствует формированию у будущих магистров-экономистов современного научного мировоззрения, нелинейного стиля мышления, развитию способности принимать нестандартные управленческие решения, строить обоснованные прогнозы и разрабатывать стратегию инновационного развития. Преподавание курса осуществляется на высоком технологическом уровне, с применением на лекциях и семинарах современных технических средств и инновационных педагогических методик.

Условия и задачи естественнонаучной подготовки на разных ступенях многоуровневой системы непрерывного образования различны и специфичны. Но в организации и состоянии этой подготовки, как в зеркале, отражается состояние экономики, действительная (а не декларируемая) направленность ее развития, инновационный потенциал и реальные перспективы.

Литература

1. Малинецкий, Г. Г. Методологические аспекты инновационного развития России [Текст] / Г. Г. Малинецкий [и др.] // Экономические стратегии. 2010. № 7-8.

2. Марек, В. П. Использование информационных технологий при создании инновационной образовательной среды на физическом факультете классического университета [ Текст] / В. П. Марек, В. М. Микушев, А. С. Чирцов // Международный журнал экспериментального образования. 2009. № 6. С. 23-26.

3. Старостина, С. Е. Естественнонаучное образование в высшей школе : состояние, проблемы [Текст] / С. Е. Старостина // Вестник ЧитГУ. 2010. № 10(67). С. 73-80.




Б. И. Бортник, А В. Кожин, Н. Ю. Стожко (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601