Современные социально-экономические условия развития общества предъявляют особые требования к профессиональной подготовке будущего специалиста. В связи с реформированием системы образования повышенное внимание сегодня уделяется выпускникам педагогических вузов.
Подготовка специалиста для современного инновационного, стремительно обновляющегося, общества требует особого подхода к формированию компетентной, творческой, инициативной, самостоятельной личности, конкурентной на рынке труда, способной разрабатывать идеи и находить нетрадиционные решения задач, возникающих в профессиональной деятельности. Современная система образования способна решить задачу подготовки такого специалиста при условии предоставления студентам возможности включаться в творческий поиск путем введения его в научно-исследовательскую работу, которая обладает широким потенциалом в формировании цельной личности будущего профессионала.
Для наиболее успешной реализации целей профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогическом вузе научноисследовательская деятельность должна стать неотъемлемой ее частью. Так, в положениях Болонской декларации говорится о фундаментальности образования, нацеленности на подготовку специалистов, способных заниматься наукой. Социально-экономический прогресс невозможен без науки [1, с. 4].
В условиях осуществляемой модернизации образования учебная деятельность обучающихся все в большей мере становится исследовательской. Инновационный специалист сегодня должен владеть исследовательскими знаниями и умениями, быть способным и мотивированным к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. В этом случае научно-исследовательская деятельность может стать для будущего педагога ориентиром в его жизненном самоопределении, самопознании и саморефлексии, открытии своих способностей. Таким образом, именно направленность на исследовательский характер всей системы профессионального образования необходима для ее инновационного развития.
В нашем понимании научно-исследовательская деятельность студентов - это профессионально-творческая деятельность по овладению студентами целостной системой методов, приемов и формированию навыков решения научно-исследовательских задач, развитию способностей к научному творчеству, самостоятельности и инициативности.
Анализ работ по данной проблеме (Ф. Ш. Галиуллина, Е. Ю. Гирфанова, С. А. Кореневский, П. П. Лузан, О. Н. Лукашевич и др.) позволил нам выделить наиболее значимые для теории и практики педагогической науки проблемы научно-исследовательской деятельности в развитии системы профессиональной подготовки будущего педагога. Выделим наиболее значимые из них.
Недостаточная развитость мотивационно-потребностной сферы личности студента как компонента готовности к занятиям научноисследовательской деятельностью. Результаты анкетирования, проведенного нами на базе ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», позволили сделать вывод о том, что в занятии научно-исследовательской деятельностью у студентов недостаточно развиты познавательные и профессиональноценностные мотивы. Большая часть будущих педагогов не испытывает самостоятельной потребности заниматься исследовательской деятельностью, для этого требуется внешний стимул. У студентов не сформировано четкое представление о научной деятельности и ее значимости в работе педагога, представления о ней достаточно общие и неполные.
Таким образом, для большинства будущих учителей исследовательская деятельность не является ценностно-значимой. Как следствие, современная образовательная практика не строится как наукоемкий процесс, и это, в свою очередь, не позволяет перевести образование в режим инновационного развития [3, с. 17].
Проблема все возрастающих массивов научной информации, которая актуализирует задачу их дидактического уплотнения и перевода профессионального обучения на личностно-развивающий уровень. Определяющим становится не количество усвоенной студентом научной информации, а система ключевых и профессиональных компетенций, в числе которых - способность находить, систематизировать, генерировать новую информацию на основе существующей [5, с. 104]
Формальное отношение к осуществлению научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе. Научно-исследовательская работа, призванная по своей внутренней природе способствовать развитию творчества будущих учителей, максимально формализована и не осуществляет своего назначения. Следовательно, высшая педагогическая школа при изначально имеющемся потенциале актуально не готова к выполнению поставленной обществом задачи обучения и воспитания учителя инновационного типа. Современная практика высшей школы пока еще не сориентирована на эффективное использование имеющихся у нее условий (в том числе в научно-исследовательской деятельности), способствующих развитию творчества будущих педагогов [2, с. 3-7].
Недостаточная вовлеченность студентов в научно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава вузов. Введение студентов в собственную исследовательскую деятельность является важным аспектом деятельности преподавателя университета, обладающая широким потенциалом для саморазвития всех активных субъектов данного процесса. Включенный в такую работу студент получает возможность решать не поставленные кем-то, а собственные задачи. Тем не менее, на сегодняшний день подавляющее большинство студентов даже не имеют точного представления об исследованиях, проводимых их педагогами, следовательно степень их вовлеченности в эту деятельность не высока.
Отсутствие целостной программы, способствующей поэтапному последовательному вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность, с четко обозначенными критериями и показателями как промежуточных, так и итогового результатов достижения определенного уровня в развитии научного потенциала личности будущего специалиста.
Направления решения указанных проблем позволяют выделить основные перспективы развития научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки будущего педагога.
Широкое использование исследовательского принципа в обучении, который предполагает такую организацию учебного процесса, при которой студенты знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими науках, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания путем исследования явлений и процессов. Применение исследовательского принципа способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности обучаемых, повышает интерес к овладению знаниями и методами познавательной деятельности. Значимыми для студентов становятся способность к целеполаганию и проектированию своей деятельности, критическое мышление и выработка собственных выводов [1, с. 4].
Реализация проектно-исследовательской модели «обучения посредством действия», которая предполагает, что студенты учатся не только у преподавателя, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их исследовании и обсуждении полученных решений [4, с. 101]. Так студенты приобретают опыт проведения педагогических исследований, опыт созидательной деятельности. Важной функцией преподавателя становится поддержка обучающегося в его самостоятельной работе.
Развитие идей компетентностного подхода в образовании, который нацеливает на формирование универсальных учебных действий обучающихся, позволяя им самостоятельно решать проблемы, организовывать познавательную деятельность и в дальнейшем не просто переносить полученные навыки, но и творчески их преобразовывать решении реальных педагогических задач, возникающих в профессиональной деятельности.
Широкое вовлечение будущих специалистов в научно-исследовательское пространство вуза, включение их в научно-педагогическую школу преподавателя. В таких условиях наиболее ярко проявляется субъектное взаимодействие преподавателя и студента, сотворчество и соучастие в решении образовательных и воспитательных задач, передача личностного смысла и диалоговое общение в творчески развивающемся педагогическом процессе.
Таким образом, обеспечение качества высшего профессионального образования сегодня невозможно без осуществления интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности, которая предоставит будущему педагогу возможность включаться в творческий поиск с учетом его потребностей и современных требований к подготовке квалифицированного специалиста.
Литература
1. Гирфанова, Е. Ю. Стимулирование исследовательской деятельности студентов высшей школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Гирфанова. Казань, 2005.
2. Лукашевич, О. Н. Научно-исследовательская деятельность как средство развития творчества студентов в образовательной системе педагогического вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О. Н. Лукашевич. Карачаевск, 2002.
3. Собкин, В. С. Качество педагогического образования глазами студента [Текст] / В. С. Собкин, О. В. Белова // Педагогика. 2010. № 5. С. 10-18.
4. Тряпицына, А. П. Построение содержания дисциплины «Педагогика» в контексте стандарта высшего профессионального образования третьего поколения [Текст] / А. П. Тряпицына // Педагогика. 2010. № 5. С. 95-103.
5. Факторович, А. А. Педагогическая деятельность преподавателя вуза в современных условиях [Текст] / А. А. Факторович // Педагогика. 2010. № 5. С. 103-108.
Т. С. Бородина
(Россия, г. Волгоград)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 4121