Основные тенденции, которые мы наблюдаем в настоящее время, затрагивают изменения в общей образовательной среде - содержании, средствах и технологиях обучения иностранному языку. Обновление содержания обучения иностранному языку находит отражение, прежде всего, в новом поколении Программ по иностранному языку, ориентированных на реальные потребности в использовании изучаемого языка и на развитие языковой личности средствами изучаемого языка. Широкое распространение получают новые технологии и различные вариативные средства обучения иностранному языку нового поколения. Общая тенденция к интеграции предметного знания в содержании образования требует и широкой межпредметной координации. Это помогает реализовать реальные потребности овладения и использования изучаемого языка в информационной, образовательной и социально-культурной деятельности. Такая интеграция призвана способствовать развитию общей коммуникативной культуры студента как базового условия формирования познавательной и информационной культуры, что является основой гуманитарного и, в целом, общего образования.
Названные тенденции определяют подход к проблеме организации самостоятельной работы студента в области иностранных языков. Переориентация на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением содержания, требует, как представляется, изменить общую методологию обучения/овладения иностранным языком. Прежде всего, акцент с непосредственного обучения иностранному языку должен быть перенесен на изучение иностранного языка, то есть актуализацию самостоятельной учебной деятельности студента по овладению языком и культурой и активизацию студента. Такая переориентация позволит повысить степень его реальной самостоятельности, креативности и автономии в языковой и образовательной среде.
В связи с этим самостоятельная учебная деятельность студента становится важнейшим компонентом учебного процесса. Ориентация на развитие языковой личности и таких ее качеств, как способность к самостоятельному изучению языка и культуры (учебная компетенция), автономность в использовании иностранного языка, креативность в решении различных задач средствами изучаемого языка, требует по-новому подойти к содержанию и методике организаций самостоятельной работы изучающих иностранный язык с тем, чтобы сделать ее продуктивной.
Переориентация образования на личность студента, на приоритет развития способов самостоятельного добывания знаний обусловили постановку проблемы продуктивной учебной деятельности. Продуктивное образование и продуктивная учебная деятельность стали предметом повышенного интереса исследователей и рассматриваются как перспективная тенденция реформирования образования.
Термин «продуктивная учебная деятельность» сочетает в себе два значения: как противопоставление «репродуктивной» и как понятие «продуктивная, творческая». Эти значения относятся к понятиям «репродуктивная (воспроизводящая)» и «продуктивная (созидательная, творческая)» активность, которые широко используются в современной философской и психолого-педагогической литературе.
Для репродуктивной деятельности характерна направленность на получение заданного готового результата по образцу с использованием стереотипных способов. В продуктивной учебной деятельности результат и способы познания не заданы абсолютно, они создаются или преобразуются самим субъектом познавательной деятельности. Причем создание нового продукта и выбор способов деятельности связаны с разрешением определенной задачи-проблемы, поиском и принятием решения.
Различным в репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности является и механизм регуляции. В первом случае это в самом общем смысле регуляция «внешняя», заданная в качестве цели, результата, образца выполнения. В продуктивной познавательной деятельности ведущим является механизм саморегуляции, в основе которого механизм рефлексивной самооценки. Результатом его действия является свободный осознанный выбор субъектом цели и способов деятельности.
Продуктивное образование определяется как процесс, направленный на всестороннее развитие личности, способной осваивать единую социально-культурную картину мира как процесс, при котором приращение знаний, способностей, опыта происходит в ходе создания студентом собственных образовательных продуктов. При этом студент включен в научные и культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.
Личностный образовательный продукт как результат творческой, созидательной - продуктивной познавательной деятельности это, с одной стороны, - создание определенных материальных и духовных продуктов (исследований, сочинений и т.п.). С другой стороны - это открытие для себя нового, неизвестного, разрешение по-новому уже известной проблемы, то есть выработка личностных способов познания, а также накопление и передача опыта в процессе взаимодействия с другими субъектами образования. Таким образом, конечный образовательный продукт выражается в «самостроительстве» и «самотворче- стве» студента, приобретении индивидуального личностного опыта и продвижении вперед в своем развитии.
В основе продуктивной учебной деятельности два взаимосвязанных аспекта - методология данной деятельности и субъектные качества личности. Владение методологией учебно-познавательной деятельности можно охарактеризовать как учебную компетенцию - способность эффективно самостоятельно учиться, учить себя. Эта способность заключается в осознанной и самостоятельной постановке цели, выборе адекватных способов, рефлексивной самооценке и саморегуляции своей учебной деятельности. Ведущие качества личности студента как субъекта учебной деятельности - активность, самостоятельность и креативность, обеспечивают его самоопределение и саморазвитие в образовательном процессе. Креативность понимается в данном контексте как созидательность, «творческая жилка», которая проявляется в создании студентом личностного образовательного продукта.
Самоопределение, самореализация, саморазвитие студента определяют ключевую категорию учебной деятельности - субъектность. Субъектность (по В. А. Петровскому, 1996; В. И. Слободчикову, 1996) означает способность личности к самостоятельному, независимому (иными словами, автономному) инициированию, управлению, оценке деятельности и личностному самоопределению в процессе деятельности. Данную способность характеризуют также свобода в принятии решений, ответственность за выбор решений, творческое преобразование ситуации, на которую направлена деятельность, накопление индивидуального опыта, взаимодействие с другими субъектами деятельности в решении задач, перенос/передача опыта деятельности.
Таким образом, в рамках концепции личностно ориентированного образования продуктивную учебную деятельность можно определить как тип творческой познавательной деятельности, обеспечивающей самоопределение и саморазвитие личности. Продуктивная учебная деятельность направлена на создание личностного образовательного продукта, в ее основе лежит определенная технология познавательной деятельности и способность личности активно и осознанно управлять ею, рефлексировать и оценивать свою деятельность, накапливая эффективный опыт, конструктивно и творчески взаимодействовать с образовательной средой и субъектами учебной деятельности, принимая на себя ответственность за ее процесс и результат. При этом освоение предметного знания происходит в процессе и посредством создания студентом личностного образовательного продукта.
Исходя из этого определения, выделим основные характеристики продуктивной учебной деятельности по следующим компонентам.
1. Учебная компетенция - позиция «я - преподаватель», что означает способность и готовность к осознанному и эффективному самостоятельному управлению учебной деятельностью (от постановки цели до самоконтроля и самооценки ее результата); в основе учебной компетенции выделяется базовый/технологический компонент - владение стратегиями и приемами учебной деятельности (обобщенными и специальными применительно к конкретному предмету, в нашем случае - иностранный язык и культура).
2. Позиция деловой активности, что означает способность к инициации учебной деятельности, владение стратегиями целепола- гания и принятию самостоятельных независимых решений и принятию на себя ответственности за результат данной деятельности, взаимодействие и сотрудничество в процессе решения задач учебной деятельности в учебной группе, передача индивидуального опыта учебной деятельности партнерам по группе, взаимодействие и сотрудничество с субъектами учебной деятельности в образовательной среде.
3. Позиция конструктивной и творческой деятельности, что означает ориентацию на создание личностного образовательного продукта, выстраивание собственных систем знаний и личностных способов получения знаний и умений, гибкость/адаптивность учебной деятельности к различным учебным ситуациям, свободу к творческому преобразованию учебной деятельности.
4. Позиция рефлексивной самооценки, что означает способность к рефлексивной самооценке целей, процесса и продукта учебной деятельности, рефлексию, коррекцию и накопление эффективного опыта учебной деятельности, формирование индивидуального стиля учебной деятельности, перенос рационального опыта в новые учебные контексты.
Продуктивная учебная деятельность студента приоритетна, но роль репродуктивных видов учебно-познавательной активности при этом, ни в коей мере не отрицается. Ориентация на продуктивную учебную деятельность означает ее преобладающую роль в системе видов деятельности, сочетающей репродуктивные и творческие. Это сочетание может определяться различными условиями образовательного контекста и характером предметной области.
Рассмотрим проблему продуктивной учебной деятельности в области обучения/овладения иностранным языком и организации самостоятельной работы студента по иностранному языку.
Прежде всего, необходимо разграничить понятия «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа». Самостоятельная учебная деятельность - это вид познавательной деятельности, регулируемой и управляемой студентом как субъектом данной деятельности, и направленной на освоение предметных знаний и умений и культурно-исторического опыта. Самостоятельную работа - это форма, в которой организуется и осуществляется учебно-познавательная деятельность без непосредственного руководства со стороны преподавателя.
Все большее распространение получают проектные виды самостоятельной работы, в основе которых лежит продуктивный характер учебной деятельности.
Признаки продуктивного обучения в современном процессе по иностранному языку.
Первое - приоритетная ориентация на овладение способами образовательной деятельности, то есть умение самостоятельно осваивать иностранный язык и иноязычную культуру.
Известное выражение П. Г. Щедровицкого «от образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни» означает, что нельзя выучить иностранный язык «однажды и на всю жизнь» - необходимо овладеть способами изучения языка и культуры и быть готовым заниматься им постоянно, на протяжении всей жизни.
В современных средствах обучения уделяется определенное внимание развитию отдельных приемов самостоятельной работы над языком, преимущественно так называемых компенсационных учебных умений. В этих целях в современные учебники по иностранному языку включаются такие задания, как, например, самостоятельно определить значения языковой единицы на основе внутренних признаков или с опорой на контекст, различные задания, предполагающие работу со словарем и овладение соответствующими умениями, задания на смысловую группировку языковых единиц и др. Однако число таких приемов, выделяемых в учебниках и учебных пособиях, ограничено и далеко не покрывает различные ситуации и потребности самостоятельного изучения языка и культуры. Практически не отражен в учебных пособиях широкий спектр специальных учебных умений, необходимых для эффективного самостоятельного изучения языка и культуры.
Второе - личностный характер образовательного продукта. Данное положение означает, прежде всего, что содержание образовательной деятельности определяется личностно значимой смыслообразующей мотивацией, то есть должно иметь для студента личностный смысл, а не задаваться «извне».
Третье - креативная составляющая продуктивной учебной деятельности и ее самостоятельный характер. Изучение языка - это труд, но труд творческий, который предполагает «открытие для себя» неродного языка и иной культуры, иного социума. Сформировать у студента отношение к изучению иностранного языка как творческому процессу помогает, с одной стороны, направленность на личностный образовательный продукт, а с другой, - сам изучаемый язык и иноязычная культура.
Н. В. Боровская
(Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 2390