СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


О роли компьютерных технологий в реализации образовательной модели «школа - колледж - вуз»

Новые веяния времени несут в себе новые принципы организации образовательного пространства. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в вузе. Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных методик, технологий.

В развитие идеи инновационного образования, представленной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ) разработал программу развития системы непрерывного образования Свердловской области до 2030 г. В УрГЭУ планируется развивать эту систему по схеме «школа - колледж - вуз». Для успешной реализации этой программы совершенно необходимо внедрять в процесс обучения информационные и коммуникационные технологии.

Одним из видов таких технологий, широко применяемых для организации учебного процесса, являются электронные образовательные ресурсы. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) обеспечивают поддержку многих модулей обучения, которые в традиционном учебном процессе реализуются через очное общение преподавателя и студента. Создание в УрГЭУ Портала ЭОР позволило разместить материалы учебно-методических комплексов изучаемых дисциплин на созданных сайтах для академических групп и, таким образом, сделать их доступными для каждого студента. Учебно-методический комплекс дисциплины является инструментом, необходимым условием для обеспечения качества преподавания дисциплины и достижения высоких результатов образовательного процесса. Его содержание постоянно корректируется, добавляются новые материалы, отвечающие образовательным инновациям, с целью улучшения качества преподавания. Безусловно, эффективность электронного обучения зависит от качества используемых материалов и мастерства преподавателя, а также от удачного и доступного представления информации. Представление учебных материалов с включением мультимедийных элементов: графиков, видео-опытов со звуковым сопровождением и анимацией вовлекают студента в активный процесс обучения и делают обучение всесторонним.

Важным инновационным элементом обучения стало чтение лекций с использованием мультимедийного оборудования. В частности, на кафедре физики и химии УрГЭУ созданы мультимедийные лекции- презентации по дисциплинам «Физическая, коллоидная химия и физико-химические методы контроля качества», «Физико-химические методы исследования свойств сырья и пищевых продуктов». Данная разработка включает материалы по основным разделам физической и коллоидной химии, вопросы теории и практики электрохимических, хроматографических и оптических методов анализа. Лекции представлены как последовательный просмотр графической информации с комментариями. Образное, с элементами анимации изложение учебного материала позволяет увеличить объем передаваемой информации и повысить уровень ее усвоения, что отмечается многими преподавателями- лекторами. С другой стороны, лекции-презентации дают возможность студентам получить наглядное представление об основных элементах аналитического оборудования, аппаратуре, способах представления экспериментальной информации, которые используются в разных методах. Все это позволяет продемонстрировать значимость физикохимических методов анализа в контроле качества продовольственных и непродовольственных товаров и мотивировать студентов к более активному участию в учебном процессе.

В целом, такой вид лекций дает значительную экономию учебного времени по сравнению с чисто словесным изложением, что особенно ценно в связи с сокращением аудиторных часов на изучение дисциплин. Трансформируется и содержание лекций: кроме теоретических аспектов рассматриваются в большем объеме вопросы связи изучаемой дисциплины с будущей профессией.

Наглядность лекций-презентаций, возможность быстрого редактирования и актуализации информации в зависимости от уровня подготовки слушателей и требований рабочих планов открывает поистине безграничный простор для их использования в системе непрерывного образования.

Положительный опыт использования лекций-презентаций стимулирует дальнейшее развитие и совершенствование этого образовательного компонента: на данный момент уже более 50% лекций по дисциплинам «Неорганическая химия», «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» и др. также читается в указанном формате.

Неотъемлемым компонентом лабораторных занятий по инструментальным методам анализа является использование компьютеризованных аналитических комплексов, таких как инверсионно-вольтам- перометрический программно-аппаратный комплекс «ИВА-5», атомноабсорбционные спектрофотометры «Спираль-14» и «Юлия-5К». Современный подход к организации образовательного процесса состоит в использовании студентами компьютера, подключенного к измерительной аппаратуре, для записи, хранения и обработки экспериментально полученных значений физико-химических величин. Это позволяет уменьшить временные затраты на проведение анализа, исключить рутинную работу, связанную с однотипными расчетами для получения графического материала, построения кривых титрования, а также с расчетами содержания определяемого вещества в образце. Кроме того, студенты имеют возможность применить на практике и закрепить знания, полученные при изучении дисциплин «Математика» и «Информатика».

Кафедра физики и химии работает над одним из перспективных направлений: созданием и внедрением в учебный процесс таких образовательных продуктов, как «виртуальные» компьютерные лабораторные работы. Разрабатываемые программы имитируют проведение реальных экспериментов, которые могут быть длительными, дорогостоящими и сложными для выполнения студентами нехимических специальностей. Демонстрационный вариант компьютерной лабораторной работы может быть размещен на Портале ЭОР и использован для дистанционного обучения и для самостоятельной домашней подготовки к аудиторным занятиям студентов всех форм обучения. В текущем учебном году преподаватели кафедры совместно со студентами разрабатывают виртуальную лабораторную работу по теме «Определение органических кислот в соках методом кондуктометрического титрования».

Самостоятельная работа наряду с глубокой фундаментальной подготовкой играет важную роль в развитии навыков творческой работы, способности к самообучению. Варианты заданий для самостоятельной работы размещаются преподавателями в ресурсах на Портале ЭОР, выполнение и сдача задач теперь осуществляется в электронном виде. Преподаватель после проверки может отправить на доработку сданные задачи и, таким образом, происходит индивидуальная работа преподавателя и студента. Это вносит в процесс обучения элементы интерактивного характера и приводит к изменению, как роли преподавателя, так и студента. Первый выступает в роли консультанта, тренера, у второго - появляется больше самостоятельности в освоении предмета. Текущий учебный год показал, что сдача самостоятельной работы через Портал ЭОР повышает дисциплинированность студентов, большинство самостоятельных заданий сдаются в срок.

Претерпевает инновационные изменения и контроль знаний студентов. После каждой лабораторной работы студенты проходят тематический контроль. Тестовый контроль на бумаге заменяется компьютерным тестированием, что позволяет снизить влияние субъективного фактора на оценку знаний, более рационально использовать учебное время. Полученное свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Автоматизированная программа для тестового контроля знаний и умений по потенциометрическим методам анализа (Е-автотест)» № 2011615198 от 1 июля 2011 г. является наглядным подтверждением новизны и актуальности данного подхода.

Широкое использование образовательных компьютерных инноваций способствует качественному усвоению материала, развитию компетенций учащихся и подготовке конкурентоспособных специалистов для современного рынка труда.




Г. М. Белышева, Е. Г. Мирошникова, Н. Ю. Стожко (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601