Повышение эффективности управления подготовкой специалистов играет определяющую роль в функционировании вузов. Выявление путей, форм и методов качественного роста эффективности подготовки специалиста на современном этапе - одна из глобальных задач российской науки, решение которой служит важнейшей предпосылкой ускорения интенсификации всего образовательного комплекса, рациональной подготовки, распределения и использования способностей и навыков выпускников вузов, дальнейшего всестороннего и гармоничного их развития.
Наблюдаемые на современном этапе количественные и качественные изменения в развитии высшей школы соответственно трансформируют основные экономические категории. В этой связи возникает объективная необходимость предварительного уточнения и переосмысления категории «эффективность подготовки специалиста». Получившие преимущественное распространение количественный и ресурсный подходы к её определению и толкованию уже не отвечают в должной мере качественно новым задачам ускорения интенсификации процесса подготовки современного конкурентоспособного специалиста.
Длительное время в понятие «эффективность» вкладывали лишь экономическое содержание и смысл. Однако речь должна идти также о социальной и социально-экономической эффективности, в том числе и в сфере подготовки специалистов. Различия имеют принципиальный характер, так как экономическая эффективность, как известно, ориентирует участников той или иной деятельности на целую гамму целей, в том числе и на промежуточные результаты.
Подобное относится и к социальной эффективности. Взятые в отдельности, они (результаты) направляют деятельность участников производства на осуществление многогранных целевых установок, выработку различных критериев, показателей на каждом уровне народного хозяйства, в том числе и в сфере подготовки специалистов и, соответственно, носят ведомственный и промежуточный характер.
В отличие от этого социально-экономическая эффективность ориентирует на удовлетворение конечных потребностей общества, коллектива и отдельных граждан. Она интегрирует, ранжирует виды
деятельности и нацеливает участников производства на соответствующий комплексный социально-экономический результат.
Недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы отрицательно сказалась и на исследовании избранного аспекта - комплексного подхода к управлению подготовкой специалистов, что во многом объясняется отсутствием результативных методик определения качества подготовки, распределения и использования кадров, а также необходимой информации.
В самом общем виде эффективность определяется как отношение полезного результата (эффекта) к затратам на его получение, как положительная характеристика действия или деятельности системы на определенном интервале времени, учитывающая эффект и затраченный ресурс.
Отсюда можно сделать вывод о том, что эффективность отражает в концентрированной форме в каждом конкретном случае цель, характер, направленность, интересы участников производства и степень социально-экономической результативности их деятельности. Эффективность управления процессом подготовки специалистов, таким образом, можно представить в виде отношения социально-экономических результатов и затрат, характеризующих цель, направленность и качество подготовки на единицу времени или отдельно взятого подготовленного специалиста.
Рассмотрение проблемы эффективности управления подготовкой специалистов с позиций комплексного подхода позволяет последовательно выделить основные уровни и соответствующие им критерии и показатели, полнее раскрыть роль подготовки, распределения и использования кадров в развитии народного хозяйства. В теории и практике выделяют народохозяйственную (государственную), отраслевую (региональную) эффективность, эффективность производственного объединения (учебного комплекса), отдельного вуза, а также воспроизводства отдельного специалиста. Названные виды эффективности обусловливаются структурой процесса подготовки квалифицированных специалистов, отражают соответствующие цели, задачи, критерии, интересы и закономерности развития этого процесса. Следует также помнить, что виды эффективности, с одной стороны, характеризуют неодинаковые процессы и измеряются различными соотношениями, а с другой - имеют строгую соподчиненность и взаимозависимость по уровням образовательной деятельности. На государственном (федеральном) уровне эффективность управления процессом подготовки специалистов отражает отношение социально-экономических результатов к затратам в единицу времени, возникшим в ходе подготовки, распределения и использования кадров (специалистов) по отдельным фазам общественного производства и в их совокупности (табл. 1).
Таблица 1
Определение государственной эффективности управления подготовкой специалиста
Фазы воспроизводства совокупного специалиста Затраты и потери при подготовке специалистов
Полезные затраты Бесполезные затраты Вредные затраты Общественные потери Резервы на развитие
Подготовка (результаты/затраты в единицу времени) Распределение (результаты/затраты в единицу времени) Использование (результаты/затраты в единицу времени) Эффективность
Практика показывает, что на данном уровне устанавливается лишь эффективность использования кадров (специалистов), причем сферы материального производства. Эффективность подготовки и распределения совокупного специалиста систематически не определяется и не увязывается с общей результативностью функционирования системы высшего образования, что является причиной снижения управляемости рассматриваемого процесса, возникновения дисбаланса между существующим уровнем профессиональной подготовки специалистов и необходимым (потребным) для экономики наличием рабочих мест. Это является также одной из причин отставания системы воспитания, профессиональной подготовки и переподготовки кадров от требований современного рынка.
На региональном (отраслевом) уровне эффективность управления подготовкой, распределением и использованием совокупного специалиста отражает отношение социально-экономических результатов и затрат в единицу времени по фазам соответствующего цикла образовательного процесса. Особенности отраслевой (региональной) деятельности объясняют существующие различия в степени результативности воспроизводственных циклов и каждой их стадии. Отсюда эффективность на региональном (отраслевом) уровне, во-первых, может быть неодинаковой для различных специальностей или специализаций и регионов; во-вторых, носит подчиненный характер по отношению к государственному уровню; в-третьих, ведет к увеличению количества разрабатываемых и устанавливаемых нормативов эффективности согласно, например, численности и особенностям подготовки специалистов по различным направлениям, а также особенностям того или иного региона страны.
На уровне отдельного вуза эффективность управления подготовкой специалистов выражает отношение социально-экономических результатов к затратам в единицу времени по всему циклу и отдельным фазам подготовки образовательного процесса и функционирования вуза. В данном случае конкретизация результатов и затрат выше, чем в предыдущих случаях, а потому эффективность может иметь, соответственно, большее количество измерений. Наконец, на уровне подготовки отдельного специалиста эффективность отражает как отдельные операции, так и определенные жизненные циклы с учетом стадий (день, неделя, месяц, цикл обучения). Степень детализации здесь выше, чем на предыдущих уровнях. Эффективность управления характеризует, соответственно, соотношение социально-экономического результата и затрат на подготовку специалиста в единицу времени в конкретной ситуации, фазе производственного цикла, или цикле.
Если пойти по пути выявления различий и особенностей эффективности управления подготовкой совокупного специалиста на каждом уровне, то четкого представления о преобразованиях в содержании категории при переходе от экстенсивного развития системы высшего образования к интенсивному не будет получено. Необходимо не только выработать единую методику расчета, но и ввести для всех уровней образовательной деятельности единую систему мер (измерителей), отражающую изменение эффективности, связанную с развитием высшей школы, образовательных и иных отношений. Такой мерой в значительной степени может служить время воспроизводственного (образовательного) цикла и его отдельных фаз. Оно в концентрированной форме характеризует условия подготовки совокупного специалиста на каждом уровне образовательной деятельности и по каждому направлению подготовки в сфере высшего образования.
Эффективность управления подготовкой специалистов служит формой выражения категорий «цель», «потребность», «интересы», «критерии», «показатели». В зависимости от ситуации она может быть прогнозируемой, желаемой и реальной. Рассматриваемая эффективность характеризует обоснование выгодности и перспективности направления, избранной цели с учетом затрат ресурсов при одном подходе и потерь - при другом, отражая комплекс интересов, потребностей и степень их удовлетворения.
Категория эффективности как инструмент управления может быть стратегической и тактической для каждого уровня управления подготовкой специалистов. Суть заключается в определении рубежей, которые должны быть достигнуты в отдаленной перспективе и в ближайшее будущее. Горизонт стратегии эффективности для каждого уровня обусловливается периодом оборота обновления «образовательного производства», воспроизводственным циклом данной деятельности. Горизонты тактической эффективности управления образовательными услугами вузов определяются учтенными текущими условиями развития высшей школы и носят повседневный характер.
Таким образом, эффективность управления подготовкой специалистов есть конкретно-историческая категория. Она обусловливается целями, характером, направленностью и закономерностями развития общества; отражает реальную и прогнозируемую социальноэкономическую результативность данного процесса по уровням, фазам, видам и формам обучения; служит ориентиром преобразования и дальнейшего совершенствования управления системой высшего образования; имеет стратегическую и тактическую стороны; отражает результативность достижения цели развития; изменяется в соответствии с преобразованиями, происходящими в системе высшей школы.
Стратегическая и тактическая эффективность отражается в критериях и показателях социально-экономического развития. Критерии эффективности характеризуют долговременные тенденции развития общества, служат ориентирами в управлении образовательным процессом, социально-экономическими ограничителями, с одной стороны, и стимуляторами с другой деятельности высших учебных заведений. Показатели конкретизируют критерии и отражают текущие планы или результаты деятельности вузов и степень их результативности. На сегодняшний день в системе высшего образования существует несколько сотен различных показателей учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности вуза, которые прямо или косвенно характеризуют эффективность его деятельности.
Длительное время для экстенсивного развития высшей школы были характерны количественные критерии и показатели. Такой подход выдвигает на первый план показатели наиболее крупных затрат и формирует соответствующий затратный механизм стимулирования вузов, например, в подготовке большего числа специалистов, формируя искусственно созданный постоянный дефицит ресурсов, материалов, оборудования. Отсюда достигаемая эффективность нередко носит промежуточный характер, не всегда сообразуется с целями и задачами, закономерностями развития высшей школы. Количественные критерии и показатели зачастую не ориентируют на удовлетворение конечных потребностей, в результате отдельные социально-экономические проблемы (например, соответствие потребностей рынка количеству квалифицированных специалистов) не решаются, отодвигаются и тем самым обостряются существующие противоречия.
Для преодоления таких противоречий следует последовательно переходить к установлению критериев и показателей экономии материальных, финансовых, трудовых ресурсов, критериям интенсивного развития высшей школы, исключающим затратный механизм управления и формирующим ресурсосберегающие технологии. К таким критериям относятся: 1) гуманизация условий труда; 2) рост производительности труда в сфере высшего образования; 3) планомерность, гибкость и динамичность развития высшей школы; 4) комплексный подход к управлению образовательными услугами вузов; 5) высокое качество (на уровне мировых стандартов и выше) образования; 6) творческое участие преподавателей и студентов в организации образовательного процесса; 7) рациональная организация учебного процесса; 8) интенсивная структура и ускоренное обновление производственных мощностей.
Сформулированные критерии пронизывают всю систему подготовки специалистов, могут и должны быть адаптированы к каждой фазе образовательного процесса. От того, насколько полно они будут претворены в практике управления образовательным процессом, во многом зависит успех интенсификации системы высшего образования в Российской Федерации.
Конкретизация эффективности осуществляется через систему социально-экономических показателей. Следует подчеркнуть, что переход на интенсивное развитие высшей школы объективно требует соответствующего обновления системы директивных показателей, установления таких, которые исключали бы затратный механизм управления и характеризовали не только количественные, но и качественные, не только экономические, но и социальные стороны образовательной деятельности.
Для существующей в настоящее время системы директивных показателей характерны все те же недостатки, свойственные экстенсивному этапу развития высшего образования. В её состав включены преимущественно экономические и некоторые социальные показатели, при выработке которых не учитывали связь рыночного механизма с конечными потребностями и их удовлетворением, исходили из старой структуры «образовательного производства» и методов внедрения достижений научно-технического прогресса в практику. Так, известная всем цифра - бюджетное финансирование обучения в государственных вузах не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ - установленная в статье 40 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» № 12-ФЗ от 12.07.1995 г. с точки зрения рыночной потребности в специалистах с высшим образованием практически ничем не обоснована.
При формулировании и выявлении системы важнейших (директивных) показателей для интенсивного развития системы высшего профессионального образования, на наш взгляд, необходимо соблюдать следующие требования: 1) комплексность охвата всех элементов и уровней системы оказания образовательных услуг; 2) целостность охвата всех фаз образовательного процесса; 3) отражение в равной степени экономических и социальных сторон развития высшей школы.
Таким образом, к важнейшим показателям, исключающим затратный механизм, относятся: а) производительность труда в сфере управления образовательными услугами вузов; б) качество предоставляемых услуг; в) своевременность и точность выполнения обязательств; г) творческая активность преподавателей и студентов в образовательном процессе; д) условия труда и отдыха, жилищно-бытового и социально-культурного обеспечения; е) время оборота обновления производственных мощностей.
Перечисленные показатели имеют комплексный характер и могут быть адаптированы с учетом особенностей сферы управления подготовкой специалистов. Их введение предполагает коренное преобразование взаимоотношений и организации деятельности всех учреждений высшей школы, в том числе органов управления всех уровней и, прежде всего, - психологии работников.
Для установления показателя качества необходимо предварительно разработать эталонные модели подготовки специалистов по различным направлениям специальностей и специализаций.
Показатель своевременности и точности выполнения договорных обязательств имеет количественную и качественную стороны. Он предполагает: во-первых, количественное и качественное, а также временное соответствие подготовки совокупного специалиста потребностям и тенденциям современной экономики; во-вторых, усиление сквозной взаимосвязи и ответственности организаций, обеспечивающих оказание образовательных услуг; в-третьих, необходимость разработки текущих и перспективных взаимосбалансированных, организационно обеспеченных планов подготовки специалистов; в-четвертых, повышение уровня планирования работы с кадрами; в-пятых, изменение порядка взаимоотношений образовательных учреждений по поводу подготовки специалистов, приведение его в соответствие с интенсивным характером образовательного производства.
Показатель творческой активности характеризует в комплексе проявление инициативы преподавателей и студентов по обеспечению высокого качества подготовки специалистов, экономии рабочего времени, улучшение условий труда и отдыха. Введение такого показателя объективно требует более высокого уровня организации соревнования между вузами в данной сфере.
Показатель условий труда, жилищно-бытового и социальнокультурного обеспечения имеет важное значение для сбалансированности и взаимоувязки общенациональных, региональных, местных, коллективных и личных интересов, экономических и социальных предпосылок воспроизводства совокупного специалиста.
Показатель времени обновления производственных (образовательных) мощностей в концентрированной форме отражает скорость комплексных преобразований в подготовке, распределении и использовании специалистов, в технике и технологии обучения, хозяйственной деятельности вузов. Он характеризует темпы изменения структуры и внедрения достижений научно-технического прогресса в процесс управления подготовкой специалистов.
К основным факторам повышения эффективности управления процессом подготовки специалистов следует отнести составные звенья общественного образовательного производства, которые упорядочены на каждом уровне «образовательного хозяйства» по трем направлениям:
1) ресурсы; 2) виды образовательной деятельности; 3) воспроизводственные циклы и фазы их развития. Сюда также относятся структура, содержание и функции рассматриваемого процесса подготовки специалистов.
Такой подход подчеркивает: во-первых, органическое единство совершенствования воспроизводства специалиста; во-вторых, предполагает рассмотрение отдельных факторов в их динамике и во взаимосвязи с развитием совокупности других факторов по вертикали и горизонтали их движения, исследование подготовки, распределения и использования специалистов с воспроизводственных, а не статических и ситуационных позиций.
В табл. 2 приведен перечень характеристик основных факторов, влияющих на управление процессом подготовки специалистов, показателей, характеризующих такое влияние и решаемых при этом задач.
Таким образом, категория эффективности носит конкретноисторический характер, определяется уровнем и направлением развития общества на каждом этапе. В условиях экстенсивного развития высшей школы на первый план выдвигались количественные критерии и показатели деятельности вузов. Интенсивное развитие переносит акцент на качественные стороны решаемых проблем.
Таблица 2
Показатели факторов, влияющих на управление подготовкой специалистов и организацию управления персоналом (УП)
Характеристика показателя Фактор, влияющий на организацию УП Задачи, решаемые при организации УП
Контакты УП с образовательными учреждениями
Влияние законодательных и исполнительных органов власти
Уровень использования технических средств Уровень оптимальности организации рабочего времени УП
Степень удовлетворения социальных потребностей персонала Образовательные учреждения высшего образования
Государственная Дума и Думы субъектов РФ, Правительство РФ, правительства субъектов РФ Организация процесса управления персоналом Организация реализации кадровой политики на предприятии
Состояние социальной политики на данном предприятии Проведение мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов Учет ограничений на дея- гельность УП, налагаемых государственными органами
Информационное обеспечение УП
Организация реализации кадровой политики на предприятии
Организационная культура рассматриваемого предприятия
А. Л. Анисимов
(Россия, г. Екатеринбург)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 2562