Система образования переживает сейчас очень трудный период. Он характеризуется разрушением старых принципов экономического обеспечения деятельности образовательных учреждений и формированием новой модели финансирования. Старое разрушено, а новое еще только устанавливается. Не отработаны законодательные акты. Нет еще достаточно четкого разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти в республиках, краях, областях, а также органами местного самоуправления. Претерпевает изменения бюджетная система Российской Федерации.
Все более актуально становится проблема привлечения дополнительных источников финансирования, среди которых - привлечение средств от оказания платных дополнительных услуг с целью социальной защищенности работников и улучшения материально-технической базой. Рынок платных образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения.
Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков. В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы:
- финансируемые за счет средств федерального бюджета;
- финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- финансируемые за счет средств местных бюджетов.
По источникам финансирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы:
- бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;
- бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственные источники средств.
Следует выделить следующие особенности финансов бюджетных организаций.
1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого и финансируется основная часть расходов бюджетных организаций. Недополучение средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных организаций. Перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня поступлений приводит к дополнительному финансированию бюджетных организаций.
Благодаря указанной особенности финансы бюджетных организаций находятся в гораздо более тесной связи и взаимозависимости с общественными (централизованными) финансами, чем все другие звенья финансовой системы.
2. Бюджетные организации могут предоставлять и предоставляют определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет отнести их к хозяйствующим субъектам.
Две указанные особенности позволяют определить место финансов бюджетных организаций как промежуточное между общественными финансами и финансами предприятий и организаций.
Указанное специфическое местоположение подтверждается и следующей особенностью финансов бюджетных организаций. Это отсутствие самостоятельности в расходовании средств. Поскольку бюджетные организации в основном находятся на бюджетном финансировании, осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнованований в отличие от коммерческих структур, для финансов которых характерен принцип самостоятельности.
К основным принципам организации финансов бюджетных учреждений относятся следующие:
- целевое использование выделенных и самостоятельно заработанных средств;
- жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходованию, по каждой из групп составляется самостоятельная отчетность;
- бюджетный иммунитет. Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:
- возмещение недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
- возмещения убытков, причиненных физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц.
Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Образовательное учреждение - это учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. В настоящее время, по данным Министерства общего и профессионального образования России, сеть образовательных учреждений страны составляет 162,6 тыс. учреждений и подразделяется на государственные - 6,8 тыс. (4,2%), муниципальные - 147,3 тыс. (90,6%), негосударственные - 8,5 тыс. (5,2%), в которых каждый третий гражданин России учится, воспитывается, проходит переподготовку или повышает свою квалификацию.
Гражданский кодекс Российской Федерации относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. Поэтому в их наименованиях должно содержаться указание о характере образовательной деятельности. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:
- а) дошкольные;
- б) общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- в) начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
- г) дополнительного образования взрослых;
- д) дополнительного образования детей;
- е) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- ж) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
- з) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.
Так, учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дополнительного образования детей различной направленности. В учреждениях дополнительного образования детей оказываются следующие муниципальные услуги:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального определения и творческого труда детей в возрасте от 5 до 18 лет;
- адаптация детей к жизни в обществе через вовлечение в различные предметно-практические формы освоения мировой культуры;
- формирование общей культуры воспитанников в организации их содержательного досуга.
В соответствии с этим учреждения дополнительного образования детей делятся на следующие виды: центры дополнительного образования детей; дворцы детского (юношеского) творчества; дома детского творчества; станции юных натуралистов; станции юных техников; детские школы искусств; специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва.
Е. Н. Ялунина (Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 38288