Современный этап развития общества обусловил радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни Казахстана. Курс проводимых реформ преобразил социально-трудовую сферу. Совершилась подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей. Современный рынок труда отягощен множеством проблем. Для сегодняшнего рынка труда характерна разбалансированность между спросом и предложением. Сказывается сырьевая направленность экономики, монопроизводство, ориентированное преимущественно на мужской труд. Все это привело к деформированной занятости, которые в ряде областях «держится» на одной или двух отраслях. К основным особенностям рынка труда в Казахстане относится:
1) рынок труда является связующим звеном между спросом на средства производства, рабочую силу, рабочие места и регулятором распределения и перераспределения работников;
2) инфраструктура позволяет использовать различные формы и методы обеспечения занятости населения;
3) современный рынок труда состоит из сложной и многослойной структуры, которая образуется двумя важными и взаимозависимыми сферами.
Рынок труда ускоряет и облегчает процесс согласования личных, коллективных и общенародных интересов при размещении труда, придает необходимую гибкость организованному процессу формирования пропорций подготовки и распределения рабочих и специалистов, способствует повышению эффективности за счет рационального размещения работников по отраслям хозяйства и сферам производства. Существенное давление на рынок труда оказывает усилившаяся миграция населения, что вызвало политическую нестабильность во многих странах СНГ, а также и в Казахстане.
В целом же рынок труда охватывает всю систему отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях. Главное, социально-значимые цели его регулирования - максимальное снижение уровня безработицы, поддержание оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы. Для достижения этих целей требуется создание эффективного рынка труда. Законом «О занятости населения в республике Казахстан» службам занятости даны широкие права в использовании налоговых, кредитно-денежных и других рычагов для регулирования процессов на рынке труда через перестройку системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Как инструмент региональной политики занятости широко используется программа поддержки сельского хозяйства, ремесел, туристско- гостиничного бизнеса. Предполагается использовать и так называемую условно-финансовую поддержку для предприятий, расширяющих производство и увеличивающих занятость населения. Речь идет о финансировании подготовки кадров для них, проведении маркетинговых исследований, методической и организационной помощи в совершенствовании структур предприятий, содействия в размещении акций. В табл. 1 проанализированы основные показатели рынка труда Республики Казахстан.
Таблица 1
Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан в III квартале 2009-2011 гг.
Население в возрасте 15 лет и старше
Показатель III квартал II кв. 2011 г.
2009 г. 2010 г. 2011 г.
Экономически активное население, тыс. чел. 8 490,9 8 652,8 8 915,6 8 671,4
Уровень экономической активности населения, % 71,0 71,5 71,9 71,7
Занятое население, тыс. чел. 7 955,2 8 171,1 8 443,3 8 204,4
Уровень занятости, % к:
населению в возрасте 15 лет и старше 66,5 67,5 68,1 67,8
экономически активному населению 93,7 94,4 94,7 94,6
Наемные работники, тыс. чел. 5 266,4 5 447,2 5 673,8 5 496,7
доля в численности занятого населения, % 66,2 66,7 67,2 67,0
Самостоятельно занятые, тыс. чел. 2 688,8 2 723,9 2 769,5 2 707,7
доля в численности занятого населения, % 33,8 33,3 32,8 33,0
Безработное население, тыс. чел. 535,7 481,7 472,3 467,0
Уровень безработицы, % 6,3 5,6 5,3 5,4
Безработные в возрасте 15-24 лет, тыс. чел. 77,1 60,1 64,2 53,9
Уровень молодежной безработицы, % (в возрасте 15-24 лет) 5,9 4,7 4,7 4,5
Уровень долгосрочной безработицы, % 2,5 2,1 2,1 2,0
Экономически неактивное население, тыс. чел. 3 468,7 3 447,4 3 488,4 3 427,6
Уровень экономической неактивности (пассивности) населения, % 29,0 28,5 28,1 28,3
Численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше в III квартале 2011 г. составила 8,9 млн чел., что 3,0% больше, чем в соответствующем периоде 2010 г. В экономике республики были заняты 8,4 млн чел., или 68,1% от населения в возрасте 15 лет и старше. Их численность по сравнению с третьим кварталом предыдущего года увеличилась на 272,2 тыс. чел. (на 3,3%). Доля работающих по найму была занята в государственных и негосударственных организациях - 94,7% (8,4 млн чел.). Численность самостоятельно занятых лиц составила 2,77 млн чел. Значительная часть самостоятельно занятых лиц осуществляла деятельность в сельском хозяйстве (59,0%), а также сфере торговли (21,3%), по оказанию транспортных услуг (6,4%) и в строительстве (6,1%). Уровень безработицы в 2011 г. составил 5,3% и по сравнению с 2010 г. (5,6%) уменьшился на 0,3%. Уровень молодежной также уменьшился с 5,9% до 4,7% и долгосрочной безработицы с 2,5 до 2,1%.
На рисунке отображен график на котором представлен уровень безработицы по кварталам 2009-2011 г. Численность безработных (лиц в возрасте 15 лет и старше, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) в III квартале 2011 г. составила 472,3 тыс. чел. и сократилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 9,4 тыс. чел. или на 2,0%. Уровень безработицы сложился в 5,3% (в III квартале 2010 г. - 5,6%).
Уровни безработицы в 2009-2011 гг., %
В ходе экономической реформы в ряде регионов на рынке труда сложилась критическая ситуация. Она характеризуется: отсутствием механизма «саморегуляции» регионального рынка труда; заметной тенденции к стихийному воспроизводству кризисному состоянию; низкой восприимчивостью к внешним воздействиям и мерам, направленным на вывод рынка труда из кризисного состояния. Оздоровлению региональных рынков труда из критической ситуации препятствуют инерционные процессы, медленная ротация безработных; ограниченное предложение рабочих мест; длительная продолжительность безработицы. В каждом регионе рынок труда формируется под влиянием проводимой в ней политики, сложившихся социальных, культурных и трудовых традиций.
Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют ни изменения ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы. К таким показателям относятся: число безработных на одну заявленную вакансию; средняя продолжительность безработицы; масштабы «скрытой» безработицы. Число безработных, приходящихся на одну вакансию, быстро увеличилось не только в регионах с критической ситуацией на рынке труда, но и в ряде регионов, отличавшихся стабильностью ситуации. Использование дополнительного показателя - «нагрузки» на одну вакансию при анализе положения на рынке труда позволяет, с одной стороны, точнее прогнозировать развитие критических ситуаций, а с другой - реагировать на кризисные явления. Важнейшим индикатором состояния регионального рынка труда служит средняя продолжительность безработицы. Регионы с высоким уровнем безработицы, со средней продолжительностью безработицы представляются более благополучными. Действия других причин, ухудшающих соотношение спроса и предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет свою специфику. К таким причинам относятся: демографические факторы, а именно, движение трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, влияющих на динамику предложения рабочей силы на рынке труда; миграция трудоспособного населения; отраслевая структура хозяйства региона; возможное банкротство предприятий в регионах; природные и антиприродные факторы.
В табл. 2 приведен уровень безработицы за 2009-2011 гг. в Республике Казахстан по регионам. В целом, по Казахстану уровень безработицы с 2009 по 2010 г. снижен на 0,9%. Самый высокий уровень безработицы за эти годы остается в Мангистауском регионе, в городе Алматы и Астана.
Мероприятия на рынке труда должны проводиться на основе единой программы. Рассмотрим четыре группы мероприятий. Первая группа мероприятий предусматривает создание дополнительных, а также сохранение и поддержку экономически целесообразных рабочих мест, развитие временной занятости. Реализация этих мероприятий возможна на основе использования средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Вторая группа предполагает содействие миграции трудоспособного населения на работу за пределами региона. Третья группа должна способствовать организации системы непрерывного образования, которой можно охватить лишь часть лиц, ищущих работу. К четвертой группе мероприятий относится расширение масштабов долгосрочного рефинансирования.
Таблица 2
Уровень безработицы по регионам Республики Казахстан, %
Наименование региона 2009 г. 2010 г. III квартал 2011 г.
Республика Казахстан 6,6 5,8 5,3
Акмолинская 6,9 5,8 5,4
Актюбинская 6,0 5,3 4,8
Алматинская 6,5 5,6 4,9
Атырауская 6,1 5,4 4,9
Западно-Казахстанская 6,3 5,6 5,2
Жамбылская 6,5 5,7 5,5
Карагандинская 6,1 5,5 5,2
Костанайская 6,3 5,7 5,2
Кызылординская 6,6 5,9 5,4
Мангистауская 7,1 6,4 5,8
Южно-Казахстанская 6,6 5,9 5,7
Павлодарская 6,4 5,6 5,1
Северно-Казахстанская 6,3 5,8 5,3
Восточно-Казахстанская 6,4 5,7 5,1
г. Астана 6,6 6,2 5,8
г. Алматы 7,7 6,3 5,6
Модель регулирования рынка труда в Казахстане не должна копировать одну из моделей, получивших распространение в других странах. Конечно, она не может не воспринимать общие принципы организации рынка труда, свойственные рыночной экономике, но она должна быть казахстанской моделью. Рынок труда должен формироваться в пределах системы ограничений и амортизаторов социальных, политических, экономических, культурных и региональных. Формирование рынка труда должно осуществляться поэтапно в соответствии с внутренней логикой его развития. Модель рынка труда должна исходить из многовариантности форм и методов регулирования ситуаций в сфере занятости с учетом специфичности интересов отдельных территориальных образований и общих интересов. Правительственная программа на ближайший период предусматривает проведение жизненно необходимых мер по макроэкономической стабилизации, которые должны постепенно сформировать определенные условия для решения проблем занятости на перспективу. В дальнейшем активизация экономической жизни должна породить тенденцию к росту рабочих мест. Для регулирования рынка труда в Казахстане необходимо широко использовать финансово-кредитные рычаги, приводить взвешенную политику распределения средств производства. Необходима также система государственного контроля за правильностью и полнотой учета доходов, получаемых от хозяйственной деятельности во всех секторах экономики гибкого из налогообложения, которая предотвратила бы возможность неоправданного обогащения любых производителей за счет потребителя, с одной стороны и ущемления интересов работника и стимулов к труду, арендаторов индивидуального сектора хозяйства - с другой.
Таким образом, регулирование регионального рынка труда в Казахстане должно быть, с одной стороны, направлено на решение важнейшей проблемы - реализации права на труд, с другой - комплексно ориентировано в плане обеспечения динамично развивающейся системы социально-трудовых отношений, где резко изменились приоритеты и весьма сложно протекают трансформационные процессы.
Литература
1. Сидорович, А. В. Национальная экономика [Текст] : учебник / А. В. Сидорович, А. А. Абишев. Алматы : Экономика баспасы, 2009.
2. Волков, О. И. Экономика предприятия (фирмы) [Текст] : учебник / О. И. Волков, В. Я. Поздняков. М. : ИНФРА-М, 2006.
3. Волгин, Н. А. Экономика труда : социально-трудовые отношения [Текст] : учебник / Н. А. Волгин, Ю. Г. Одегов. М. : Экзамен, 2003.
4. О ситуации на рынке труда в Республике Казахстан. Статистические материалы Агенства Республики Казахстан по статистике // Труд в Казахстане. 2011. № 7. С. 19-23.
Г. К Утарбаева, М. А Муканова
(Республика Казахстан, г. Астана)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 4113