СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы формирования и развития региональной инновационной экономики

Очевидным фактом и насущной потребностью развития современного общества является создание высокоэффективной экономики, способной удовлетворять постоянно возрастающие запросы населения, конкурировать на внутренних и международных рынках и обеспечивать устойчивое развитие государства и общества. Экономика такого уровня может базироваться только на достижениях науки, находящих свое применение в промышленности и общественном развитии. Однако при формировании инновационной экономики и дальнейшем ее развитии субъектам власти и бизнеса неизбежно приходится сталкиваться с рядом проблем, препятствующих эффективной инновационной деятельности.

Наиболее существенными сдерживающими силами являются следующие факторы:

1) экономические и технологические факторы: недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства;

2) политические и правовые: ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства;

3) организационно-управленческие: устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизацион- ных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов;

4) социально-психологические, культурные: сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности.

Рассмотрим наиболее подробнее проблемы, требующие перво - очередного решения.

Сложившаяся ситуация в инновационной сфере большинства регионов России является следствием воздействия ряда объективных и субъективных негативных факторов, препятствующих развитию инновационных процессов.

Основным из них является отсутствие научно-методологической базы формирования инновационной системы (на российском уровне). До настоящего времени не создан даже единый понятийный аппарат.

При этом государственными структурами, отвечающими за развитие инновационной деятельности в стране, не использовались в полной мере возможности российских ученых и специалистов для проведения необходимых исследований. Так, например, задачи научного обеспечения инновационной деятельности не ставились перед Российской академией наук. Хотя отдельные ученые РАН и коллективы принимали участие в соответствующих программах, однако это не носило системного характера. Тем самым остался невостребованным огромный научный потенциал.

В целом отсутствие научного обеспечения инновационной деятельности не позволило сформировать целостную государственную инновационную политику даже на концептуальном уровне. Разрабатываемые различными, в том числе государственными, структурами подходы к решению этой проблемы, как правило, не носят системного характера, а в ряде случаев не рассматривают научный и образовательный потенциал страны как основу для построения экономики, основанной на знаниях.

Результатом всего этого является неадекватная государственная поддержка научно-технологического и образовательного комплекса, что, в конечном итоге, не позволяет решать задачи перехода экономики на инновационный путь развития.

В целом система управления инновационными процессами была сформирована к 2000 г. Однако после упразднения Миннауки России и последующих реорганизаций управление инновационной деятельностью осуществляется из трех фактически независимых центров - Минпромнауки России, Минобразования России и РАН.

Несмотря на очень высокие возможности и потенциал, имеющийся в каждой из перечисленных структур, отсутствие реальной координации не позволяет выработать единую инновационную политику и начать ее реализацию.

Представляется, что на данном этапе эта проблема может быть решена посредством создания Межведомственного координационного совета по проблемам инновационной деятельности, в состав которого могли бы войти представители федеральных и региональных органов государственной власти и РАН. Одновременно с решением организационно-методических проблем Межведомственный координационный Совет может обеспечить координированное распределение государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности.

На начальных этапах формирования инновационной системы региона необходимо активное содействие государства. Представляется необходимым создать региональные структуры (региональный инвестиционный центр, фонд региональных инвестиций и др.), цель деятельности которых - максимально использовать возможности привлечения значительных федеральных ресурсов.

Применение отдельных мер, направленных на улучшение процесса привлечения инвестиций в регионе, не дает должных результатов. Необходим системный управленческий подход к решению проблемы на базе выработки и реализации государственной инвестиционной политики, направленной на восстановление процессов расширенного воспроизводства и ориентацию регионов на экономическую самодостаточность.

Стратегической целью государственной инвестиционной политики в современных условиях должно быть формирование механизма инновационно-инвестиционной деятельности через создание региональных инвестиционных фондов, адекватных рыночной экономике.

В настоящий момент государственная поддержка научной и научно - технической деятельности в субъектах Российской Федерации осуществляется путем предоставления:

1) налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2) государственных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) кредитов за счет средств областных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

4) иных видов государственной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Несмотря на то, что долгожданный поворот в сторону финансирования инновационного бизнеса произошел, анализ реализуемого комплекса мер выявляет некоторую степень их несбалансированности, поскольку ускоренный стимул для развития получила лишь венчурная сфера, ориентированная на сформировавшиеся малые инновационные предприятия - стартапы с уже законченными НИОКР, налаженными производствами готовой продукции и рынками сбыта. Практически неохваченным остается сектор малых инновационных предприятий «посевной» стадии. «Посевной» проект - это бизнес формирующийся, когда его производство только создается, активно ведется НИОКР, рыночные перспективы продукта не полностью прояснены, а риски инвестора - максимальны.

Особая роль в структуре организационно-экономического механизма управления принадлежит региональным и муниципальным органам управления, поскольку от их компетенции зависит не только эффективность разрабатываемой и реализуемой инновационно-инвестиционной политики, но и вектор направленности социально-экономического региона в целом.

Инновационная деятельность традиционно связана с высоким уровнем риска: по статистике, только 10% всех внедряемых разработок имеет коммерческий успех. Поэтому, в первую очередь, на уровне региональных и муниципальных властей необходимо создать и поддерживать систему управления коммерциализацией продуктов НИОКР, ориентированную на работу в рыночных условиях.

Такая система позволит раскрыть и стимулировать развитие потенциала российских научных организаций и одновременно будет способствовать выведению экономики на качественно новый уровень.

Решение перечисленных проблем позволит создать необходимые предпосылки для активизации инновационной деятельности и обеспечения приоритетного развития инновационного предпринимательства в регионах страны.

Литература

1. Иванов, В. Актуальные проблемы формирования Российской инновационной системы [Электронный ресурс] / В. Иванов. Режим доступа : old-opec.hse.ru.

2. Проблемы инновационного развития региона [Электронный ресурс] // Библиотека ВГУЭС. Режим доступа : lib.vvsu.ru.

3. Каширин, А. И. Проблема современного этапа инновационного развития России - дефицит финансирования на «посевной» стадии [Текст] / А. И. Каширин, А. С. Семенов // Инновации. 2007. № 9. С. 16.




И. Я. Силина, М. Г. Медведева (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Изобретательство и инновации': 74