СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Актуализация финансовой политики в государственных целевых и бюджетных программах

Бюджетная политика является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики любого государства. Меры правительства в области налогообложения и государственных расходов могут оказывать влияние на экономический рост, распределение доходов и уровень бедности, вследствие чего они, как правило, находятся в центре экономических и политических дебатов.

Бюджетная программа определяет направление расходов бюджета, взаимоувязанное со стратегическими направлениями, целями, задачами, показателями результата, определенными в стратегическом плане государственного органа, имеющее показатели результата и объемы финансирования расходов бюджета. Бюджетные программы разрабатываются администратором бюджетных программ и утверждаются в составе стратегического плана государственного органа. Бюджетная программа для оценки ее реализации должна содержать показатели прямого и конечного результатов, а также бюджетная программа может содержать показатели качества и эффективности.

В целом, показатели качества отражают степень соответствия оказываемой государственной услуги ожиданиям ее получателей и стандарту государственной услуги. Показатели же эффективности отражают достижение наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижение прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств.

В соответствии с законодательством Казахстана бюджетные программы подразделяются на текущие бюджетные программы и бюджетные программы развития с присвоением соответствующего признака (кода) в составе единой бюджетной классификации.

К бюджетным программам развития относятся расходы бюджета, направленные на осуществление бюджетных инвестиций. Остальные расходы бюджета относятся к текущим бюджетным программам. Динамика изменения объема бюджетных программ по Казахстану отражена на рис. 1.

Если разделять бюджетные программы по определенным признакам, то можно выделить следующие виды:

1. В зависимости от содержания бюджетные программы разделяются на программы, направленные на:

1) осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг;

2) предоставление трансфертов и бюджетных субсидий;

3) предоставление бюджетных кредитов;

4) осуществление бюджетных инвестиций;

5) осуществление капитальных расходов;

6) выполнение обязательств государства.

2. В зависимости от уровня государственного управления бюджетные программы подразделяются на:

1) республиканские, утверждаемые в составе республиканского бюджета;

2) областные, города республиканского значения, столицы, утверждаемые в составе областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы;

3) районные (городские), утверждаемые в составе бюджета района (города областного значения);

4) бюджетные программы района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, утверждаемые в составе бюджетов города республиканского значения, столицы, бюджета района (города областного значения). Как видно из рис. 2, финансирование бюджетных программ из местного бюджета незначительно.

Рис. 2. Источники финансирования бюджетных программ

3. В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на:

1) индивидуальные бюджетные программы, реализуемые одним администратором;

2) распределяемые бюджетные программы, утверждаемые в бюджете в составе бюджетных программ определенного администратора бюджетных программ и подлежащие распределению в течение текущего финансового года между администраторами бюджетных программ.

Распределение таких бюджетных программ осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Кроме этого предусматриваются бюджетные кредиты, которые направляются на:

1) реализацию бюджетных инвестиционных проектов;

2) осуществление внешнеэкономической деятельности;

3) реализацию государственной инвестиционной политики финансовыми агентствами;

4) покрытие дефицита наличности нижестоящих бюджетов.

Бюджетные инвестиции осуществляются посредством реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условиях софинансирования из бюджета, а также посредством участия в уставном капитале юридических лиц.

Планы финансирования бюджетных программ разрабатываются в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа о реализации закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год или решения Маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год, годовым планом финансирования, бюджетной заявкой администратора бюджетных программ, паспортом бюджетной программы, единой бюджетной классификацией.

В большинстве случаев причинами недоосвоения бюджетных средств являются несвоевременность проведения конкурсных процедур, заключения договоров, а также нарушение финансовой дисциплины как со стороны центральных органов, так и акимов областей. Во многих случаях это приводило к неэффективному и нерациональному использованию бюджетных средств.

Бюджетные образовательные программы разрабатываются на основе индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан, области (города), государственных и отраслевых программ развития территории, а также приоритетных направлений расходования средств республиканского и местных бюджетов.

Данные программы имеют разные формы реализации: содержание государственного учреждения, предусматривающее выделение средств для обеспечения его жизнедеятельности, выполнения возлагаемых на него задач и функций;

мероприятия, предполагающие проведение государственными органами определенных мероприятий по решению конкретных социально-экономических задач;

государственный заказ, выполняемый в виде приобретения в лице Заказчика услуг (товаров и, работ) за счет республиканского и местного бюджетов;

субсидирование, предусматривающее выделение средств коммерческим организациям на безвозмездной и безвозвратной основе для поддержки и развития сфер деятельности;

инвестиционный проект, осуществляемый за счет внешних займов и (или) софинансирования из республиканского и местных бюджетов;

гранты осуществляемых за счет внешних официальных трансфертов (грантов) и (или) за счет софинансирования из республиканского бюджета;

кредитование, осуществляемое за счет средств из бюджета в установленном порядке юридическим и физическим лицам, нижестоящим бюджетам на возвратной и платной основе.

Например, на основании вышеназванных программ в современных условиях финансовое обеспечение получают в виде государственного образовательного заказа государственные и негосударственные организации начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, прошедшие государственную аттестацию. Они могут принимать на обучение лиц, получивших на конкурсной основе государственные образовательные кредиты и гранты.

Бюджетные программы созданы не только в целях целевого использования, повышения эффективности и результативности государственных средств, выделяемых на образование и здравоохранение, но и повышения ответственности руководителей программ. Администраторы бюджетных программ обязаны вести постоянный мониторинг своих программ, изучать динамику их развития, влияние на состояние экономической, социальной и политической и других сфер общественной жизни страны, периодически давать оценку выполнения программы, что особенно важно в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

Рассмотрим мировую практику финансирования бюджетных программ. Принцип формирования бюджета «сверху-вниз», который успешно применяется в ряде ведущих стран (Канаде, Австрии, Швеции, Новой Зеландии) и рекомендован Украине Международным валютным фондом, предполагает, что правительство сначала оценивает прогнозируемые поступления бюджета, т. е. собственные ресурсы, а затем распределяет их между разными «конвертами» (своеобразными автономными бюджетными фондами, каждый из которых закреплен за главным распорядителем бюджетных средств и отвечает приоритетным направлениям экономической политики). Конверты включают перечень бюджетных программ в рамках определенного сектора экономики (инфраструктура, образование, социальная защита и т.п.). Главные распорядители могут распределять бюджетные средства по собственному усмотрению согласно определенным ими приоритетам, но их финансовая база ограничена лимитом конверта. Ограниченность средств стимулирует их финансировать наиболее эффективные проекты, отсекая менее эффективные. Таким образом, данный механизм стимулирует максимально эффективное использование бюджетных средств и консолидирует расходную дисциплину.

Программно-целевой метод составления и выполнения бюджета был заимствован западными правительствами из бизнес-практики во второй половине ХХ в. Его суть состоит в том, что распорядители бюджетных средств получают их не просто для финансирования своей деятельности, а на достижение конкретных результатов, зафиксированных в соответствующей бюджетной программе. В идеальном варианте для того, чтобы получить мандат на мобилизацию финансовых ресурсов, правительству необходимо структуризировать свои расходы по бюджетным программам, показав парламенту тот результат (желательно в количественном измерении), который получит как показывает опыт развитых стран, эффективно контролировать распределение бюджетных средств Минфин может только при наличии 10-20 главных распорядителей таких средств.

В западных странах публичную и политическую ответственность за эффективность расходования бюджетных средств несут именно главные их распорядители. Общественность и оппозиция их внимательно контролируют, заставляя эффективно использовать полученные средства. На официальных сайтах соответствующих органов размещается детальная информация о перечне бюджетных программ, под которые главные распорядители получили бюджетные средства, состоянии и результатах их выполнения.

Исходя из вышесказанного следует отметить, что совершенствование финансирования будет реализовываться по направлениям:

1) совершенствование тарифной политики и механизмов финансирования:

дальнейшее совершенствование медико-экономических тарифов на оказание медицинских услуг в рамках ГОБМП с включением в тариф расходов на приобретение медицинского оборудования;

внедрение частичного фондодержания и дополнительного компонента к тарифу ПМСП;

разработка механизмов перераспределения финансовых потоков в сторону сокращения расходов на стационарную помощь и увеличения расходов на службу ПМСП и профилактику заболеваний;

усовершенствование системы мер по обеспечению прозрачности использования медицинскими организациями средств, выделяемых из государственного бюджета на оказание ГОБМП;

обеспечение строгого подхода к сбору, каталогизированию и оценке потоков денежных средств;

совершенствование системы учета средств, получаемых медицинскими организациями за счет различных источников, в том числе за оказание медицинских услуг на платной основе;

совершенствование дифференцированной системы оплаты труда медицинских работников, ориентированной на конечный результат;

2) повышение солидарной ответственности граждан и дальнейшее развитие медицинского страхования:

разработка и внедрение механизмов сооплаты наряду с существующей системой ГОБМП;

внедрение медицинского страхования иностранных граждан; развитие добровольного медицинского страхования на получение услуг сверх ГОБМП;

3) совершенствование инвестиционной политики здравоохранения:

разработка научно обоснованной системы планирования инвестиций, направленных, в первую очередь, в регионы, испытывающие недостаток мощностей амбулаторной службы, для реализации принципа выравнивания и укрепления материально-технической базы;

внедрение системы мониторинга и оценки эффективности вклада в здравоохранение по приоритетным направлениям отрасли;

разработка и внедрение механизмов привлечения инвестиций в здравоохранение: а) развитие государственно-частного партнерства;

б) разработка и внедрение системы использования лизинговых схем поставок медицинской техники в порядке, определенном законодательством; в) привлечение иностранных инвестиций.




Л. М. Сембиева (Республика Казахстан, г. Астана)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Изобретательство и инновации': 74