СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Обеспечение педагогическими кадрами как важное организационно-экономическое условие формирования системы профессионального обучения персонала на предприятии

Профессиональное обучение персонала на предприятии представляет собой вид специфической образовательной услуги, отражающий внутреннюю форму организации образовательного процесса по различным основным и дополнительным образовательным программам. Это обучение часто называют внутрифирменным (внутрипроизводственным, внутрикорпоративным, внутренним) и с экономической точки зрения характеризуют как определенное движение занятости, вызванное потребностями внутреннего рынка труда предприятия и реализуемое путем предоставления персоналу образовательных услуг за счет средств работодателя. В рамках состава персонала мы рассматриваем категорию рабочих, как наиболее проблемную в настоящее время.

Нам представляется, что главным назначением профессионального обучения персонала на предприятии является развитие его способности и готовности к трудовой, профессиональной деятельности. Это назначение должно рассматриваться в равной мере как с позиций работодателя (повышение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, получение прибыли, удовлетворение потребностей заказчика, формирование корпоративных отношений), так и с позиций работника как человека (профессионально-образовательное развитие, повышение качественного уровня профессиональной деятельности, удовлетворенность зарплатой и т.д.). Одним из главных путей достижения этого назначения, является формирование и развитие системы профессионального обучения персонала при наличии и необходимых организационно-экономических условий в самом широком смысле этого понятия.

Одним из таких условий является наличие квалифицированных преподавателей, преподавателей, мастеров производственного обучения, инструкторов, которые относятся к категории специализированных профессионально-педагогических кадров. Проанализируем подготовку этих кадров в системе профессионально-педагогического образования, которая включает в себя специализированные вузы, специализированные факультеты, отделения и кафедры вузов, а также профессионально-педагогические колледжи. В этих учебных заведениях на протяжении многих лет осуществляется базовая подготовка, а также переподготовка и повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения для учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

В вузах подготовка идет по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» с 48 отраслевыми специализациями и присвоением выпускнику квалификации «Педагог профессионального обучения». В содержании обучения органично сочетаются две составляющие: психолого-педагогическая (общая, во многом, для всех) и производственно-технологическая, отражающая особенности отрасли, вида экономической деятельности.

Выпускник такой образовательной программы, в принципе, подготовлен для работы в системе внутрифирменного профессионального обучения рабочих на предприятии по соответствующей отраслевой специализации. (Так, в Учебном центре Московского государственного унитарного предприятия «Мосводоканал» в качестве преподавателей, мастеров производственного обучения, менеджеров по обучению персонала работает шесть выпускников профильных программ высшего профессионально-педагогического образования).

То же относится к выпускникам программ среднего профессионально-педагогического образования, которые могут быть использованы в качестве мастеров производственного обучения, инструкторов для обучения рабочих на предприятиях.

В настоящее время при переходе на ФГОС высшего профессионального образования нового поколения обучение по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» прекращается. Вместо нее вводится направление подготовки с одноименным названием на уровне бакалавриата с 14 профилями и квалификацией выпускника «бакалавр профессионального обучения», а также магистерские программы.

При введении ФГОС среднего профессионального образования нового поколения исключен повышенный уровень подготовки специалистов среднего звена. Оставлен один уровень - базовый, в рамках которого в профессионально-педагогических колледжах будут по- прежнему подготавливаться мастера производственного обучения. Однако эти выпускники будут предназначены теперь для работы только на уровне реализации программ начального профессионального образования и не смогут использоваться в техникумах и других видах средних специальных учебных заведений при подготовке специалистов среднего звена. Возможность их трудовой деятельности по обучению рабочих на предприятии при этом сохраняется.

Необходимо выделить еще одну модель подготовки профессионально-педагогических кадров. Речь идет о так называемой аддитивной схеме (двухступенчатой форме), которая включает в себя полное пятилетнее высшее образование (техническое, строительное, сельскохозяйственное и т.д.) и последующую педагогическую подготовку. Эта подготовка осуществляется в течение одного года при очной форме и два года при заочной форме обучения. Такие короткие сроки получения по сути второго высшего образования обусловлены тем, что специалисты уже имеют высокий общий уровень развития, обеспеченный первым высшим образованием. Чтобы изучить цикл психолого-педагогических дисциплин в объеме педвуза, пройти педагогическую практику, подготовить и защитить выпускную квалификационную работу, этих сроков вполне достаточно. Ранее такая двухступенчатая форма была достаточно широко распространена, в настоящее время она сохранилась в крупных сельскохозяйственных вузах и осуществляется на специализированных педагогических факультетах.

В целом практика подтверждает, что выпускники профильных программ высшего и среднего профессионально-педагогического образования работают в качестве преподавателей и мастеров производственного обучения, инструкторов при внутрифирменной форме организации обучения персонала.

В то же время, имеет место недостаточность в определенной области знаний и умений выпускников. Во-первых, в психолого-педаго- гической составляющей содержания высшего профессионально-педагогического образования недостаточно отражены особенности обучения взрослых. Элементы андрагогики, как научно-практической области, которая исследует и определяет закономерности образовательной деятельности взрослых, как науки об обучении взрослых, обосновывающей деятельность обучающихся и обучающих по организации процесса обучения, присутствуют в той или иной мере в отдельных психо- лого-педагогических дисциплинах, но спецкурса (тем более связанного с производственной адрагогикой) в учебных планах нет. Во-вторых, специализация «Менеджмент профессионального образования и управление персоналом» в рамках специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» была направлена на использование выпускников в качестве менеджеров обучения в стационарных профессиональных учебных заведениях и не учитывала особенности организации внутреннего профессионального обучения на реальном предприятии. Нам представляется, что при реализации ФГОС нового поколения по названному выше направлению подготовки можно устранить эти проблемы путем введения в любой профиль на уровне бакалавриата специального модуля (дисциплины), а на уровне магистратуры - разработки специальной образовательной программы, связанной с системой корпоративной подготовки персонала предприятия в целом и с его внутрикорпоративным обучением в частности.

Анализируя далее проблему специализированных профессионально-педагогических кадров как необходимого условия формирования системы обучения персонала на предприятии, отметим следующий существенный момент. Существует ряд областей, видов трудовой (профессиональной) деятельности, которые не охватываются системой профессионально-педагогического образования. К ним относится, например, водоснабжение и водоотведение в рамках комплекса ЖКХ. Рассмотрим этот вопрос на конкретном примере.

Так, в Общероссийском квалификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) и в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) выделены виды деятельности и виды услуг, которые легли в основу Устава МГУП «Мосводоканал». В Уставе предусмотрены следующие основные виды деятельности: экологическая безопасность и экологический контроль, проектирование и строительство объектов водопроводно-канализационного хозяйства, коммунальная энергетика, водоподготовка, очистка сточных вод, переработка и утилизация осадка сточных вод. Такие виды, как экологическая безопасность и экологический контроль, проектирование и строительство объектов водопроводно-канализационного хозяйства, коммунальная энергетика и др. как бы «перекрываются» профильными выпускниками системы профессионально-педагогического образования, что отмечалось выше. А водоподготовка, очистка сточных вод, переработка и утилизация осадка сточных вод и др. требуют другого подхода к проблеме подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения для обучения рабочих на предприятии, и прежде всего по таким базовым профессиям, как слесарь АВР (аварийно-восстановительных работ) для водопроводных сетей и слесарь АВР для канализационных сетей, по которым подготовка в учреждениях начального профессионального образования вообще не осуществляется.

За основу здесь могут быть взяты отдельные, оправдавшие себя подходы, имевшие широкое распространение в системе внутрипроизводственного обучения рабочих до 1990-х гг. В частности, профессиональное обучение рабочих на производстве (подготовка новых рабочих, переподготовка рабочих, обучение рабочих вторым профессиям, повышение их квалификации) осуществляют преподаватели теоретического обучения, мастера и инструктора производственного обучения из числа инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих, которые обязаны предварительно (или в течение года) овладеть основами педагогических знаний.

Одной из форм овладения этими знаниями является педагогическая подготовка на рабочем месте, под которой понимается приобретение педагогических знаний и мастерства преподавателями, без предварительной подготовки, имеющими высшее техническое, технологическое образование и производственный опыт. Основные составляющие этой подготовки таковы: опыт собственного обучения в прошлом, самоподготовка и опыт коллег. Педагогическая подготовка на рабочем месте осуществляется под руководством ведущего преподавателя в неявно или явно выраженной форме (речь идет об институте наставничества). Явно выраженная форма заключается в официальном назначении наставника для начинающего преподавателя, мастера. Неявно выраженная форма предполагает наставничество в виде неофициального кураторства.

Опыт деятельности Учебного центра МГУП «Мосводоканал» показал, что перечисленные положения не утратили своей актуальности и реализуются с учетом новых социально-экономических условий.

На уровне государственных актов, непосредственно касающихся рассматриваемой нами проблемы, можно назвать Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 796 «О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве», которым предусматривалась разработка целевой программы по подготовке преподавательских кадров внутрипроизводственного обучения в соответствии с потребностью предприятий. К сожалению, такая программа не была разработана, а само постановление в 1998 г. было признано утратившим силу.

В то же время в Трудовой кодекс Российской Федерации впервые введен раздел о профессиональном обучении работников, что создало законодательную базу для организации обучения на производстве по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, необходимость которых определяет работодатель. В Трудовом кодексе определено, что при индивидуальном обучении ученика прикрепляют к квалифицированному работнику, или включают в состав бригады. Бригадная форма обучения работника предусматривает занятия по группам, которые проводят мастера и рабочие высокой квалификации. При курсовой форме обучения занятия проводятся в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на учебной базе организации и непосредственно на рабочих местах организации и непосредственно на рабочих местах организации под руководством квалифицированного рабочего-инструк- тора производственного обучения. Речь здесь идет, в основном, об обучении по профессиям рабочих.

Заслуживает внимания Постановление Министерства труда и социального развития от 22 декабря 2003 г. № 87 «Об утверждении профессионального стандарта к профессии «Преподаватель профессионального обучения». Этот стандарт имеет три квалификационных уровня, для каждого из которых определены: направления деятельности работников; наименования должностей; требуемые уровни образования; перечни должностных обязанностей; перечни основных умений, навыков и знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

Выделим здесь наименования должностей:

первый квалификационный уровень: мастер профессионального обучения; инструктор профессиональной подготовки; организатор профессиональной подготовки; наставник;

второй квалификационный уровень: преподаватель профессионального обучения; преподаватель специального профессионального обучения; преподаватель технологии и предпринимательства; специалист по социальному партнерству в профессиональном обучении; методист профессионального обучения; специалист по внутрипроизводственному профессиональному обучению;

третий квалификационный уровень: старший преподаватель профессионального обучения; старший методист профессионального обучения; преподаватель профессионального обучения; преподаватель технологии и предпринимательства; менеджер внутрипроизводственного обучения персонала.

Анализ перечня должностей и вытекающих из них должностных обязанностей показывает, что в этом документе в известной степени обозначены положения, касающиеся профессионально-педагогических кадров для системы профессионального обучения персонала на предприятии. В то же время в содержании знаний, умений, навыков не нашли должного отражения вопросы, связанные с особенностями организации и процесса профессионального обучения взрослых в условиях реального предприятия. Заметим, что срок действия рассматриваемого профессионального стандарта закончился в конце 2005 г. и новых попыток его совершенствования и последующего введения в действие предпринято не было.

Можно также назвать Стандарты профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента, разработанные Национальным союзом кадровиков, являющимся членом Европейской ассоциации по управлению персоналом. В этих Стандартах введено структурное деление на три уровня развития знаний, умений и навыков специалистов: оперативный, тактический, стратегический. Одним из направлений профессиональной деятельности специалистов в области кадрового менеджмента является обучение и развитие персонала.

С позиций профессиональной деятельности менеджера по внутрифирменному обучению персонала можно выделить следующее:

на оперативном уровне: владеет навыками сбора информации для анализа рынка образовательных услуг; владеет навыками и методами сбора информации для выявления потребности в обучении и развитии персонала; знает виды и формы обучения персонала; знает и владеет навыками разработки и формирования учебных программ; знает и умеет реализовывать программы обучения и развития персонала в компании; владеет навыками получения обратной связи по результатам обучения и развития;

на тактическом уровне: умеет проводить мониторинг рынка образовательных услуг; знает методы выявления потребности в обучении и развитии персонала и умеет применять их на практике; умеет разрабатывать и реализовывать программы обучения и развития персонала в компании; знает виды и формы обучения персонала; знает и владеет навыками разработки, стандартизации и контроля качества учебных программ; знает и умеет применять на практике методы оценки эффективности программ обучения и развития;

на стратегическом уровне: знает принципы формирования системы обучения и развития персонала; умеет разрабатывать и внедрять политику обучения и развития персонала в компании; знает виды и формы обучения персонала; знает принципы формирования учебных программ; знает и умеет применять на практике методы оценки эф- фективн6ости системы обучения и развития и ее вклад в достижение целей компании.

Рассмотренные стандарты целесообразно учитывать при определении необходимых профессиональных компетенций и формировании на этой основе содержания образования: в рамках соответствующих профилей программ бакалавриата; при разработке магистерских программ; в системе дополнительного профессионального образовании.

Важность и перспективность проблемы подготовки специализированных профессионально-педагогических кадров для обучения персонала на предприятиях вытекает из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября

2008 г. № 1662-р. В разделе «Развитие образования» выделим такой целевой ориентир развития системы профессионального образования, как создание программ развития персонала, включающих в себя финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников не менее чем 60% предприятий и организаций. В разделе «Развитие рынка труда» ставится задача улучшения качества рабочей силы и развития ее профессиональной мобильности на основе ... развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров., что предполагает развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, охват внутрипроизводственным обучением (с периодичностью обучения не более 5 лет) 80% работников крупных и средних предприятий в течение 2008-2020 гг. Реализация поставленной задачи невозможна без наличия подготовленных соответствующим образом педагогических кадров.

Литература

1. Батышев, С. Я. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих [Текст] / С. Я. Батышев, А. Г. Соколов, А. И. Рабицкий. М. : А.П.О., 1995.

2. Богачев, О. А. Профессионально-педагогические кадры системы внутрифирменного профессионального обучения [Текст] / О. А. Богачев // Вестник учебно-методического объединения по профессиональнопедагогическому образованию. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2011. Вып. 2 (45).

3. Василькова, Т. А. Основы андрагогики [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Василькова. М. : КноРус, 2009.

4. Гречаник, Г. А. Организация и содержание работы цехового организатора предприятия по непрерывному профессиональному и экономическому обучения рабочих на производстве [Текст] : метод. рекомендации / Г. А. Гре- чаник. 1989.

5. Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий [Текст] / М. : Нива России, 1996.

6. Кубрушко, П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования [Текст] / П. Ф. Кубрушко. М. : Высшая школа, 2001.

7. Машукова, Н. Д. Методические рекомендации по организации внутрифирменного обучения персонала [Текст] / Н. Д. Машукова. Ярославль : ЯрИПК, 2000.

8. Стандарты профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента [Текст] / М. : Национальный союз кадровиков, 2007.




П. П. Новиков (Россия, г. Москва)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601