Современная социокультурная ситуация в России характеризуется коренными и очень быстрыми общесоциальными, локальными и личностными изменениями. На всех уровнях носителем их является человек: в одном случае - как личность, живущая в определенном обществе, как субъект конкретной культуры, в другом - как представитель той или иной социально-демографической группы, в третьем - как носитель социальных и личностных проблем, обусловленных вполне конкретными жизненными обстоятельствами и условиями. Это приводит к тому, что человеку приходится изменяться в соответствии с изменениями социокультурного пространства вокруг него, адекватно выстраивать, осуществлять и постоянно корректировать жизненный проект в условиях множественности выборов.
Наряду с этим наблюдаются тенденции трансформации представлений о жизненном пути и жизненном проектировании в повседневных социальных практиках людей. Наша эпоха становится все более моралистической. Современный человек не хочет более управлять ходом вещей, а требует просто своей свободы, права быть самим собой, не будучи раздавленным аппаратами власти, силы и пропаганды. Сегодня человек протестует против аппаратов, мифов о внешней опасности, которые мешают ему разъяснить свои проекты, определить свои собственные цели и непосредственно включиться в те конфликты, дебаты и переговоры, которых он желает. Для него важны чувство безопасности, идентичности и уверенности в себе, ощущение себя на своем месте, жизнь без иллюзий и идолопоклонства, дисциплинированность и реалистичность, развитие воображения как способности предвидеть реальные возможности, разумное прогнозирование, все более глубокое и всестороннее самопознание. Все эти достоинства можно объединить принципом открытого развития общества
Проектирование предполагает свободу перемещения в социальном пространстве. Жизненный проект является универсальной формой и способом бытия человека, так как создает хронотоп жизни, связывая ментальный, социальный и физический миры. Жизненный проект рассматривается как система действий, направленная на достижение результата, так или иначе меняющего качество и уклад предыдущей жизни человека. Структура проекта включает цель, ресурсы, траекторию и вектор движения, определяющийся целью. Эти элементы формируют один из типов жизненного проекта: сбалансированный тип - взаимное соответствие целей и ресурсов проекта; дефицитарный тип - несоответствие ресурсов актуальным целям; избыточный тип - неотрефлекси- рованность цели при сопутствующем наличии ресурсов. Успех в реализации жизненного проекта, и, следовательно, удовлетворенность жизнью, зависят от соответствия типа проекта типу социокультурной среды.
Жизненный проект организуется вокруг системы занятости человека, Иначе говоря, жизненный проект является частью структуры общества труда.
Функциональное значение жизненного проекта означает регулирование жизни последовательностью ее течения, а также структурирование горизонта жизненного мира, на который ориентируются и в рамках которого планируют свои действия личности. Высокая привлекательность непрерывных, стабильных жизненных биографий связана с их социально-интегративным эффектом. С одной стороны, они мотивируют конкретных индивидов к достижениям и увеличивают возможность удовлетворенности жизнью. С другой стороны стабильные восходящие биографии создают в социальной структуре предсказуемость действий и вынуждают систему к незатратным приспособлениям к новым состояниям. Чем лучше была социализирована личность в данной роли, тем затратнее будет перестройка жизненного проекта и тем неяснее результат для общества. Этот пример объясняет высокие издержки трансформации сегодняшнего российского общества. Склонность использовать неформальные каналы реализации жизненных целей, приоритет родственных связей в решении социальных проблем, вросшие в «плоть и кровь» советского человека, способствуют проявлению крайностей в повседневной жизни людей, затрудняют реализацию демократических принципов и гуманизма.
Прежние стандарты биографических проектов «человека потребительского» опирались на культ гарантированного дохода и «этику пропитания» общества, являясь важным элементом «моральной экономики». Современный переход к иному экономическому и культурному порядку породил стремление людей к самобытности их жизненного пути. Нынешняя структура создает свободную сферу для творческой деятельности индивида, являясь как внешним, так и внутренним фактором, который не только принуждает, но и дает возможности.
В будущем структура потребления, определяющая отношение к будущему и жизненное проектирование, перейдет от преимущественно материального потребления к духовному. Информация, знания, духовная культура постепенно приобретают значение основных ценностей в обществе. К сожалению, нарастает и другая тенденция, связанная с разрушением былых идентификаций и повышением удельного веса натуралистических определений личности, призывов к получению бесконечного удовольствия, делается акцент на внешних составляющих имиджа, что обеспечивает развитие вертикальной демократии «лучших», доминирование культурной элиты с ее «моральным лидерством».
Ключевым фактором, влияющим на выбор современной жизненной стратегии является доступность культурных ресурсов. Это физическая, финансовая, социальная и информационная доступность. Их наличие формирует компетентность субъекта в обществе, представляя шанс самореализации. При анализе культурных ресурсов обосновывается необходимость социокультурного подхода, в который включается понимание общества как единства культуры и социальности, образуемого деятельностью человека. Ресурсные механизмы самореализации человека в социуме - социализация, адаптация, альтруизм. В соответствии с этим, жизненная стратегия личности реализуется через стратегию жизненного благополучия, жизненного успеха и жизненной самореализации. Доминирование в жизненном пути той или иной тенденции характеризует жизненную стратегию в целом. При этом важен принцип активности самого субъекта.
Кроме того, при жизненном проектировании необходимо учитывать внешние а внутренние детерминанты поведения человека. Они могут выливаться в различные жизненные стратегии и модели выбора. Модель «свободного выбора» жизненной стратегии понимается как «стратегический выбор». Необходимое условие такой стратегии - обеспеченность личности потребностями, ценностями, ресурсами.
В качестве основных принципов стратегического выбора можно выдвинуть следующие:
1) альтернативное внутреннее проигрывание нескольких жизненных сценариев;
2) антиномичность (обоснованные, но противоречивые посылки, заложенные в основу выбора);
3) неопределенность (стремление индивида оставить неопределенным хотя бы один из элементов целеполагания (цель, ценности, условия), чтобы сохранить возможность нового конструирования выбора), В рамках гуманистической концепции личности ситуация «человек перед лицом неизвестности» означает, что он изначально настроен позитивно, стоически и мужественно по отношению к любому возможному личному опыту и получаемому знанию, хотя он и не может предвидеть, какое именно знание, какой человек и какие обстоятельства сыграют решающую роль в его жизни;
4) случайность выбора, его необоснованность в рамках наличных возможностей. Это создание ситуации «прорыва» к новым целям, даже недостижимым, выход на новый уровень развития;
5) свободное структурирование времени человеком. (Чем больше событий оказываются для него ценностно значимыми, тем непрерывнее (но и напряженнее) его переживание жизни). Человек стремится к постижению своего места, а его действия направлены на достижение подвижного равновесия между целями и ресурсами, которое и понимается как нахождение своего места в жизни. «Место в жизни» - это ценность в любом обществе и конечная цель любого индивидуального проекта. Обретая свое место, современный человек автоматически «встраивается» в существующий социум, принимает его законы и культуру, инвестирует в него душевную энергию, принадлежность к нему служит важнейшим моментом его самоопределения.
На современном этапе развития российского общества наиболее успешными оказываются субъекты, чьи жизненные проекты характеризуются расширением рамок существующего жизненного пространства в направлении реализации индивидуального выбора и признания личной ответственности. В рамках индивидуального жизненного проектирования создается значительная часть личностного потенциала современного человека, реализующаяся затем в основных «темах бытия» и образе жизни человека.
При этом необходимо учитывать, что эффективное проектирование возможно только тогда, когда признаются: необходимость модернизаций, необходимость достойного ответа на вызов времени; направленность на другого, ценность личности; необходимость использования достижений современного научного знания; критическое осознание своих ментальных характеристик. При этом также необходимо и сохранение традиций, национальной идентичности, самобытности. Таким образом, перед гражданами ставится задача поэтапного, комплексного, гуманного изменения основ своего социального существования.
О. В. Мурыгина
(Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 1315