В настоящее время инновационное развитие является одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации. О необходимости перехода российской экономики от экспортно-сырьевой к инновационной модели развития не раз заявляли руководители нашего государства. Эту необходимость осознают и в регионах Сибири. Одним из наиболее успешно развивающихся инновационных регионов России является Новосибирская область.
Новосибирская область обладает уникальным научно-образовательным потенциалом. На ее территории расположены отделения Российской академии наук, академии медицинских наук, академии сельскохозяйственных наук; наукоград «Кольцово» с градообразующим предприятием - Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», а также более 60 отраслевых научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных институтов, более 100 крупных и 1 700 малых предприятий, осуществляющих технико-внедренческую деятельность, 44 высших учебных заведения, в том числе 27 государственных вузов и филиалов. В научно-образовательных учреждениях области работает более 30 тыс. чел. (4,2% работающих), из них около 2 290 докторов и около 7 150 кандидатов наук, что составляет более половины научного потенциала Сибирских регионов [3].
Миссией региональной научно-технической и инновационной политики Новосибирской области является создание условий для динамичного развития экономики области за счет организации новых производств на базе инновационных технологий и разработок научнообразовательного комплекса области. Целями научно-технической и инновационной политики области являются:
диверсификация и рост конкурентоспособности региональной экономики;
ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей производства;
высокий уровень развития науки и профессионального образования;
повышение уровня качества жизни населения.
Для достижения этих целей администрацией Новосибирской области совместно с партнерами в сфере науки, образования, производства и бизнеса осуществляется системная работа по решению следующих задач:
создание правовых, экономических и управленческих механизмов стимулирования вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции и услуг;
подготовка научных и инженерных кадров, менеджеров инновационного бизнеса;
формирование научно-производственных кластеров (объединений) на основе инновационно-инвестиционных проектов и программ;
формирование и развитие современной инфраструктуры инновационной деятельности;
развитие межрегионального и международного научнотехнического сотрудничества;
развитие социальной сферы, обеспечивающей благоприятные условия жизнедеятельности Новосибирского научно-образовательного комплекса.
В генеральной цели Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г. обозначена необходимость придания экономике области инновационного качества развития, инвестиционной привлекательности и финансовой самодостаточности.
Нормативно-правое поле инновационной деятельности Новосибирской области сформировано следующими региональными законами [2]:
«О научной деятельности и научно-технической политике» от 20.04.1995 г. № 17-ОЗ;
«О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы» 15.12.2007 г. № 178-ОЗ;
«О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области» от 31.05.1999 г. № 59-ОЗ;
«О мерах государственной поддержки товаропроизводителей Новосибирской области» от 20.09.2002 г. № 47-ОЗ;
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» от 02.07.2008 г. № 245-ОЗ;
«О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области» от 14.04.2007 г. № 97-ОЗ;
«О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков» от 16.10.2003 г. № 142-ОЗ.
На базе этих законов осуществляется государственная поддержка предприятий и учреждений в сфере производства, науки, образования и научного обслуживания. В частности, предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество, зачисляемым в областной бюджет, выдается инвестиционные налоговые кредиты, осуществляется субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, предоставляются льготные условия по налогу на землю, предоставляются прямые инвестиции для реализации инновационных проектов, имеющих значительный экономический или социальный эффект и др.
Также в регионе действую следующие программы развития инновационной деятельности Новосибирской области [1]:
Концепция развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области (Распоряжение губернатора Новосибирской области от 19.10.2009 г. № 254-р);
Долгосрочная целевая программа «Создание и развитие в новосибирском Академгородке технопарка в сфере высоких технологий на 2011-2014 гг.» (Постановление Правительства Новосибирской области от 30.09.2010 г. № 159-п);
Областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 20092013 гг.» (Постановление Новосибирского областного Совета депутатов от 30.10.2008 г. № 180);
Концепция долгосрочной целевой программы «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Коль- цово на 2011-2015 годы» (Распоряжение Правительства Новосибирской области от 02.12.2010 г. № 241-рп);
Ведомственная целевая программа «Развитие инновационной системы кадрового потенциала Новосибирской области на 20112013 годы»;
Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года» (Постановление Правительства Новосибирской области от 30.09.2010 г. № 158-п).
В области созданы областной научный совет, которым руководят три сопредседателя - Губернатор области, председатель Областного Совета депутатов и председатель Сибирского отделения РАН; научный экспертный совет; высший экономический совет, в состав которых входят ведущие ученые, имеющие успехи в инновационной деятельности. Администрацией Новосибирской области в 1996 г. создан Новосибирский областной фонд поддержки науки и высшего образования, который содействует проведению региональной научно-технической политики.
Мэрией г. Новосибирска при активном участии ученых сформирована городская целевая программа «Научно-промышленная и инвестиционная политика г. Новосибирска». Создан Новосибирский фонд «Дом промышленности», одной из задач которого является промышленное освоение экономически эффективной наукоемкой техники и технологий. Новосибирск единственный из российских городов принят во Всемирную ассоциацию техполисов [3].
В рамках реализации инновационно-инвестиционных программ и проектов осуществляется процесс формирования технологических кластеров - научных, образовательных и производственных интегрированных структур, действующих в определенной сфере и обеспечивающих создание и серийный выпуск новой наукоемкой продукции. На сегодняшний день наиболее крупные кластеры сложились по направлениям: «силовая электроника», «биотехнологии» и «информационные технологии». Основу кластеров закладывают комплексные инновационные проекты, ориентированные на трансфер высоких технологий, объединяющие организации академической, отраслевой и вузовской науки, малые, средние и крупные предприятия.
В Новосибирской области сформирован перечень приоритетных инновационно-инвестиционных программ и проектов, использующих конкурентные преимущества региона и служащих основой научнотехнической и инновационной политики области. Осуществляется реализация следующих проектов:
общественно-гуманитарные проблемы человека и социума: образование, культура, нравственность, молодежная политики, демократические свободы и др.;
силовая электроника Сибири (новые материалы, пластины и структуры, приборы и системы);
здоровьесберегающие технологии (генотерапия и генодиагностика, биоинженерия и иммунокоррекция, стволовые клетки, фотоди- намическая терапия, системы жизнеобеспечения человека, лекарственные средства и др.);
развитие транспортного комплекса Новосибирска как мультимодального транспортного узла;
научно-технологическое и экономическое обеспечение агропромышленного комплекса;
индустрия программных продуктов и информационных систем (моделирование процессов, автоматизация и управление, базы данных, телекоммуникации и сети и т.д.);
создание методов и средств противодействия терроризму (методы профилактики, обнаружения и идентификации, медико-санитарные средства защиты и др.);
энергосбережение (новые технологии генерации и снижения потерь, создание приборов и систем, оптимизация энергопотребления, сооружения и коммуникации и др.);
лазерные и электронно-лучевые технологии; каталитические технологии на основе нового поколения катализаторов;
новые материалы (монокристаллы для электронной и ювелирной промышленности, композиты, наноматериалы, биметаллы и т.д.);
научно-технологическое обеспечение стройиндустрии, в том числе дорожного строительства (новые материалы на основе местного сырья, методы и приборы диагностики, технологии повышения надежности и долговечности, архитектурно-технические решения и др.).
Новосибирская область является лидером в Сибирском федеральном округе и занимает 10-е место в России среди регионов с наибольшим количеством заявок на изобретения, поданных в 2009 г., и лидирует в СФО по числу полученных патентов на изобретения, товарные знаки и промышленные образцы.
Государственные расходы на образование относительно валового регионального продукта - 3,5%. Удельный вес затрат на НИОКР, финансируемых за счет собственных средств организаций - 5%. Доля инновационно-активных предприятий среди всех предприятий области
- 16%. Доля инновационной продукции в валовом региональном продукте - 6,6%. Объем привлеченных инвестиций на рубль государственной поддержки - 3 р. Объем инновационной продукции на душу населения - 4 тыс. р. [1].
Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области в рамках областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП) в Новосибирской области на 2009-2013 годы» предоставляется финансовая поддержка субъектам малого и среднего бизнеса, а также субъектам инновационной деятельности в частности. Финансовая поддержка в рамках программы предоставляется на конкурсной основе. Участниками конкурсов являются зарегистрированные в Новосибирской области юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, отнесенные к СМиСП в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5].
Финансовая поддержка в соответствии с областной целевой программой предоставляется СМиСП в следующих формах:
субсидирование части затрат на обучение СМиСП своих работников на образовательных курсах;
субсидирование части затрат по участию в выставках или ярмарках;
субсидирование части арендных платежей;
субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам, субсидирование части лизинговых платежей;
субсидирование части затрат, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и договорам поручительства, заключенным между СМиСП и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по говорам лизинга;
субсидирование части затрат на внедрение СМиСП международных стандартов в своих организациях и на сертификацию продукции, выпускаемой СМиСП;
субсидирование части затрат на обновление основных средств; субсидирование части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта;
субсидирование части затрат на патентование (оформление прав интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом);
субсидирование части затрат, связанных с подачей заявки на международную регистрацию товарного знака;
субсидирование части затрат малых инновационных компаний в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В 2009 г. в Новосибирской области был создан Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, выполняющий функции гарантийного фонда. Фонд предоставляет юридическим лицам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, отнесенным к СМиСП в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поручительства по кредитам, взятым в 11 банках- партнерах Фонда, отобранных по конкурсу.
Поручительство Фонда выдается субъектам малого и среднего предпринимательства [4]:
подтвердившим статус субъекта малого и среднего предпринимательства;
зарегистрированным и осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Новосибирской области не менее 6 (шести) месяцев;
оплатившим вознаграждение Фонду в размере 1% годовых от размера поручительства.
Основные программы
Поручительства выдаются по кредитным договорам, заключенным с Банками, работающими по программе Фонда: на сумму от 200 тыс. р.; на срок от 3 мес.; максимальный объем поручительств на одного заемщика - 15 млн р.; решение о предоставлении поручительства принимает Фонд.
I. Поручительство до 60% предоставляется предприятиям торговли (оптовой и розничной); предпринимателям, осуществляющим операции с недвижимым имуществом; занимающимся сдачей в аренду нежилых помещений. Собственное обеспечение заемщика - не менее 40%.
II. Поручительство до 70% предоставляется предприятиям сферы производства, строительства, бытовых услуг, жилищно-коммунального хозяйства. Собственное обеспечение заемщика - не менее 30%.
Дополнительные программы
I. Для сельхозтоваропроизводителей - Поручительство до 75%.
Параметры программы: объем поручительства до 15 млн р.; собственное обеспечение - не менее 25%;требуется ходатайство Министерства сельского хозяйства Новосибирской области; решение о предоставлении поручительства принимается Попечительским советом Фонда.
II. Для малых инновационных компаний - Поручительство до
90%.
Параметры программы: объем поручительств до 35 млн р.; собственное обеспечение Заемщика - не менее 10%; требуется ходатайство одного из объединений предпринимателей; решение о предоставлении поручительства принимается Попечительским советом Фонда.
Требуется ходатайство одного из объединений предпринимателей - НГТПП, НТПП, НП «СибАкадемСофт», Ассоциация «СибАка- демИнновация», Краснообский Союз предпринимателей АПК, Ассоциация содействия предпринимательству «Наукоград Кольцово», Кольцовское представительство МООПС «Сибирь без границ», Экспертный совет Технопарка Новосибирского Академгородка и др.
Банки, предоставляющие кредиты СМиСП под поручительство Фонда: Банк «Левобережный», Сбербанк, Муниципальный Банк, Банк «Акцепт», Банк «Образование», НОМОС-БАНК-Сибирь, «Мой Банк. Новосибирск», Россельхозбанк, Банк «ГЛОБЭКС», МДМ Банк, ООО «ГЕНБАНК», АКБ «ТРАНСКАПИТАЛБАНК».
Деятельность Фонда призвана облегчить субъектам малого и среднего предпринимательства доступ к сравнительно недорогим кредитным ресурсам при недостатке собственного залогового имущества (ставка по кредиту не превышает ставку рефинансирования Банка России, увеличенную не более, чем на четыре процентных пункта).
Успешный опыт проведения Правительством Новосибирской области региональной инновационной политики, реализация существующих областных целевых программ и проведение совместных мероприятий бизнеса и власти являются основой для дальнейшей активизации инновационной деятельности в регионе.
Литература
1. Ноконов, В. А. Инструменты региональной инновационной политики [Текст] / В. А. Ноконов // Всероссийский экономический журнал «ЭКО», спецвыпуск «ИНТЕРРА». 2011. С. 15-25.
2. Официальный сайт Правительства Новосибирской области [Электронный ресурс]. Режим доступа : nso.ru.
3. Официальный сайт Новосибирской инновационно-инвестиционной корпорации «НОВИНКОР» [Электронный ресурс]. Режим доступа : novinkor.com.
4. Официальный сайт Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области [Электронный ресурс]. Режим доступа : fondmsp.ru.
5. Поддержка предпринимательства в Новосибирской области // Правительство Новосибирской области. 2010.
А Л. Межецкая
(Россия, г. Екатеринбург)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 4331