СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Роль государства в становлении инновационной экономики

Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. При этом речь идет о знании, которое образуется не стихийно, а в результате взаимодействия государственного и частного секторов и служит интересам развития народа и государства. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих. Целенаправленное и непрерывное образование через трейнинги и специальные курсы переподготовки делает возможным также делать процесс развития инновационной экономики самоокупаемым и крайне выгодным для всех участников рынка.

Задачи модернизации общества и страны требуют все более широкого внедрения инноваций во все сферы его жизнедеятельности. Сам термин «инновация» вошел в науку в Х1Х в. как необходимый показатель развития общества и отдельных его сторон. В соответствии с международным стандартом по науке и инновациям - Руководством Фраскати - инновация определяется как «... конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».

В современных условиях инновации являются важнейшим элементом повышения эффективности деятельности различных организаций. Внедрение научных достижений и изобретений в организации обеспечивает постоянное обновление и улучшение выпускаемой ею продукции (оказываемых услуг), применяемых технологий.

Одно из важнейших условий функционирования современных организаций - непрерывное нарастание изменений. Инновации выступают в качестве средства, позволяющего решать проблемы, возникающие в результате непрерывных изменений. Ставка на инновации становится ультрасовременной формой бизнеса. Следовательно, целевые инвестиции в области образования являются важнейшей предпосылкой для инновационной экономики.

Сегодня уже общеизвестен тот факт, что инновации играют определяющую роль в экономической динамике. Так, в развитых странах от 75 до 100% прироста ВНП происходит за счет использования нововведений. Для стран с развивающейся экономикой активизация инновационных процессов является единственной возможностью в обозримой перспективе стать конкурентоспособными на мировом рынке. Осознание важности инновационных процессов в экономическом развитии явилось импульсом к их активному научному исследованию. Национальная инновационная система как комплекс институтов, функционирование которых создает, трансформирует технологии и способствует их диффузии.

Раскрытию технологического потенциала способствует инновационная система организационных структур, вовлекающая экономических агентов в создание и использование инноваций. Факторами, влияющими на развитие национальных инновационных систем являются знания, выступающие в качестве ключевого ресурса в современной экономике. Тот факт, что знания коренным образом отличаются от других экономических ресурсов, делает традиционный экономический анализ неприменимым к данному предмету исследования и обосновывает необходимость создания новой парадигмы. На развитие национальных инновационных систем влияет также обучение, что является преимущественно интерактивным и, соответственно, социально-обусловленным процессом, который нельзя исследовать в отрыве от институционального и культурного контекстов.

Специфика инновационных процессов предопределена спецификой научной и образовательной системы страны, регулированием в области интеллектуальной собственности, формами взаимодействия между участниками инновационного процесса, а также особенностями принятия решений на микроуровне. Исходя из этого, институциональные матрицы каждой страны определяют особенности ее национальной инновационной системы. Наиболее распространенная базовая модель инновационной системы основывается на таком обобщающем принципе структурирования, как разделение сфер влияния государства и частного сектора в инновационных процессах. При этом государству вменяется в обязанность обеспечение фундаментальных исследований, определение и реализация приоритетных направлений технологического развития, а также содействие инновационной активности частного сектора через развитие инфраструктуры и создание системы стимулов к инновациям. Частный сектор, в свою очередь, берет на себя функцию разработки и коммерческого использования основного массива технологий. Однако такой подход в ряде случаев противоречит реальному положению дел, так как на практике функциональные установки государственного и частного секторов могут в значительной мере отличаться от указанных. Так, в развитых странах, во-первых, в последние десятилетия крупные корпорации демонстрируют нарастающую склонность к самостоятельному ведению фундаментальных исследований. Во-вторых, в процессе создания инфраструктуры государство в развитых странах играет в основном структурообразующую роль «главного архитектора». Собственно массовый процесс воспроизводства инфраструктуры инновационной деятельности инициируется и финансируется там в значительной мере частным капиталом. И, наоборот, в экономиках, которые только становятся на путь формирования инновационных систем, государственный сектор активно участвует в процессах разработки, апробации и содействия тиражированию инноваций.

На современном этапе активно идут процессы интеграции государственного и частного сектора в процессе создания новейшей гражданской техники и технологии, конкурентоспособной на мировых рынках. Таким образом, принцип разделения функций государственного и частного сектора в обеспечении инновационного процесса является недостаточно устойчивым, чтобы быть использованным в качестве базового принципа структурирования НИС.

Другим распространенным подходом к структурированию инновационной системы является группировка ее элементов согласно их функциям в инновационном процессе. В таком ключе структуру инновационной системы составляют блоки производства, коммерциализации и практического использования нового знания. Блок производства нового знания представлен, главным образом, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями. Эти структуры ориентированы на проведение фундаментальных исследований и результаты их функционирования служат «сырьем» для возникновения инновационных идей в блоке коммерциализации нового знания.

Блок коммерциализации нового знания, в свою очередь, представлен государственными и частными научно-исследовательскими структурами, в том числе, малыми инновационными фирмами и научно-исследовательскими и экспериментальными подразделениями крупного бизнеса. Все эти структуры в совокупности призваны обеспечить разработку и первичное внедрение новых технологий, т.е. подготовить их для восприятия традиционными субъектами экономической системы. Последние извлекают из инноваций основной массив прибыли и генерируют импульсы о перспективной востребованности тех или иных направлений научных исследований.

Таковы основные части инновационной системы. Эффективность функционирования каждой из них является необходимым, но не достаточным условием эффективности инновационной системы страны, поскольку не менее существенную роль в инновационном процессе играют межкомпонентные связи.

Недостаточная пропускная способность или отсутствие налаженных каналов связи между компонентами инновационной системы, а также между системой и средой, - так называемые «узкие места системы», - выливается в высокие трансакции инновационной деятельности и, соответственно, в низкую инновационную активность экономических агентов, что, в свою очередь, негативно отражается на конкурентоспособности экономики в целом. Следуя такой логике, идентификация и своевременное устранение узких мест инновационной системы является важным условием эффективности инновационных процессов и одной из ключевых целей институционального аспекта инновационной политики государства. В целом, «узкие места» инновационной системы можно условно разделить на два вида. Это, прежде всего, разрывы инновационного процесса, предполагающие относительно низкую пропускную способность системы при передаче нового знания от одной стадии инновационного процесса к другой.

Разрывы инновационного процесса фиксируются как низкий уровень ассимиляции нового знания или нововведений экономическими субъектами. Так, например, в нормативных актах и программных документах многих постсоветских стран поднимается проблема хронической неспособности экономики вовлечь в хозяйственный оборот огромный задел научно-технических знаний и разработок, созданных отечественной наукой. То есть, в инновационной системе фиксируется разрыв между блоком открытия нового знания и блоком использования инноваций. В итоге экономика несет издержки упущенных возможностей роста, а наработки безнадежно устаревают, так и не раскрыв своего потенциала.

Другой разновидностью «узких мест» является недостаточная пропускная способность каналов связи между компонентами инновационной системы и средой, ограничивающая поступление ресурсных потоков в инновационный процесс. Действие такого феномена фиксируется в проблеме привлечения ресурсов для авансирования инновационных проектов. Сегодня общим местом публикаций по инновационной тематике, да и большинства нормативных и программных документов в этой сфере, является указание на дисбаланс между спросом на ресурс со стороны субъектов инновационной деятельности и низким предложением со стороны собственников ресурса. Проще говоря, инновационная активность фирм часто заходит в тупик именно из-за нехватки финансово-кредитных, информационных, кадровых и других ресурсов, которые, к слову, порой есть в наличии, но неэффективно тратятся в низкорентабельных производствах, работающих на традиционных технологиях.

Устранение «узких мест» инновационной системы происходит в процессе формирования соответствующих институтов-посредников, способствующих снижению транзакционных издержек взаимодействующих сторон. Так, например, разрывы между последовательными стадиями инновационного процесса «сшивают» технополисы и технопарки, которые снижают уровень трансакций знания от его производителей к коммерциализаторам и непосредственным пользователям. Более того, мировой опыт доказывает, что накопление критической массы таких структур способно вообще снять проблему разрыва. Понимание этого момента очевидно на примере Китая - там функционируют порядка 20 тысяч технопарков.

Другой вид узких мест инновационной системы - ресурсные барьеры - преодолеваются, например, с помощью института венчурной деятельности, который снижает трансакции капитала, переходящего от низкорисковых традиционных операций к высокорисковым инвестициям в новаторские проекты.

Таким образом, очевидно, что корни низкой инновационной активности экономики лежат в неразвитости инновационной системы: участников инновационного процесса и установившихся каналов связи между ними.

Законы развития систем таковы, что в ходе движения инновационной системы такие каналы рано или поздно возникнут и будут естественным путем подвергнуты отбору и закреплению. Однако этот процесс может быть существенно ускорен целенаправленным вмешательством государства по таким направлениям:

во-первых, создание существенных стимулов для субъектов науки и экономики к индивидуальному и кооперативному продвижению нововведений;

во-вторых, инициация создания и поддержка развития организационных структур, работающих как своеобразные площадки для интеграции участников инновационного процесса. Примерами таких структур являются технополисы, технопарки, инновационные бизнес- инкубаторы, инновационные центры, агентства трансфера технологий и т. д.;

в-третьих, содействие развитию институтов-посредников в ресурсном обеспечении инновационной деятельности. Таковыми являются, например, институты венчурного капитала, инновационного менеджмента, научно-технической экспертизы проектов и т.п.;

в-четвертых, организация импорта ресурсов, необходимых для развития инновационной системы - технологий, оборудования, кадров.

Примеров успешных государственных стратегий инновационного развития в мировом опыте достаточно. Тут можно говорить о стратегиях США, Японии, новых индустриальных стран, Израиля, Индии, Китая. Ядром их стратегий является последовательное восходящее строительство инновационных систем - от развития экономического блока до создания национальной фундаментальной науки, а также создание «точек роста» экономики на основе инноваций.

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

При современном постоянно прогрессирующем уровне интеграции мировой хозяйственной деятельности инвестиционная активность и, соответственно, экономический рост во многих странах, причем не только развивающихся, но и развитых, поддерживается и усиливается участием иностранного капитала. Например, весьма активная роль иностранного капитала в подъеме экономики отчетливо видна в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии. При его непосредственном участии (общий объем прямых иностранных инвестиций в эти относительно небольшие страны к концу 1980-х гг. превысил 20 млрд дол.), они ускоренно прошли ставшие уже классическими этапы современной индустриализации: развитие импортозамещающих отраслей (1960-е гг.), создание экспортного потенциала (1970-е гг.) и развитие наукоемких отраслей (1980-е гг. и начало 1990-х гг.). В результате новые индустриальные страны по производству некоторых видов продукции, включая наукоемкие, вышли на передовые рубежи в мировом хозяйстве.

Иностранный капитал сегодня особенно необходим в тех сферах экономики, активизация которых поможет вывести ее из сложившегося кризисного состояния и снять нарастающую социальную напряженность в обществе. Стремление выйти из бедности, стимулировать развитие передовых отраслей экономики, придать динамизм всей экономике в целом побуждает развивающиеся страны активно привлекать иностранный капитал. В этих целях совершенствуется инвестиционный климат, создается необходимая инфраструктура, организуются специальные экономические зоны с особо льготными условиями для иностранного предпринимательского капитала. По данным Всемирного банка, приток частного капитала в экономику развивающихся стран заметно усилился. Примерно половина этого объема приходится на прямые инвестиции. При этом размер государственных зарубежных инвестиций снизился. Наибольший объем частных капиталовложений приходится на 12 стран со «средним» уровнем дохода в менее 9 385 дол. на душу населения. Возглавляет этот список Китай - 52 млрд дол.

Частный капитал, заходя в развивающиеся страны, идет, как правило, в страны с динамичной, восходящей и перспективной экономикой. 80% частных инвестиций поступает всего в 20% развивающихся стран, главным образом, в государства Восточной Азии и Латинской Америки. Слаборазвитые страны с отсталой экономикой и особенно с политически нестабильной обстановкой практически не привлекают предпринимателей из промышленно развитых стран.

Существующий долг развивающихся стран накапливается в основном за счет частных капитальных вложений. Среди стран-кредито- ров первое место занимает Япония, чьи кредиты развивающимся государствам, в первую очередь азиатским, исчисляются в сотнях милиар- дах долларов. Обозначив развивающиеся страны зоной своих интересов, кредиторы перемещают туда свои производства, которые экономически и технологически выгодно организовывать там.

Изучение стратегических направлений развития рынков продуктов, товаров и услуг в современных условиях и выявление факторов обеспечения устойчивой конкурентоспособности в промышленном и строительном секторах народного хозяйства целесообразно начать с исследования актуальных путей эффективного роста экономики. Сегодня инновационная деятельность становится одним из приоритетных направлений государственной экономической политики ведущих мировых стран. Отказ от индустриальных преференций и переход к инновационно-ориентированной политике в экономике обусловлены усилением роли новых технологий как на формирование потребительских предпочтений, так и на организацию и эффективность производственных процессов.

В настоящее время в мире основными корпоративными интересами хозяйствующих субъектов становятся самостоятельное осуществление НИОКР, создание собственной научно-технической и экспериментальной базы, постоянный мониторинг фундаментальных и прикладных исследований, генерирование и использование новых научных знаний, полная интеграция науки и производства.

Влияние инвестиций, разработки и внедрения новых технологий на рост эффективности экономики, специалисты демонстрируют на примере сопоставления темпов развития стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Страны Юго-Восточной Азии направляли до 3% ВВП на НИОКР, опередив по этому показателю США и Германию. В результате Малайзия стала ведущим мировым производителем микропроцессорной базы, Сингапур лидирует на рынке программного обеспечения и биотехнологий, Тайвань - в производстве персональных компьютеров, Корея - бытовой электроники.

Отличительной особенностью современного развития инновационной деятельности в мировой экономике в целом является тот факт, что вложения в науку и создание новых технологий не являются непременной обязанностью государства. Роль государства в инвестировании НТП в пропорциональном отношении постоянно снижается, так как эту роль все больше начинают выполнять частные и корпоративные инвесторы. По оценкам специалистов до 70% научных затрат в развитых странах производится не государством, а частным и корпоративным секторами.

Осуществляя разработку новых технологий, хозяйствующие субъекты создают не только объекты промышленной собственности, но и другие не менее важные для экономики своего предприятия конкурентоспособные преимущества. А именно, введение нематериальных активов в хозяйственный оборот и эффективное управление ими позволяет не только защитить бизнес, но и повысить стоимость предприятия, увеличив размеры активов, а также обеспечить себе дополнительные источники денежных поступлений за счет продажи лицензий.

Научно-техническая сфера активно влияет на общую стратегию бизнеса, что перемещает ее на уровень ответственности корпоративного руководства. Если прежние условия конкуренции позволяли осуществлять лишь периодические инвестиции в НИОКР, то финансирование научно-исследовательской деятельности строится на постоянной основе, в тесном взаимодействии с другими службами предприятия. Всеобъемлющее влияние новых технологий на экономический результат деятельности хозяйствующих субъектов вынуждает фирмы интегрировать НИОКР и технологические стратегии с базовой корпоративной.

Так в среднем, General Motors выделяет на НИОКР до 10 млрд дол. в год, Ford - 7 млрд, IBM - 4 млрд. Как следствие, фокус основных конкурентных преимуществ сместился сегодня в сторону наращивания и использования нематериальных активов как основного источника конкурентоспособности. В мире отчетливо проявилась тенденция к активному участию интеллектуальной собственности при переделе товарных рынков.

Уже теперь решающую роль в мировом развитии играют транснациональные корпорации (ТНК) и другие мощные хозяйственные структуры. По свидетельству зарубежных исследователей, совокупность 37 тыс. ТНК с 200 тыс. их филиалов охватила почти всю планету. Это своеобразная экономически стабильная и динамическая хозяйственная система планетарного типа, которая сосредотачивает в себе треть всех производственных фондов планеты, производит около 40% обще планетарного продукта, осуществляет более половины внешнеторгового оборота, свыше 80% торговли новейшими технологиями и контролирует более 90% вывоза капитала. Улучшение отношений между ТНК и развивающимися странами началось в 1980-е гг. Этому во многом способствовал пересмотр рядом развивающихся государств законодательств о прямом зарубежном инвестировании. В эти же годы отмечается уменьшение числа случаев национализации и увеличение количества судебных разбирательств спорных ситуаций между ТНК и правительствами развивающихся стран. Переосмысление роли ТНК многими развивающимися странами в основном идет в русле изменения представлений о том, что могут дать эти корпорации для структурных изменений и стимулирования внутренних факторов технического прогресса. Как свидетельствует практика, ТНК вносят весомый вклад в развитие стран «третьего мира». Этот вклад выражается:

в передаче передовых производственных технологий в некоторых отраслях (текстильная, швейная, электронная промышленность). ТНК играют важную роль и как инвесторы, и как поставщики инвестиционных товаров или технологий (лицензий);

в содействии превращению развивающихся стран из экспортеров сырья в продавцов готовых изделий. Этот непосредственный вклад в структурные изменения развивающихся стран более важен, чем просто перемещение финансовых ресурсов по линии прямых инвестиций;

в том, что ТНК способствуют ускорению процессов инноваций. Технологические инновации в основном сконцентрированы в промышленно развитых странах, однако в последние десятилетия они все больше перемещаются в некоторые другие страны, прежде всего в НИС. С передачей технологии, однако, может быть связано и непреднамеренное неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Деятельность филиалов ТНК отрицательно сказывается на природе принимающих стран, а, значит, на благосостоянии людей, вплоть до угрозы их жизни. Таким образом, возникает потребность в усилении регулирующих функций национальных органов в развивающихся странах для контроля как за собственными, так и за иностранными предприятиями.

Таким образом, вопреки ожиданиям сторонников неолиберального направления, роль государства в становлении и развитии инновационной экономики возрастает. Разрабатываются программы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного развития экономики с указанием приоритетных направлений и локомотивов на базе совершенствования технологий. В свою очередь, совершенствование технологий требует непрерывное совершенствование знаний, где пересекаются интересы государства и частного сектора. Взаимодействие в этой области, которое проявляется в реализации совместных проектов и создании технополисов, технопарков со смешанным капиталом, а также инвестиции в особо перспективные области науки и образование становится взаимовыгодным направлением в устойчивом развитии экономики. Наконец, целенаправленное развитие образования для становления инновационной экономики служит надежной базой для поддержания конкурентных позиций экономики страны.




Т. Н. Манасерян (Армения, г. Ереван)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Изобретательство и инновации': 74