Под человеческим капиталом понимается накопленные посредством обучения и профессионального опыта знания, навыки, умения, обуславливающие профессиональную компетентность, творческие и интеллектуальные способности, за счет которых потенциально может увеличиваться производительность труда, вследствие чего растут как доход организации, так и непосредственно доходы ее работников.
Под инвестициями в человеческий капитал понимаются все виды вложений в человека, которые могут быть оценены в денежной или иной форме, и способствуют росту производительности труда и содействуют повышению доходов работника.
Общее и профессиональное образование улучшает качество, повышает уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивает объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста. Поскольку образование влияет на все составляющие человеческого капитала, постольку инвестиции в образование - один из наиболее важных видов инвестиций. Вложения в знания, создание сетей знаний являются ключевыми факторами развития нововведений, а их распространение - источником роста производительности труда и конкурентоспособности организации. Повышение уровня образования увеличивает отдачу от человеческого капитала. В процессе постоянного обучения работника и накопления им производственного опыта происходят накопление человеческого капитала и его качественное развитие.
Видов инвестиций в человеческий капитал достаточно много. Для Казахстана эта проблема очень актуальна.
«Казахстан в части развития человеческого капитала находится на лидирующих позициях. Индекс человеческого развития (ИЧР) за 2010 г. равен 0,7% - это категория стран с высоким уровнем ИЧР. Данный показатель ставит нашу страну на 66-е место из 169 стран по уровню человеческого развития», и за период с 1990 по 2010 г. ИЧР в Казахстане увеличился на 10% или в среднем на 0,5% в год.
Президент Республики Казахстан в Послании «Новый Казахстан в новом мире» упомянул об «умной экономике», которая предполагает развитие интеллекта человеческого капитала. Без качественных знаний специалистов невозможно войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран. Плоды научно-технического прогресса, высокие технологии и инновационное производство требует компетентных человеческих ресурсов. Поэтому проблема подготовки инновационных кадров была и будет актуальна.
Человеческий капитал, - как определяют его большинство экономистов, - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг.
Образование и здравоохранение - это факторы долговременного действия. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности. Охрана здоровья делает человека способным к более интенсивному и продолжительному труду.
Одним из важнейших факторов роста спроса на образование со стороны потенциальных работников выступает желание получить, прежде всего, долгосрочные выгоды. Такие выгоды могут быть представлены частично в виде более высоких заработков, частично как более широкий доступ и интересной, перспективной и приятной работе, отчасти в виде престижа или повышения удовлетворения от нерыночной деятельности в будущем.
Человеческие ресурсы, обладая способностью наращивать доходы в перспективе, относятся к человеческому капиталу, объем которого увеличивается профессионально-образовательной подготовкой, длительность и эффективность использования - охраной здоровья, воспроизводство в следующем поколении - рождаемостью. Вовлекаясь в производственный процесс макроэкономики, человеческий капитал служит индикатором экономической дееспособности страны. Согласно исследованиям Всемирного банка, формирование уровня ВВП на 80% зависит от человеческого капитала, качественный и количественный состав которого улучшается инвестициями. Представляясь в виде «затраты - доходы», инвестиции в человеческий капитал наращивают стоимость человеческих ресурсов (см. таблицу).
Структура человеческих инвестиций
Вид инвестиций Субъект инвестирования
Направление Назначение
Общее образование и профессиональная подготовка Рост объема человеческого капитала Индивид - собственное вложение на укрепление здоровья, накопление знаний и навыков, миграцию и медицинское обслуживание.
Семья - затраты родителей на воспитание и обучение ребенка до достижения им трудоспособного возраста;
Хозяйственная и общественная организация - их расходы на профессиональную подготовку и повышение квалификации работника;
Государство - издержки государственного бюджета на образование, культуру и здравоохранение
Охрана здоровья, безопасность труда и рекреационные услуги Продление срока службы человеческого капитала
Воспитание детей и молодежи Воспроизводство человеческого капитала в следующем поколении
Рекрутинговая деятельность Применение человеческого капитала
Информация о конъюнктуре рынка труда и соотношение цены на рабочую силу с доходами Снижение фактора неопределенности и риска при вложении в человеческий капитал
К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор «человеческого капитала».
Индустриально-инновационное развитие страны подразумевает высокие качественные параметры работников. Естественно, чем выше качество специалиста, тем больше вероятность успешного освоения им сложных технологий и технического оборудования. Анализ трудовой ситуации показывает, что в Казахстане на данный момент уровень профессионализма работников далеко не адекватен современным научным и техническим достижениям, что значительно затрудняет подъем экономики, тормозит инновационные процессы. Отдельные отрасли экономики, к примеру, нефтегазовая, машиностроение, металлообработка и другие, в процессе начавшейся модернизации, обновления основного капитала столкнулись с острой нехваткой высококвалифицированных специалистов, которых национальный рынок труда пока еще представить не может.
Например, и Россия, и Казахстан - нефтегазодобывающие страны, сумевшие за счет природных богатств не только обеспечить сравнительно нормальное функционирование социальных институтов, но и создать стабилизационные фонды, обеспечивающие финансовую устойчивость. Что касается нехватки квалифицированных кадров, то существовала надежда, что их дефицит может быть устранен с помощью западных специалистов. Но в привлечении иностранных специалистов наши страны проигрывают Великобритании, Германии, Канаде, США, Франции.
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев считает, что не следует конкурировать с Западом в вербовке умных иностранцев. Есть, например, опыт Малайзии, подтверждающий, что выход из тупика - улучшение качества человеческого существования, вложение инвестиций в собственный народ. И здесь многое зависит от развития образовательной сферы.
Понятно, что малонаселенному Казахстану с небольшим внутренним рынком войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира возможно только за счет опережающего человеческого развития и высокого уровня накопления человеческого капитала. Тем более что в отличие от невозобновляемых природных ресурсов человеческий капитал, находясь в постоянном динамичном развитии, неисчерпаем. Собственно наличие богатых природных ресурсов может лишь способствовать, но не сможет обеспечить устойчивый экономический рост. Более того, они будут ставить страну в высокую степень зависимости от конъюнктуры мировых рынков нефти, металлов, руд и т. п.
Страны мира, стремясь укрепить свои конкурентные позиции, стараются развить человеческий (интеллектуальный) капитал. Например, в США суммарное вложение в человеческий капитал составляет 26% валового внутреннего продукта. Но этот уровень уже считается недостаточным для лидирования США в научно-технических инновациях. Выступая 27 апреля 2009 г. на ежегодном собрании американской Национальной академии наук, президент США Барак Обама заявил: «Мы не просто достигнем, мы превысим уровень времен космической гонки, вкладывая средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавая новые стимулы для частных инноваций, поддерживая прорывы в энергетике и медицине, и улучшая математическое и естественнонаучное образование».
В стратегическом планировании Китая особое место отводится сфокусированным мерам повышения благосостояния населения. К 2020 г. Китай планирует достижение общества средней зажиточности, а к 2050 г. - выход на уровень жизни развитых стран. Доля городского населения в период с 2000 по 2020 г. должна вырасти с 36,2 до 56%.
Такие успешные страны как Малайзия, Южная Корея, Япония в свое время также сделали ставку на инвестиции в человеческий капитал, что и позволило им создать образцы «экономики знаний».
Сегодня уже не является аксиомой, что все наиболее развитые страны мира успешны в своем развитии за счет инноваций. На наш взгляд, массовый спрос на качественный человеческий капитал предъявляет только инновационная, а не сырьевая экономика. И вот здесь ситуация не очень благоприятная. У нас сегодня люди ориентированы на получение сырьевой и административной ренты, а не технологической ренты, которая является следствием движения к инновационной экономике. Поэтому надо думать не только о предложении, но и о расширении спроса на дорогой человеческий капитал через движение к инновационной экономике.
В современных условиях, в эпоху становления и развития «экономики знаний», главным производственным и стратегическим ресурсом становится интеллект нации, в плане получения знаний и информации, что в значительной мере изменяет характер конкуренции на мировых рынках и определение места страны в международном разделении труда. Вполне логично сказать, что, по сути - это конкуренция человеческих потенциалов разных стран.
На основе этого опыта Казахстан намеревается переломить ситуацию в образовательной сфере. Тот факт, что руководство республики осознает эту проблему, и те изменения, которые уже происходят, позволяют делать в целом положительные прогнозы. В первую очередь, планируется увеличить расходы на образование, ожидается, что объем ежегодных средств на науку к 2012 г. составит 350 млрд тенге, или более 5% от всего объема ВВП.
Вхождение в глобальную хозяйственную систему с ее современными технологиями требует все большего количества активных людей высокого интеллектуального уровня, способных обеспечить конкурентоспособность и социальное благополучие страны. Согласно концепции человеческого развития ПРООН одним из компонентов, стимулирующих активность человеческих ресурсов, является социальная политика, напрямую связанная с расширением человеческих возможностей, и социальные вложения рассматриваются как «инвестирование в людей».
С экономической точки зрения инновации обеспечивают высокий экономический рост, по логике, в свою очередь способствующий высокому уровню и качеству жизни населения, являющихся одним из важнейших его показателей. С другой стороны, высокому уровню благосостояния соответствуют высокий уровень культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки, хорошее состояние здоровья, являющиеся важнейшими факторами повышения инновационной активности, особенно в условиях формирования новой экономики, основанной на максимальном использовании знаний людей и всего человеческого потенциала в масштабах страны. В то же время рост благосостояния играет роль двигателя развития экономики, создавая и расширяя спрос на товары и услуги лучшего качества. И, наконец, меры, направленные на повышение качества жизни населения (к примеру, улучшение жилищных условий, транспорта телекоммуникаций, здравоохранения и т.д.), повышая уровень жизни, одновременно способствуют модернизации соответствующих и развитию сопутствующих им отраслей, одновременно при этом обеспечивая занятость населения.
Инновационная составляющая человеческого капитала определена как способность работника вырабатывать и эффективно реализовывать как свои, так и сторонние новые идеи и проекты. В основе инновационной составляющей человеческого капитала лежит инновационное мышление работника. Главными его характеристиками являются, с одной стороны, углубление уже полученных знаний, а с другой стороны, выработка (приращение) новых знаний, т.е. добавление ранее не известных знаний к уже существующим знаниям.
Исходя из этого определено место инновационной составляющей в составе человеческого капитала: инновационная составляющая человеческого капитала - это совокупность умственных (интеллектуальных) способностей работника по разработке (генерации) и реализации новых знаний (см. рисунок).
Инновационная составляющая человеческого капитала
Второй важной характеристикой инновационной составляющей человеческого капитала является инновационная активность работника, выступающая источником генерации новых знаний. Инновационная активность - это основанная на знании, осознанная, нравственно ориентированная способность собирать, накапливать и перерабатывать все нарастающие потоки информации.
К другим качествам, лежащим в основе инновационной составляющей человеческого капитала, следует отнести:
жизнеспособность человека - способность к воспроизводству; работоспособность - способность выполнять определенную работу в необходимом количестве и необходимого качества в целях повышения профессиональной конкурентоспособности;
способность к адаптации - способность воспринимать нововведения и адаптироваться к ним, изменять свое сознание и поведение;
способность к обучению - способность приобретать новые умения, знания, навыки (обучение новым профессиям, самостоятельное получение новых научных, профессиональных, культурных знаний и др.).
При формировании и развитии инновационной составляющей человеческого капитала определяющую роль, на наш взгляд, может играть мотивация труда, которая также должна соответствовать новым требованиям инновационной экономики. Формирование эффективной системы мотивации возможно на основе принципов надежности, безопасности (физической, юридической, социальной), нацеленности на результат, справедливости вознаграждения, самореализации, обратной связи.
Таким образом, в целях улучшения функционирования рабочей силы и обеспечения ее воспроизводства, требуется отвлечение средств в человеческий капитал, уровень которого зеркально отражает образование, профессионализм, предпринимательскую способность и уровень менеджмента, свободу перемещения труда и качество труда, здоровье, культуру и традиции народа. Если США провозгласили свою модель образования инструментом обороны и власти, движущим нацию к процветанию, то и Казахстану следует отойти от стандартной грамотности и функциональной образованности к более высокой планке, придав человеческому капиталу приоритетное значение в инвестировании. Время не стоит на месте и в современном мире выдвигаются вперед те страны, которые в качестве стратегического ориентира избрали непрерывный процесс повышения объема человеческого капитала, новых знаний и сфер их применения, генерацию инновационного типа мышления.
А. К. Макашева
(Республика Казахстан, г. Астана)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 8421