СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Кадровая проблема в развитии туристского кластера Республики Казахстан

Сектор туристской индустрии Казахстана определен одним из экономических приоритетов государства на долгосрочный период в числе семи кластеров, определяющих специализацию экономики страны в несырьевых отраслях, что свидетельствует о значимости, которое придается данной отрасли как одному из важных факторов социально-экономического развития государства [1].

На сегодня стоит задача создания конкурентоспособной туристской индустрии и превращения Казахстана к 2011 г. в центр туризма Центрально-Азиатского региона.

Туризм - деятельность, непосредственно связанная с отдыхом, досугом, спортом и общением с культурой и природой, которая должна планироваться и практиковаться, как средство индивидуального и коллективного совершенствования. К сожалению, на сегодняшний день, туроператоры региона не имеют конкретного представления какой вид туризма необходимо развивать. Причинами того, являются отсутствие координирующего органа, который мог бы способствовать комплексным и согласованным действиям всей туристской индустрии региона, а также слабая маркетинговая составляющая туристских предприятий. Учтем, что кроме туристских фирм косвенными поставщиками туристских услуг также являются рестораны, гостиницы и организации, занимающиеся безопасностью, перевозкой туристов и т.д. [2].

В этой связи необходимы меры по обеспечению эффективного функционирования туристического кластера. Особенностью кластерного подхода в туристской деятельности является то, что достигнутая одной или несколькими фирмами высокая конкурентоспособность имеет свойство распространяться на ее маркетинговую микросреду: поставщиков, конкурентов, посредников и потребителей. Туристский кластер

- это группа географически локализованных в определенном регионе, взаимосвязанных туристских компаний, обеспечивающих развитие инфраструктуры и использование современных технологий ведения бизнеса, направленный на формирование конкурентоспособного туристского продукта.

Ядром туристического кластера служат организации и предприятия, чья деятельность непосредственно связана с туризмом:

туристские операторы, т.е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

туристские агентства, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

предприятия - производители туристских услуг (гостиницы, кемпинги, здравницы, базы отдыха и др.).

Сегодня существует ряд проблемных вопросов, решение которых позволит достичь намеченной цели - становления Казахстана, как международного туристского центра с развитой системой сервиса и инфраструктуры:

1) недостаточное развитие туристской и транспортной инфраструктуры.

Материальная база объектов размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения, характеризуется высокой степенью морального и физического износа. На сегодняшний день масштабы туризма, виды, качество и предложения мест проживания для туристов не соответствуют международным требованиям;

2) невысокий уровень сервиса и труднодоступность знаковых исторических мест. Учитывая, что развитие туризма напрямую связано с состоянием транспортной инфраструктуры, существенной проблемой становится ограниченность географии пассажирских авиа- и железнодорожных перевозок, отсутствие гибкой системы льгот и скидок на проездные билеты всех видов транспорта для групповых поездок туристов как для внутренних, так и для въезжающих туристов;

3) слабый уровень подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и отсутствие научной базы туризма.

Одной из основных проблем, препятствующих развитию туризма, является отсутствие специализированных туристских кадров в обслуживающей сфере. Это относится не только к проблеме отсутствия квалифицированного персонала на объектах индустрии туризма, но и к качеству подготовки кадров для туристской отрасли. Речь идет не только о менеджерах по туризму, но и об обслуживающем персонале. Почти по всему Казахстану работу администратора выполняет не квалифицированный работник, который имеет образование совершенно другой направленности. Отсюда и не знание основ этики и психологии, неумение общаться с людьми, отсутствие знания иностранных языков, что очень важно при обслуживании зарубежных гостей. В настоящее время в Казахстане насчитывается 28 вузов, которые ведут подготовку менеджеров туризма. Несмотря на то, что подготовка специалистов началась еще в 1990-е гг. прошлого столетия Казахстан испытывает серьезную недостаточность в квалифицированных кадрах в сфере туризма. Основная причина недостаточный уровень знаний у преподавательского состава вузов о туристском потенциале Казахстана и отсутствие опыта работы в туристской индустрии. Как правило, в них ведется обучение без учета рекреационных особенностей страны, в результате чего большинство выпускников не в состоянии в полной мере выполнять туроператорские функции;

4) низкое качество предоставляемых услуг в туристской индустрии.

Проблема взаимосвязана с предыдущей, так как низкое качество в обслуживающей сфере ведет к низкому качеству предоставляемых услуг на объектах индустрии туризма. Кроме того, это относится к срокам оформления туристских виз в Казахстан, процедурам регистрации, таможенному и паспортному контролю иностранных туристов.

Как гласит концепция Высшей школы гостиничного и ресторанного сервиса в Лозанне - всемирно известного учебного заведения, которое уже более ста лет готовит гостиничных менеджеров, «в сфере туристическо-гостиничных услуг может работать тот человек, который испытывает потребность в оказании услуги другому человеку и от этого в высшей степени получает удовлетворение». Но подобная потребность из ничего не возникает. Если между понятиями «услуга» и «прислуживание» ставился жирный знак равенства, горничные и коридорные в гостиницах советского образца ходили с выражением английской королевы, а чтобы попросить чистое полотенце, нужно было записываться на прием, о философии гостеприимства говорить сложно. Конечно, речь не обо всех, но многие именно с таким «багажом»- убеждением вступили в рыночную экономику [4].

Несмотря ни на что, туристская сфера - весьма перспективный рынок труда, нуждающийся во вливании молодых, обученных кадров с психологией работать на благо людей.

Сейчас туризм как одна из динамично развивающихся сфер народного хозяйства приобретает особое значение в повышении экономического потенциала региональной территориальной системы. В свою очередь вопросы кадровой политики содействуют реализации потенциала туристской отрасли, особенно в условиях рыночной экономики. Необходимо вовремя реагировать на часто изменяющиеся требования и потребности туристской отрасли. От квалифицированности персонала зависит качество сервиса в туристических базах, гостиницах, ресторанах и т.д.

Кластерный подход для экономики Казахстана является относительно новым инструментом развития рынка. Например, в рамках Программы развития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010-2014 гг. будет реализован проект создания до 2013 г. туристского кластера вдоль транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай». Данный проект предполагает создание объектов размещения и придорожной инфраструктуры, центров отдыха, развлечений и обслуживания.

Туристский кластер представляет собой взаимодействие организаций различных сфер деятельности. В структуру кластера входят субъекты туристской индустрии (турфирмы, турбазы, гостиницы), транспортные (автовокзалы, автобусные парки, служба такси), медицинские (больницы, поликлиники, медицинские центры), образовательные (вузы, ссузы), финансово-кредитные (банки, фонды) и другие организации. Все они в совокупности образуют единый комплексный туристский продукт области.

Как бы не была развита инфраструктура и материально - техническая база туризма, без компетентного персонала она не сможет прогрессировать. Само наличие кадров содействует увеличению емкости туристского рынка. Туристскому рынку требуются компетентные менеджеры, инструкторы, гиды-переводчики, медперсонал, официанты.

Республиканский туристский рынок на сегодняшний день имеет ряд актуальных проблем, а именно [3]:

1) низкое качество обслуживания в объектах туристической индустрии, т.е. персоналу туристских объектов не хватает навыков гостеприимства, знания английского языка;

2) несовершенство связей сферы образования и производства приводит к несоответствию потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах для туристической отрасли и их предложения;

3) отсутствие работников с туристическим образованием в некоторых турфирмах;

4) несовершенство туристского образования. Наблюдается неразвитость научно-методической и материально-технической базы учебных заведений.

По мнению В.С. Никитинского - доктора педагогических наук, главными проблемами подготовки туристских кадров в Казахстане сегодня является:

чрезмерная академичность профильного высшего образования, при явном недостатке практических навыков у студентов;

содержание государственного стандарта образования (ГОСО) не соответствует требованиям рынка труда в сфере туризма и сервиса;

не хватает современных, соответствующих требованиям бизнеса, учебных средств (учебников, учебных пособий и электронных материалов на государственном языке, оборудования, туристических снаряжений);

несоответствие учебных обучающих программ и качества обучения степени развития туристского рынка, что является одной из главных причин невостребованности значительной части выпускников вузов ссузов, получивших дипломы по специальности «Туризм», «Сервис».

Важной составляющей туристского кластера является образовательный блок, предусматривающий комплексную систему подготовки кадров для всех многочисленных сфер туристской индустрии.

Образовательные учреждения являются важными субъектами туристского кластера.

В данный момент в республике растет количество работников туристского рынка. Это связано с пониманием перспективности туристской профессии и ростом турфирм. Если количество туристических фирм в 2004 г. было всего 9, то в 2010 г. их было 46 ед.

Жизнеспособность туристского кластера находится в непосредственной связи с уровнем интеллекта и способностями человеческого капитала. От профессионализма туристских специалистов зависит качество туристского продукта, рациональная организация менеджмента, эффективность маркетинговых исследований. Для решения кадровой проблемы следует осуществить комплекс концептуальных мер, и тогда местный туризм сможет реализовать свой потенциал.

Для решения проблем туристских кадров для потенциального туристского кластера предлагаем следующие меры [2]:

постоянно проводить курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и улучшать качество их организации. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам туристской деятельности», принятый в 2008 г. дал возможность работодателям ввести курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров совместно с ассоциациями и образовательными организациями. Общие требования, предъявляемые к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области туризма, включают наличие в организации туристской отрасли: 1) в Уставе (Положении) нормы по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; 2) рабочих учебных планов и программ по повышению квалификации специалистов;

совершенствовать научно-методическую базу туристского образования. Мероприятия данного направления включают улучшение качества учебных программ, содержания научно-учебной литературы, использование опыта мировых лидеров образования в технологиях обучения, внедрять современные методы обучения;

высококачественная организация практик студентов и магистрантов. Та как практика является базой для проявления знаний, формирования умений и навыков будущего профессионала;

совершенствование материально - технического оснащения учреждений туристского образования;

проводить маркетинговый анализ туристского рынка. Это необходимо для выявления тенденции потребностей рынка в специалистах, их критерий предъявляемых к набору качественных характеристик специалиста;

необходимо привести туристское образование в соответствие с международными стандартами. Следует внедрять принципы системы сертификации качества туристского образования Всемирной туристской организации «UNWTO - TEDQUAL». Цель блоков программ, предусмотренных этой системы - улучшение качества туристского образования, учебных и исследовательских программ, для этой цели критериями оценки были определены их поиск.

расширить базу подготовки специалистов;

организация стажировок в зарубежных учебных заведениях, признанных мировых туристических центрах, турфирмах и других организациях туристической сферы;

налаживание связей туристских организаций в области обучения студентов, проведение стажировок и различных практик: научноисследовательские, преддипломные, производственные.

Подготовка специалистов в нашей отрасли идет не по госзаказу, не финансируется государством, люди сами платят за свое обучение. И, хотя существует конкуренция вузов, даже с точки зрения психологической готовности молодого человека к предоставлению услуг его подготовка весьма проблематична.

Чтобы подготовить специалиста, который бы соответствовал европейскому и мировому уровню, нужно создать в учебном заведении профессиональную ауру. А она появится лишь тогда, когда вуз преимущественно подчинен именно этому направлению.

Литература

1. Государственная программа развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 гг. : указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2006 г. № 231.

2. Кораблев, В. А. Проблемы качества туристского образования и кадрового обеспечения индустрии туризма в Казахстане [Текст] / В. А. Кораблев // Современное образование. 2009. № 1. С. 22-27.

3. Общие требования, предъявляемые к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области туризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа : kaztour-association.com /kta4-1.htm.

4. Проблемы кадров для гостиничного хозяйства [Электронный ресурс]. Режим доступа : otel-e.com.




А К. Макашева (Республика Казахстан, г. Астана)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601