Экотуризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового туризма. Несмотря на полувековую историю, эта отрасль до сих пор не имеет четких границ.
В современной научной литературе экотуризм - одно из наиболее обсуждаемых и исследуемых направлений. Тем не менее, до сих пор не существует единого универсального определения понятия «экологический туризм». Изучив имеющиеся в научной литературе толкования и подходы [2; 3; 5-12], мы сформулировали свои определения экотуризма и экотуристических дестинаций.
Экотуризм - любые виды туризма, осуществляемые на экологически чистых, в том числе и особо охраняемых территориях, с соблюдением ряда жестких правил, обеспечивающих минимальное вмешательство в природные экосистемы и, по возможности, способствующие их дальнейшему сохранению или восстановлению. Первично воздействие на среду, а не цель тура. Она может быть любой, за исключением противоречащих концепции экотуризма (охота, рыбалка, целенаправленный сбор ягод и грибов)
Экотуристические дестинации - дестинации, привлекательность которых для туристов обусловлена состоянием экологии на данной
территории или связана с ней. Своеобразие экотуристических дестина- ций состоит в приоритете сохранения природы, что создает ряд ограничений на виды туров, на поведение и количество туристов, а также на инфраструктуру дестинации. Эти ограничения являются способом защиты экотуристической дестинации от «вытаптывания» туристами и унификации.
В Свердловской области развивается ряд природных парков, обладающих огромным экотуристическим потенциалом, в том числе «Оленьи Ручьи», «Река Чусовая», «Припышминские боры», «Бажов- ские местам), «Денежкин камень» и многие другие. Целью нашей работы была выработка принципов и рекомендаций, которые смогут внедрить экотуристические дестинации Свердловской Области в ходе реализации концепций своего развития [4]
В ходе работы мы выделили три специфические проблемы природных парков Свердловской области. Это, во-первых, дисбаланс видов туризма, выражающийся в использовании природных парков как унифицированных мест отдыха, высокая доля «шашлычного» туризма, наносящего вред уникальным экосистемам. Во-вторых, это проблема контроля поведения туристов и борьбы с варварским отношением к окружающей среде, обусловленная недостаточностью мер пресечения в действующем законодательстве [1]. В-третьих, это слабость сопутствующей транспортной и туристической инфраструктуры.
На основании анализа научного знания, а также российской и зарубежной практики экотуризма, мы предложили следующие рекомендации для экотуристических дестинаций Свердловской Области: жестко соблюдать приоритет сохранения природных ресурсов при создании туристского предложения; постепенно формировать нужные по количеству и составу туристические потоки; максимально эффективно использовать существующие маршруты, ресурсы, оборудование парков; контролировать соблюдение туристами правил, защищающих природу; способствовать развитию традиционной туристской инфраструктуры вблизи природных парков, но не на их территориях.
В качестве одного из способов развития дестинации мы предложили алгоритм выбора дополнительных видов туризма, который кратко можно изложить в виде 7 этапов:
1- й этап - определение пропускной способности и ограничений данной территории силами специалистов природного парка;
2- й этап - определение целевой группы туристов. Смещение баланса от «шашлычного» спроса в сторону осознанного туризма;
3- й этап - определение подходящих видов туризма для предложения на территории природного парка. Примерный набор рекомендуемых нами туров: спортивно-экологические (велотуры, лыжные, йога-туры, скандинавская ходьба, выездные тренировки, водный спорт, трекинг), туры делового и обучающего характера (семинары, тимбилдинг, мастер-классы и иные мероприятия, безвредные для среды), детский экотуризм (маршруты для семей и детских коллективов, общение с животными, новогодние туры), экологический отдых (расслабление и наслаждение природой), туры для иностранцев (маршруты с переводчиками, туры для наблюдения за птицами (так называемый бердвот- чинг)) и т.д.;
4- й этап - предварительное планирование туристских потоков. На этом этапе нужно для каждого тура определить допустимый график его проведения и количество туристов в группе. На этом же этапе мы рекомендуем провести исследование потребительского спроса;
5- й этап - предварительное определение круга партнеров и формирование требований к ним. Мы считаем, что для развития экотуризма в природных парках Свердловской области обязательно привлечение бизнеса, в первую очередь профессионалов туристической сферы;
6- й этап - формирование требований к цене. Мы рекомендуем предварительно оценить себестоимость и уровень желаемой прибыли от выбранных туров, в результате чего может быть сформирована предварительная цена. Цена должна обеспечивать получение прибыли природным парком и партнерскими организациями, но при этом оставаться конкурентоспособной;
7- й этап - анализ экономической эффективность выбранных вариантов, установление контактов с партнерами и начало реализации намеченных планов.
Литература
1. Уголовный Кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.
2. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт [Текст] / ред.-сост. Е. Ю. Ледовских,
Н. В. Моралева, А. В. Дроздов. Тула, 2002.
3. Сергеева, Т. К. Экологический туризм [Текст] / Т. К. Сергеева. М.,
2004.
4. Основные положения Концепции развития СОГУ Природный парк «Оленьи ручьи» до 2020 года.
5. Ceballos-Lascurian, H. Tourism, ecotourism, and protected areas // Ecotourism and Resource Conservation: A Collection of Papers / ed. by J. Kusler. Madison, WI: Ecotourism and Resource Conservation Project, 1991. V. 1.
6. Lindberg K., Hawking D. Ecotourism: A Guide for Planners and Managers. North Bennington (USA): The Ecotourism Society, 1993. Vol. 1.
7. Boo, E. Ecotourism : The Potentials and Pitfalls [Text] / E. Boo. World Wildlife Fund, Washington, D.C. 1990. Vol. 1, 2.
8. Western, D. Defining Ecotourism // Ecotourism: A Guide for Planners and Managers. [Text] / D. Western. North Bennington (USA): The Ecotourism Society, 1993.
9. Bieger, T. Management von Destinationen und Tourismusorganisationen [Text] / T. Bieger. 3., ueberarb. und erw. Aufl. Wien : Oldenbourg, 1997.
10. Althof, W. Incoming-Tourismus [Text] / W. Althof. Wien : Oldenbourg,
1996.
11. Kaspar, C. Die Tourismuslehre im Grundriss [Text] / C. Kaspar. 5., ueberarb. und erg. Aufl. Wien: Haupt, 1996. - 194 S.
12. The German Ecotourism Market. Madrid: UNWTO, 2002.
Е. В. Курилова, О. В. Коныгина
(Россия, г. Екатеринбург)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 1290