СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Возможности использования модифицированной матрицы Бостонской консалтинговой группы для продвижения вуза на рынке образовательных услуг

Под портфелем услуг профессионального образования понимается совокупность услуг, которые оказывает высшее учебное заведение в данное время или на определенный период времени.

Для управления портфелем услуг профессионального образования предлагается провести их анализ с целью выявления наиболее перспективных направлений деятельности высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.

Следует выделить следующие особенности услуг профессионального образования:

неосязаемость оценить качество предоставляемой услуги возможно лишь в процессе ее оказания;

нетранспортабельность услуги неотделимы от образовательного учреждения;

риск связан с получением профессии, квалификации, знаний и трудовых навыков;

несохраняемость услуги потребляются в момент их оказания, т. е. не складируются. Кроме того, научно-технический прогресс приводит к быстрому устареванию знаний;

воздействие обучающей деятельности будущий молодой специалист зачастую принимает прямое участие в процессе обучения;

временная разделенность между приобретением образовательной услуги и получения соответствующего конечного результата;

узнаваемость знаний наличие специальных знаний, ориентированных на подготовку кадров конкретных профиля и квалификации.

Таким образом, в качестве базовой единицы исследования выступает «конкретный вид услуг профессионального образования», который востребован на рынке труда. Рассмотрим активность рынка труда в России в 2005-2008 гг. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ количество занятых приходится на следующие сферы экономической деятельности: обрабатывающие производства;

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

транспорт и связь; образование;

здравоохранение и предоставление социальных услуг.

Следует также отметить, что практически по всем видам экономической деятельности к 2008 г. наблюдается снижение численности занятых, что, прежде всего, связано с мировым финансовым кризисом в июле 2008 г. Пик занятости населения приходится на 2007 г.

При этом наиболее востребованными позициями в 2008 г. стали: обрабатывающие производства; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение; здравоохранение и предоставление социальных услуг; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; транспорт и связь; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; образование.

Таким образом, последующий анализ будет проводиться именно по этим направлениям подготовки специалистов.

Для управления портфелем услуг профессионального образования предлагается использовать матрицу Бостонской консалтинговой группы, модифицированную таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить ее основные достоинства, включая простоту визуального восприятия и привычную терминологию, а с другой стороны использовать ее для анализа портфеля услуг профессионального образования с учетом их особенностей.

В качестве характеристики каждой группы услуг (горизонтальной оси модифицированной матрицы) выступает параметр К (доля рынка) и (вертикальной оси матрицы) параметр Т (востребованность на рынке).

В качестве характеристики каждой группы услуг (горизонтальной оси модифицированной матрицы) выступает параметр К «удельный вес числа вакантных мест по одному из направлений в общем объеме требуемых работников по видам экономической деятельности» в течение базового периода. В данном случае 1 год (2008 г.).

Для каждой группы специальностей параметр К вычисляется по следующей формуле:

К = (У, / Y0) х 100%, (1)

где Y0 суммарный объем требуемых работников за отчетный период (2008 г.); Y, объем вакансий i-й группы за отчетный период.

Результаты расчета представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты расчета параметра К

2008 г.

Вид экономической деятельности тыс. удельный

вес К, %

Всего в экономике В том числе: 879,606 100

обрабатывающие производства 100,897 11,47

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 39,597 4,50

транспорт и связь 107,417 12,21

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 125,92 14,32

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 143,834 16,35

образование 42,888 4,88

здравоохранение и предоставление социальных услуг 133,182 15,14

В качестве второй характеристики группы товара (вертикальной оси матрицы) выступает параметр Т «удельный вес числа вакантных мест в темпе изменения спроса на рынке труда» в течение анализируемого периода по линейному тренду.

Линейный тренд позволяет сделать вывод о направлении движения показателя под воздействием множества факторов.

Формула линейного тренда функции объема реализации представляет собой традиционное уравнение полинома первой степени:

Y0 A0 x X + Дэ A0 x X + Bo, (2)

где Y0 расчетный объем спроса на рынке труда; X расчетный период (год); Л0 расчетное изменение (приращение или спад) спроса по сравнению с предыдущим расчетным периодом; В0 константа уравнения, которая может быть интерпретирована как теоретический объем спроса в начальный период (2005 г.).

Параметр Т определяет характер и размер вклада каждой группы вакансий в изменение суммарного темпа спроса на рынке труда и определяется для каждой группы отдельно по формуле:

Т (Л, / A0) x 100%, (3)

где Л, коэффициент тренда i-й группы в течение отчетного периода; Л0 коэффициент тренда суммарного объема реализации в отчетном периоде.

Результаты расчета параметра Т приведены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты расчета параметра Т

2008

Вид экономической деятельности А Параметр

Т, %

Всего в экономике В том числе: 81,157 100

обрабатывающие производства 4,7315 5,83

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 6,4588 7,96

транспорт и связь 10,618 13,08

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4,838 5,96

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 19,832 24,44

образование 2,0503 2,53

здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,713 13,20

Таким образом, для каждой группы вакансий можно определить пространство координат, где одна из них К «доля рынка», а другая Т «востребованность на рынке».

После вычисления данных значений для каждой группы получаем параметрический график (см. рисунок).

Трудные дети Звезды

Собаки ¦

Коровы

¦

¦ ¦

¦

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18

параметр К Модифицированная БКГ матрица портфеля услуг профессионального образования

Полученная матрица позволяет сделать следующие выводы.

Экономическую деятельность «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» следует отнести к «коровам», так как вакансия характеризуются достаточно высокими объемами спроса, но в то же время темп роста не превышает лимитного уровня 15% и практически не подвергается изменениям. Это обусловлено тем фактом, что целевой сегмент данных групп услуг составляет достаточно устойчивая потребительская группа при среднем уровне оплаты труда. Отсюда следует, анализируемые вакансии находятся на стадии зрелости.

Экономическая деятельность «Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение» относится к «звездам»: высокий рост рынка и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять или увеличивать.

Остальные группы вакансий попадают в квадрант «собаки»: низкий рост и низкая доля на рынке.

Таким образом, при подготовке специалистов вузам следует обратить внимание на два направления: здравоохранение и государственное управление.

Следует отметить, что для повышения степени достоверности прогнозов востребованности на рынке услуг профессионального образования необходимо совершенствовать предлагаемую методику расчетов, включая в нее компетентностный, сценарный подходы, расширяя круг используемых статистических данных и горизонт прогнозирования.




Е. В. Долженкова (Россия, г. Нижний Тагил)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601