Следует различать такие экономические понятия, как «спрос», «потребность», «нужда». Нужда это необходимость для потребителя иметь в своем распоряжении обобщенные товары: еду, одежду, жилье и т.п. Потребность необходимость во вполне конкретном товаре: молоке, платье, даче. Спрос это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить и ценами на этот товар, т.е. можно сказать, что это потребности, которые покупатель может удовлетворить в настоящий момент времени с учетом дохода своего домохозяйства.
Под домохозяйством понимается субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельное хозяйство индивида или, чаще, группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство. Следует также подчеркнуть, что любое домохозяйство стремиться удовлетворить неограниченное количество потребностей при ограниченном доходе, которым оно располагает. Ограниченность заставляет людей делать выбор относительно использования ресурсов для удовлетворения потребностей. При этом любое экономическое решение связано с альтернативной стоимостью, т. е. стоимостью, от которой приходится отказываться, поскольку выбрано иное решение.
Кроме того, основой человека как личности является его собственная активность, которая может проявляться в отношениях по удовлетворению потребностей.
Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связана с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет.
Таким образом, источником активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками:
любая потребность имеет свой предмет;
всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;
потребность обладает способностью воспроизводиться.
Существуют разнообразные классификации потребностей. Так, по мнению известного психолога А. Маслоу, потребности человека образуют пирамиду. В основании пирамиды лежат биологические потребности (в воде, пище и др.); над ними находится потребность в безопасности (в порядке, защищенности, устойчивости); выше размещаются потребности в принадлежности и любви (в принадлежности к группе, в признании и принятии); еще выше потребность в уважении, престиже (в компетентности, уважении, авторитете); следующий ряд образуют познавательные потребности (стремление знать, исследовать); далее расположены эстетические потребности (в гармонии, симметрии, красоте, порядке) и, наконец, потребность в самовыражении, в самоактуализации (в реализации своих целей, способностей). Между потребностями существует иерархическая зависимость. Вышележащие потребности начинают управлять поведением человека только после того, как будут реализованы потребности более низкого уровня (см. рисунок).
Согласно теории Мак-Клелланда, людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей, потребность успеха удовлетворяется доведением работы до удачного завершения, потребность в причастности выражается в заинтересованности личностью в компании знакомых, в оказании помощи другим и налаживании дружеских отношений.
В отношении домохозяйств интересна классификация потребностей, предложенная А.Ю. Черновым. В своем учебнике «Личные финансы» он разделил потребности домохозяйства на:
биологические потребности, связанные с воспроизводством здорового организма в течение максимально продолжительной жизни;
духовные потребности, дающие человеку положительные эмоции;
потребности в престиже потребности, с помощью которых человек может выделиться среди окружающих.
Следует отметить, что с ростом благосостояния домохозяйства удельный вес в семейном бюджете затрат на удовлетворение биологических потребностей снижается, но в то же время растет удельный вес расходов на удовлетворение потребностей в престиже. Количество духовных потребностей измеряется величиной свободного времени человека. Однако объем свободного времени ограничен, что связано с фондом времени, необходимым для удовлетворения всех биологических потребностей, а также времени работы для приобретения благ. При этом, чем больше члены домохозяйства работают, чтобы увеличить свои доходы, тем меньше времени остается на удовлетворение духовных потребностей.
Таким образом, ведение рационального домашнего хозяйства максимизация полезности при ограниченном доходе заставляет людей, входящих в домохозяйство, проявлять свою активность, обеспечивать поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром.
На основании вышеизложенного активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а обусловлена определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной.
Е. В. Долженкова, У. В. Пермякова
(Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 2258