СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Человеческие ресурсы инновационной экономики

Для того чтобы понять, что из себя представляют человеческие ресурсы инновационной экономики, для начала нужно разобраться, что такое человеческие ресурсы в общем. Это один из важнейших и при этом очень специфический вид экономических ресурсов. В нашем понимании это работники, которые имеют определенные профессиональные навыки, умения и могут использовать их при выполнении своей работы, т.е. в трудовом процессе. Изучение трудовых ресурсов является очень значимым в определении состояния рынка труда и экономики в целом. Почему же этот вид экономических ресурсов является таким специфическим? Во-первых, люди не только создают, но и потребляют; во-вторых, человек создание многогранное и представляет из себя, прежде всего, набор личностных качеств, поэтому для того, чтобы человек мог работать эффективно, нужно учитывать и этот момент, к каждому сотруднику относиться индивидуально. Учет интересов людей являются очень важной предпосылкой для улучшения функционирования организации.

Самое главное, что может нести в себе человек это информация. И именно та информация, которой он владеет, а так же его готовность ей поделиться, что определяет ценность человека в качестве экономического ресурса. Чтобы правильно управлять человеческими ресурсами необходимо, в первую очередь, создавать такие условия, в которых человек сможет не только обладать информацией, но и делиться ей в нужном месте, в нужное время. Человек продает эту информацию (которая может быть выражена как в каких-то знаниях, особенных умениях, так и в физической, рабочей силе) предпринимателю так же, как мог бы продать и любой другой товар. Безграничное разнообразие людей дает предпринимателю возможность выбирать себе сотрудников, которые действительно ему подходят, а работнику предприятие, которое будет его устраивать по факторам, которые формируются из личной мотивации.

Роль человека в условиях инновационной экономики становится иной более емкой и значимой, менее зависимой от обстоятельств и других людей, и, следовательно, более самостоятельной и творческой. Важнейшим экономическим свойством человека становится его индивидуальность. Человеческие способности всегда играли первостепенную роль в производстве. Но если раньше более ценен был труд физический, то сейчас это труд интеллектуальный. Естественно, что если человек тратит меньше сил на выполнение физической работы, то у него остается больше времени для саморазвития, повышения своих интеллектуальных способностей. Рост интеллектуального потенциала, в свою очередь, приводит к ускорению развития и улучшения различных технологий, к появлению чего-то нового. Человек обладает творческими, предпринимательскими способностями, продуктивность которых не имеет пределов. Именно поэтому в человеческих ресурсах скрыты наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования организации. Люди постоянно и осознанно стремятся к совершенствованию, повышению квалификации, обновлению знаний и профессиональных навыков. Главное отличие человеческих ресурсов состоит в том, что люди наделены интеллектом и их участие в экономике, в отличие от машин, носит осмысленный характер. Профессиональные знания, опыт, творческие, предпринимательские способности работников действительно обеспечивают экономическую эффективность и конкурентные преимущества организации в рыночной среде, в результате их деятельности достигаются как общие, так и личные цели. Таким образом, категория «человеческий потенциал» выступает центральной характеристикой роли и места человека в современной социально экономической системе.

Инвестиции в человеческие ресурсы в развитых странах мира выступают важнейшим фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности. При этом инвестиции в человека, в его интеллектуальный потенциал обладают безусловной выгодой, ибо дают длительный, ограниченный лишь биологическими параметрами времени, интегральный эффект .

Устаревание знаний, полученных в процессе среднего, среднего специального и высшего образования, стало слишком быстрым. В этой связи получила развитие система непрерывного образования.

Непрерывное образование и обучение становятся нормой жизни, а способность к постоянному приобретению новых знаний и умений рассматривается в современной экономике как самое важное качество рабочей силы. В экономике, основанной на знаниях и ведомой знаниями, стремление к познанию нового, творчество и гибкость являются наиболее значимыми характеристиками человеческих ресурсов. Предприниматели всё больше ценят в кадрах способность думать и учиться, искать нестандартные решения и адаптироваться к изменениям. Более того, обостряется конкуренция за таких людей, проводится их целенаправленный поиск, на который не жалеют средств. Крупные корпорации имеют специальные программы по привлечению и удержанию таких кадров. Используются различные системы мотивации труда и его оплаты, обеспечивается возможность повышения уровня знаний и приобретение наиболее дефицитных профессий.

Растут и государственные расходы на систему образования, а в рамках отдельных компаний и фирм все чаще организуется система непрерывного обучения всего персонала, который тем самым обретает перспективы служебного продвижения и роста благосостояния. Расходы на подготовку кадров внутри фирмы рассматриваются администрацией не просто как издержки на воспроизводство рабочей силы, а как долгосрочные инвестиции, дающие отдачу и способствующие повышению эффективности деятельности предприятия. Показательно, что во всех развитых странах действует система надбавок за рост квалификации. В большинстве случаев повышение квалификации не приходится оплачивать самому: это делает фирма.

К важнейшим качествам работников в «новой экономике» относят:

высокую способность и мотивацию к обучению; базовые навыки (умение работать с информацией, компьютерная грамотность);

умение организовать коммуникацию (способность артикулировать идеи и слушать);

адаптивность (творчество, формулирование и решение проблем);

навыки самосовершенствования (мотивация, постановка целей, индивидуальное развитие);

групповую эффективность (навыки межличностного общения, ведение переговоров и умение работать в команде);

навыки оказания влияния на других (организационная эффективность и лидерство) .

Современные «работники знаний» уже не имеют жесткой зависимости от организации, так как могут производить свой информационный продукт и вне ее структур, имея необходимые средства производства в личной собственности. Такой работник предлагает работодателю не свои способности к труду, а его результат, не рабочую силу, а потребительскую стоимость, воплощенную в том или ином инновационном продукте или новой производственной технологии.

В результате возникает ситуация, когда все большая часть персонала стремится работать вместе с организацией, например, обрабатывая ее информационные потоки, а не на организацию, т.е. складывается положение, когда организация больше нуждается в сотрудниках, чем они в ней. В связи с этим Билл Гейтс как-то заметил, что, «если из Microsoft уйдут 20 ведущих специалистов, компанию ожидает банкротство» .




А. А Демченко, К В. Главатских (Россия, г. Екатеринбург)


Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601