В эмпирической части исследования мы изучали личностные характеристики студентов будущих менеджеров.
Значения личностного потенциала студентов будущих менеджеров существенно отличаются от значений личностного потенциала уже работающих специалистов.
Наибольшие отличия наблюдаются в значениях интеллектуального и волевого потенциалов.
В таблице представлены результаты сравнения средних значений личностного потенциала студентов и специалистов.
Выраженность личностного потенциала у специалистов и студентов будущих менеджеров
Менеджеры | Студенты Достоверность
№ Показатели среднее значение, стандартное отклонение (М±а) различий
(^-критерий
Стьюдента)
Интеллектуальный потенциал
1 Базисный интеллект Значимо
21,2 ± 3,7 31,0 ± 5,4 p < 0,01
2 Интеллектуальная лабильность Значимо
(креативность) 10,8 ± 5,1 14,3 ± 5,7 p < 0,01
Волевой потенциал
1 Локус контроля 6,6 ± 3,5 13,7 ± 4,2 Значимо p < 0,01
2 Целеустремленность 13,8 ± 4,6 2,0 ± 5,7 Значимо p < 0,01
3 Решительность 8,1 ± 4,6 2,3 ± 6,4 Значимо p < 0,01
4 Инициативность 6,4 ± 4,3 4,0 ± 5,0 Значимо p < 0,01
5 Настойчивость 11,9 ± 5,8 4,3 ± 4,8 Значимо p < 0,01
6 Самообладание 8,3 ± 5,2 1,7 ± 6,4 Значимо p < 0,01
Коммуникативный потенциал
1 Эмпатия 7,0 ± 17,5 12,9 ± 17,7 Значимо p < 0,05
2 Тенденция к присоединению 10,9 ± 16,3 3,1 ± 20,4 Значимо p < 0,01
3 Сензитивность к отвержению -12,6±18,3 -8,6 ± 18,7 Незначимо
Интеллектуальный потенциал студентов отличается большими значениями базисного интеллекта, но меньшими значениями интеллектуальной лабильности как коррелята креативности.
Студенты обладают более выраженной способностью выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, исключать лишнее. Это обусловлено, на наш взгляд, ведущим характером деятельности студентов: поскольку ведущая деятельность студентов учебнопрофессиональная, а не профессиональная, то именно она обусловливает успешность в сфере развития базисного интеллекта. Можно заключить, что студенты в большей степени, чем менеджеры, умеют учиться и учиться именно в системе классического образования, а не в практической деятельности. Меньшая интеллектуальная лабильность студентов также, на наш взгляд, связана с характером деятельности: известно, что учебная деятельность в вузе в большей степени ориентирована на воспроизводство полученной информации (особенно, на младших курсах обучения), чем на развитие собственных идей.
Волевой потенциал студентов отличается от волевого потенциала менеджеров в наибольшей степени. Студенты, по сравнению с менеджерами, менее ответственны (характеризуются большей экстернальностью контроля), менее целеустремленны, решительны, инициативны, настойчивы, обладают меньшим ресурсом самообладания. Студенты полагают, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил случая, других людей и т.д. Полученные результаты позволяют сказать, что студенты в большей степени, чем менеджеры, демонстрируют свою зависимость от обстоятельств, не верят в свои силы, имеют размытые, неустойчивые цели.
Контроль ситуации и ответственность за результат они перекладывают на других, считая, что решить сложные проблемы не в состоянии. Поэтому студенты эффективнее работают, если кто-то руководит ими, не стремятся отстаивать свою точку зрения, соглашаясь с мнением другого. При этом студенты более склонны демонстрировать нетерпеливость и раздражительность.
Известно, что волевые характеристики менеджера в значительной степени определяют успешность управленческой деятельности. Сравнительный анализ полученных данных позволяет утверждать, что уровень развития волевого потенциала студентов в наибольшей степени диссонирует с аналогичными характеристиками у работающих менеджеров и, возможно, именно характеристики волевого потенциала в наибольшей степени влияют на готовность студента освоить профессию, и именно они будут определять и успешность вхождения в профессию менеджера, и успешность ее освоения. Следует заметить, что обучение в вузе не способствует развитию волевого потенциала студентов, поскольку чаще всего представлено в объектно-деятельностной форме с существенным дисбалансом самостоятельной и пассивной работы в сторону последнего.
Коммуникативный потенциал студентов отличается более высоким значением эмпатии, более низкими значениями тенденции к присоединению и не имеет значимых отличий по такой характеристике как сензитивность к отвержению. Более выраженные значения эмпатии могут быть обусловлены возрастными особенностями группы студентов по сравнению с работающими менеджерами. Студенты представляют собой группу, относящуюся к нижней границе периода юности, когда содержание эмоционального мира человека, интерес к нему составляют сильно заряженный аффективный центр личности. Не будучи включенными в профессиональную деятельность, студенты в большей степени чувствительны к личностным проявлениям человека, безотносительно его профессиональных способностей и достижений и сильнее зависят от мнений и оценок окружающих людей.
Сравнительный анализ мужской и женской выборок студентов и будущих менеджеров показал схожие тенденции сходства-различия по характеристикам интеллектуального и волевого потенциала. Коммуникативный потенциал женщин-менеджеров и студенток будущих менеджеров значительно отличается по всем показателям: у студенток значения эмпатии значимо выше (р < 0,01), тенденция к сокращению дистанции и чувствительность к критике значимо ниже (р < 0,01), то есть по сравнению с работающими женщинами-менеджерами студентки излишне эмпатийны к другому человеку. Однако они не стремятся к сокращению дистанции с другими людьми, установлению теплых и одновременно деловых отношений и остаются независимыми от мнения других людей, а также их оценок. Такие особенности развития коммуникативного потенциала могут явиться существенным ограничением для работы в управленческой команде, как при создании собственных коллективов, так и управлении ими.
Т. Коно при изучении работы японских фирм обратил внимание, что студенты, имевшие исключительно высокие оценки в университете, поступая на службу в японские корпорации, не становятся там успешными менеджерами. Серьезным препятствием является неумение налаживать коллективные действия. Причинами подобных неумений может служить как сильно выраженная способность к сопереживанию другому человеку, так и полная эмоциональная глухота и непонимание чувств и состояний другого человека; как сильная потребность принадлежать к какой-либо группе, так и выраженная потребность к одиночеству; как сильная зависимость от мнений и оценок окружающих, так и полная нечувствительность к критике.
Таким образом, сравнительный анализ развития личностного потенциала студентов будущих менеджеров и работающих менеджеров обнаружил серьезную личностную неготовность студентов к будущей профессиональной деятельности. Фактически личностный потенциал студентов может обеспечить их успешность в обучении, построенном по классическому принципу. Для того чтобы повысить конкурентоспособность студентов в будущей профессиональной управленческой среде, для успешного выполнения профессиональных функций менеджера, необходимо создание специальных условий для развития у студентов волевого потенциала и оптимизации значений коммуникативного и интеллектуального потенциалов, поэтому необходима специальная психологическая подготовка в период обучения в вузе.
Расширение образовательной программы по психологии в период обучения в вузе, предусматривающее дополнение учебных курсов и дисциплин методами социально-психологического обучения в форме тренинговых занятий, деловых игр, групповых дискуссий, проектирования квазипрофессиональной деятельности и профессионально-личностного консультирования студентов, позволяет оптимизировать значение личностных потенциалов студентов будущих менеджеров и сформировать у них более высокий уровень готовности к профессиональной деятельности.
И. В. Волков
(Россия, г. Нижний Новгород)
Научное издание "Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования" Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)
Количество показов: 1452