Константин Селицкий
Предприниматель
Образование за рубежом
Два года назад я уехал в Новую Зеландию, где сын учился в университете Окленда. Поначалу я хотел заняться коммерцией, но решил, что неплохо бы получить зарубежное бизнес-образование. Причин было две. Во-первых, управленческий опыт, приобретенный в небольших российских компаниях, иностранцы не признают — подтвердить квалификацию менеджера может только диплом западного образца. Во-вторых, рассудил я, учеба поможет быстрее адаптироваться в новой среде, усовершенствовать языки завести деловые связи. Мне 6ьио трудно — несколько раз хотел бросить, но удержался. В конце ноября 2011 г. я сдал дипломную работу и в ожидании результата делюсь размышлениями о западном образовании с друзьями.
Я говорю им — отправляйте детей в иностранные университеты, особенно если хотите, чтобы они постигли основы менеджмента. Это важно, ибо традиции преподавания естественных наук в России еще сохранились — работы наших химиков и физиков публикуются в западных научных журналах, а вот отечественная школа менеджмента только складывается. 90% книг по управлению написаны по-английски, но большинство преподавателей, даже в известных российских 6изнес школах, не владеют иностранными языками. Что они могут предложить учащимся, если используют материалы , отобранные и переведенные на русский кем-то другим? Наши студенты лишены возможности черпать знания из первоисточников, в то время как их сверстникам на западе доступно все, что публикуется в мире. Только за доступ к базам данных университет Окленда ежегодно платит около $10 млн.
Сравнение: образование в России и образование за рубежом. Коррупция
Хуже, однако, другое — наша система образования продуцирует коррупцию. дело даже не в преподавателях, берущих взятки. Просто из стен вузов выходят люди, привыкшие мошенничать. Не секрет, что тексты курсовых и дипломных работ они покупают или скачивают из Интернета, а на экзаменах пользуются микроскопическими наушниками и тривиальными шпаргалками. В цивилизованном мире такие номера не проходят. Если перед экзаменом вы не сдадите сотовый телефон и это обнаружат, вас сразу выгонят с экзамена — на моих глазах так погорела студентка из Китая. Предельный объем цитат (без ссылок на источники) в текстах студентов не может превышать 20%. Если вы забудете указать, откуда взяли информацию, вас обязательно поймают за руку —все курсовые и дипломные работы поступают к преподавателю через сайт www.turnitin.com, который анализирует текст на предмет плагиата, сравнивая его со всеми опубликованными статьями, книгами и студенческими работами на ту же тему
И главное. В иностранном вузе обучение построено так, чтобы заставить студента трудиться в течение всего семестра как минимум по восемь часов в день. 0 знаниях судят не только по оценкам на экзаменах, но и по тому, как студенты работали в семестре —индивидуально и в команде. Над ними висит дамоклов меч: завалившему экзамен не дадут вызубрить предмет и пересдать на пятерку. Ему придется снова платить деньги и заново изучать предмет. Зато выпускники университета — практически готовые работники. Адаптация вчерашних студентов на предприятии — большей частью наша внутренняя российская проблема, обусловленная низким качеством знаний и тем, что вузы ориентированы на самих себя.
Еще один резон образования на западе — в российском университете студент не обретет глобального видения мира. Наша внешняя политика до сих пор во многом изоляционистская. К сожалению, руководство страны поддерживает идею об особом пути России, а за границей мир видится иначе, чем из-за нашего местами еще железного занавеса. Но стоит выбраться наружу, и кругозор расширяется — вы начинаете общаться с преподавателями и студентами из разных стран, которые думают и смотрят на жизнь иначе.
Некоторые российские вузы осознают, как велика пропасть между системами образования — нашей и западной. УрФУ, отдадим ему должное, собирается попасть в топ-500 мировых университетов, но путь этот будет длинным. Пока что в топ-500 входит только МГУ, а в некоторые рейтинги — еще и Санкт-Петербургский университет. На распределение мест влияют и качество библиотеки, и отзывы иностранных студентов, и частота цитирования преподавателей в мировых научных журналах. Руководство УрФУ упоминало о намерении привлекать иностранных лекторов. На мой взгляд, 6ыло бы полезнее зазывать русских преподавателей, которые сегодня читают разные дисциплины в западных университетах. Они бы скорее помогут нашим вузам интегрироваться в мировой образовательный процесс. Время дорого.
Константин Селицкий
Предприниматель
Перепечатка из Деловой квартал, № 01/02 (811/812), 2012
Количество показов: 5280