СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство градообразующих организаций

Глава 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» учитывает специфику применения процедур банкротства к отдельным субъектам предпринимательской деятельности: градообразующим, сельскохозяйственным, финансовым организациям, стратегическим предприятиям, субъектам естественных монополий, а также застройщикам. Для регулирования отношений, возникающих вследствие банкротства градообразующих организаций, применяются нормы параграфа 2 данной главы (ст.169-176).

Для признания конкретного юридического лица градообразующей организацией необходимым является условие занятости в данной организации не менее одной четвертой численности работающего населения данного населенного пункта. Кроме того, к числу градообразующих относятся также те организации, численность работников которых превышает 5 тыс. человек. При этом статус градообразующей организации подлежит обязательному доказыванию в ходе арбитражного разбирательства. В качестве таких доказательств могут выступать статистические данные, внутренние документы, предоставленные должником.

В арбитражной практике довольно часто в ходе рассмотрения дела не подтверждается статус той или иной организации как градообразующей. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Поволжского округа от 24.03.2010 г. по делу N А12-4561/2009.В соответствии с материалами дела, в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось ОАО «Нижноватомэнергосбыт» с заявлением о признании ВОАО «Химпром» банкротом. Определением АС Волгоградской области от 29.04.2009 денежное требование ОАО «Нижноватомэнергосбыт» в сумме 756 867 216,18 руб. признано обоснованным, включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника, в отношении должника введена процедура наблюдения, назначен временный управляющий. Администрация Волгограда и ВОАО «Химпром», не согласившись с принятым по делу определением, обратились в ФАС Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят направить дело на новое рассмотрение в связи с тем, что в деле не был учтен статус ВОАО «Химпром» как градообразующего предприятия. Так как в материалах дела не приведены доказательства того, что должник является градообразующим предприятием, арбитражный суд правомерно рассмотрел данное дело без применения соответствующих норм Закона о банкротстве и обоснованно не привлек администрацию Волгограда. Таким образом, статус градообразующего предприятия доказан должником не был, поэтому производство по кассационной жалобе прекращено.

Органы исполнительной власти также могут участвовать в рассмотрении дела. Факт их привлечения к делу как участников объясняется их заинтересованностью в конечном исходе, так как банкротство градообразующей организации может повлечь серьезные социально-экономические последствия для конкретного региона в силу значимости предприятия как объекта с большим количеством рабочих мест.

Еще одна особенность касается внешнего управления предприятием, а именно возможности принятия решения арбитражным судом о введении внешнего управления организацией под поручительство даже в том случае, если собранием кредиторов не было принято решения о введении данной процедуры.

Процедура поручительства применяется с целью продления внешнего управления на градообразующей организации в интересах региона.

Поручительство – это односторонняя обязанность лица, предоставившего поручительство, отвечать за исполнение должником его денежных обязательств перед кредиторами и за обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Поручительство должно отвечать следующим требованиям ст. 173:

  • - предоставляется арбитражному суду в письменной форме
  • - в заявлении о поручительстве указывается сумма обязательств должника перед кредиторами и обязательных платежей, а также график погашения задолженности, в соответствии с которым должны проводиться расчеты с кредиторами.
  • - к заявлению о поручительстве прикладываются документы, которые подтверждают факт включения обязательств по поручительству на дату его предоставления в соответствующий бюджет.

Следует отметить, что применение графика погашения задолженности на стадии внешнего управления является отличительной особенностью регулирования отношений, связанных с банкротством градообразующих организаций, так как по общему правилу данный график предусматривается в рамках процедуры финансового оздоровления.

Поручительство может быть предоставлено Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. При этом поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами. Особенность данного поручительства заключается в том, что поручитель совершает одностороннее действие, не требующее заключения соглашения ни с должником, ни с кредиторами.

Если поручитель нарушит свои обязательства в отношении кредиторов, обладающих 1/3 требований к должнику, арбитражный суд может признать должника банкротом и вынести решение об открытии конкурсного производства.

В случае ходатайства органа местного самоуправления или органа исполнительной власти РФ или субъекта РФ, предоставивших поручительство, процедура финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации может быть продлена арбитражным судом на срок не более одного года.

Уполномоченный орган исполнительной власти в любое время до окончания внешнего управления градообразующей организацией может рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов иным способом, предусмотренным законом. Например, такими способами могут быть заключение соглашения сторон об отступном (ст. 409 ГК РФ), новация (ст. 414 ГК РФ) и т.д.

Расчеты с кредиторами производятся по общему правилу (ст.134-138 Закона).

В случае исполнения денежных обязательств перед кредиторами производство по делу о банкротстве градообразующей организации прекращается.

В целях удовлетворения требования кредиторов в ходе осуществления процедур банкротства может быть осуществлена процедура продажи предприятия. При наличии ходатайства органа исполнительной власти продажа предприятия может производиться путем проведения конкурса. При этом обязательным условием является сохранение рабочих мест не менее чем для половины числа занятых на предприятии работников на момент его продажи в течение срока не более трех лет с момента вступления договора купли-продажи предприятия в силу.

Договор купли-продажи в случае неисполнения таких условий покупателем подлежит расторжению судом на основании заявления органов, по ходатайству которых проводился конкурс. Данная норма предусматривает возможность обеспечения защиты социально-экономических условий населенного пункта, на территории которого находится градообразующее предприятие.

Если соответствующее ходатайство полномочными органами подано не было, то продажа градообразующего предприятия устанавливаются общими правилами продажи предприятия должника, то есть в соответствии со ст. 110, 111, 139 Закона.

Тменова Диана Владимировна

Специалист по экономике и праву



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247