Цель, задачи, объект, предмет и новизна при написании статей
Цель, задачи, объект, предмет и новизна при написании статей
При написании статей, научных работ, докладов авторы выбирают различные способы построения рассуждений и изложения. Вводная и заключительная части служат читателю в качестве ключа, чтобы сориентироваться в структуре работы. Они способны сделать заочный диалог читателя и создателя работы, если помогают определить такие основополагающие категории как цель работы, задачи, объект исследования, предмет работы и новизна. Ниже делается попытка дать определение этим категориям. Единые определения и понимание структуры может помочь в написании работ и упростить их восприятие новых идей.
Цель и задачи при написани статей
Цель работы - для чего готовится статья (научная работа, доклад), какие идеи предполагается обосновать в пределах работы, что самое главное автор хочет решить или донести до читателя. При формулировке цели авторы могут использовать такие термины как систематизация, развитие, выявление, решение, нахождение и т.д.
Задачи – это шаги, какие шаги помогают автору достичь цель.
Объект и предмет при написании статей
Объект - о чем работа? (область интереса автора в пределах данной статьи в широком смысле). Объектами, на базе которых может выполняться работа могут являться:
Предприятия и организации всех организационно-правовых форм, далее организации;
Структурные подразделения (филиалы, управления, цеха, участки, отделы, секторы и т.д.);
Бизнес-единицы организации и направления деятельности, например, направление бытовой химии, парфюмерии, посуды или направление автострахования, страхования имущества и страхования жизни и т.д.
Функциональные системы (продажи, логистика, бухгалтерский учет, система показателей и премирования, расчеты с покупателями и поставщиками, финансовая работа);
Методы выполнения хозяйственных операций, способы работы организации — это совокупность приемов, выполняемых в определенной последовательности или с соблюдением определенных правил.
Предмет работы - что автор хочет исследовать в объекте, что нового выделяется и выясняется об объекте. Предметом работы являются выявленные проблемы и корреспондирующие с ними варианты решений. Проблемы могут быть, например, в работе организации, в применении норм права, в построении системы мотивации, географическом расширении продаж и т.д.
Научная новизна, применимость и "изобретательский" уровень при написании статей
Научная новизна статьи – это характеристика творческого начала статьи или работы. Формально новизна может быть выражена в перечне авторских идей, утверждений, которые отличают выводы и результаты, полученные автором от взглядов других исследователей данной предметной области. Идеи, концепции и теории могут быть признаны новыми, если до опубликования их сущность не была известна из современного уровня знаний. Технически это может означать, что идеи не были сформулированы и раскрыты для неопределенного круга лиц в данной или тождественной форме. Для обоснования новизны уместны ссылки на современную литературу и историческая ретроспектива развития научной мысли.
При определении уровня техники используются удовлетворяющие условию общедоступности сведения, представленные, в частности, в следующих источниках информации:
опубликованные сведения и анонсы к охранным документам, заявки на изобретения после опубликования — с указанной на них даты опубликования;
издания РФ — с даты подписания в печать;
иные издания — с даты выпуска в свет, а при отсутствии возможности ее установления — с последнего дня месяца или с 31 декабря указанного в издании года, если время выпуска в свет определено соответственно лишь месяцами и (или) годами;
тексты обзоров, докладов, статей, монографий и других письменных материалов — с даты депонирования;
отчеты о научно-исследовательских работах, пояснительные записки к опытно-конструкторским работам и другая конструкторская, технологическая и проектная документация, находящаяся в органах научно-технической информации, — с даты поступления в эти органы;
ГОСТ, ТУ и другая нормативно-техническая документация — с даты регистрации ее в уполномоченных на то органах;
диссертации и авторефераты диссертаций, изданные на правах рукописи, — с даты поступления в библиотеку;
конкурсные работы, принятые к рассмотрению — с даты выкладки их для ознакомления, подтвержденной документами, относящимися к проведению конкурса;
воспринимаемые визуально информационные источники (постеры, проспекты, презентации, плакаты, чертежи, рисунки, схемы, фотоснимки, изделия, модели и т.п.) — с даты, когда стало возможным их обозрение при наличии подтверждения официальными документами;
выставочные экспонаты — с даты начала их показа, подтвержденной официальным документом;
доклады, лекции и устные выступления — с даты, когда был сделан доклад, прочитана лекция, состоялось выступление, если они зафиксированы аппаратами звукозаписи или стенографически в порядке, установленном действовавшими на указанную дату правилами проведения соответствующих мероприятий;
радиосообщения, телепрограммы, кинофильмы и т.п. — с даты такого сообщения, если оно зафиксировано на соответствующем носителе информации в установленном порядке, действовавшем на указанную дату;
информация о техническом средстве, ставшая известной в результате его использования в производственном процессе, в изготовляемой или эксплуатируемой продукции, в том числе в опытном образце, переданном в эксплуатацию, либо иного введения в хозяйственный оборот, — с документально подтвержденной даты, с которой эти сведения стали общедоступными.
Существуют дополнительные характеристики работ, которые способны обогатить ее содержание и привлечь внимание целевой аудитории. Здесь можно вспомнить аналогию из такой области как патентоведение. При регистрации патентов на изобретения нужно доказать Кроме новизны в патентоведении выделяют также следующее:
промышленная применимость, которая тесно связана с понятием перспектив использования и полезности;
изобретательский уровень, что отражает необходимость выхода на идей и теорий за пределы общеизвестных знаний и обыденных истин. Эта характеристика отражает качественный уровень сложности решаемой автором задачи. При наличии "изобретательского уровня" можно говорить, что данная работа вносит свой вклад в научный прогресс общества, делает шаг вперед в развитии существующих знаний. Проверка "изобретательского уровня" может включать:
определение наиболее близкого аналога из опубликованных материалов;
выявление признаков, которыми отличается заявленные идеи и теории от наиболее близкого аналога;
выявление из близких теорий, уже опубликованных взглядов, идей и решений, имеющих признаки, совпадающие с отличительными признаками авторских концепций.
В настоящем материале сделана попытка свести воедино непростые понятия, описывающие популярные и научные статьи с точки зрения их логической структуры. Для читателя является существенными такие факторы работ как простота, понятность, краткость, соотносимость с уже существующим знанием и легкость восприятия. Единое понятие целей, задач, объекта и предмета исследования помогают повысить эффективность передачи идей между авторами и читателями.
Ческидов Роман Павлович
Доцент
Уральский Государственный Экономический Университет