СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Финансирование под уступку денежного требования

Финансирование под уступку денежного требования впервые встречается в общем праве Англии, где и начало формироваться на основе посреднических договоров в области торговли. Под фактором в средние века в Англии понимали коммерческого агента, который замещал своего клиента (принципала) при продаже товаров, но при этом не обладал какими-либо правами на данное имущество. Но со временем сфера услуг, которые оказывал фактор, расширялась. В дальнейшем он уже выступал не в качестве посредника при продаже товаров, но и в качестве получателя причитающихся принципалу от должников платежей. За определенное вознаграждение клиент (принципал) уступал фактору права на получение долгов с должников за поставленные товары или оказанные услуги. Но услуги факторов не были в должной мере защищены от недобросовестности клиентов. Очень часто клиенты уступали одно и то же право требования нескольким факторам, а вознаграждение за оказанные услуги получал тот фактор, кому должник платил по счету.

Все разрешилось, когда в 1823г. были внесены изменения в Factor's Act, которые ввели следующее правило: в случае, если несколько факторов имеют одинаковые права требования к должнику преимущество получает тот из них, кто первым уведомит последнего о состоявшейся уступке права требования. Данные изменения действуют в Англии и в настоящее время.

Постепенно факторы превратились в финансистов, которые покупали права требования клиентов к их должникам, оценивая при этом платежеспособность последних, и предлагали иные услуги, связанные с управлением торговыми долгами. Такие факторы получили название «credit factors». В США получил развитие «american factoring» (old-line factoring), в соответствии с которым фактор покупал права требования клиента к должникам за проданные товары (оказанные услуги) без права регресса в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения последними своих обязательств, а также оказывал весь спектр иных финансовых услуг (ведение бухгалтерского учета и т.д.), который с соответствующими изменениями распространился в Англии, а затем и в остальной Европе.

В российское право факторинг пришел в конце 80-х годов двадцатого века в связи с изданием 12 декабря 1989 г. письма Госбанка СССР №252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». Факторинг в нем определялся как торгово-комиссионная операция. При этом уступка банку-посреднику права на получение акцептованных должником платежных требований могла производиться только после получения поставщиком от банка должника извещения об отсутствии у должника средств. В последующем факторинг был включен в Закон РСФСР от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» , а еще позднее в части второй Гражданского кодекса, где факторинг как правовая конструкция получил полноценное закрепление, отражающее его сущность (глава 43 ГК РФ).

В соответствии с законодательством РФ факторинговые услуги могут оказывать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида (ст.825 ГК РФ) .

В рамках функции финансирования факторинг гарантирует бесперебойное обеспечение торгующей компании оборотными средствами сразу после поставки.

В соответствии с договором факторингового обслуживания, заключаемым между банком и поставщиком (в соответствии с главой 24 и 43 Гражданского кодекса РФ) поставщик (клиент) уступает банку (финансовому агенту) право денежного требования по своим поставкам в адрес оговоренного ряда покупателей, а банк обязуется оплатить эти поставки.

Например, Дело № А33-16988/2010 рассмотренное в Арбитражном суде Красноярского по иску Закрытого акционерного общества «Факторинговая компания «Еврокоммерц» к обществу с ограниченной ответственностью «Транспортно производственная база». ЗАО «ФК «Еврокоммерц» (истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Транспортно производственная база» (далее – ООО «ТПБ», дебитор, ответчик) о задолженности и неустойки.

По Договору поставки ООО «АлПром» (клиент) должно было поставить товар в соответствии с документами, прилагаемыми к договору, а ООО «ТПБ» обязано было оплатить поставленный товар. ООО «АлПром» поставило товар вовремя, но оплата за товар не поступила на счет в указанные сроки. ЗАО «ФК «Еврокоммерц» в соответствии с договором факторинга отправило ответчику претензию об оплате счета, за поставленный товар. Ответчик не отреагировал на выставленную претензию, после чего истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности.

Некоторые банки приобретают денежные требования по цене значительно ниже их номинала (например 80%). В этом случае факторинг сводится к простому дисконтированию долгов дебиторов клиента перед последним. Такая форма работы значительно ограничивает круг тех поставщиков товаров и услуг, которые могли бы воспользоваться факторингом, ибо не каждый поставщик согласится финансировать свои оборотные средства ценой 20% от оборота. Такой подход банка к пониманию факторинга лишь толкает поставщика к передаче банку заведомо недоброкачественной дебиторской задолженности (сомнительной или безнадежной). В результате у банка возникают дополнительные издержки, связанные с удовлетворением денежных требований, а также непрогнозируемость срока отвлечения средств, уплаченных за денежное требование, вплоть до риска их не получения вовсе. Таким образом, факторинг превращается для поставщика в метод “затыкания дыр” в оборотных средствах, возникающих в работе с теми покупателями, которые показали себя как недобросовестные или неплатежеспособные. В дальнейшем торговые отношения с такими покупателями поставщик скорее всего прекратит, а следовательно у банка и поставщика постепенно исчезнет почва для сотрудничества по факторингу. Такая форма факторинга крайне ущербна по своему содержанию и представляется бесперспективной как массовая услуга для торгующих компаний.

Более прогрессивный подход к пониманию факторинга демонстрируют те банки, которые обязуются выплачивать определенную сумму от номинала поставки (как правило большую, например, до 85%) в виде авансового платежа сразу после фактической отгрузки, а остаток средств (от 15% соответственно, за вычетом комиссии) поставщик получает от банка на свой расчетный счет по мере того, как покупатель фактически оплатит поставку на специально открываемый банком транзитный (факторинговый) счет. Иными словами происходит не дисконтирование долга покупателя перед поставщиком, ведущее к значительным потерям для последнего. В данном случае банк выступает в качестве лица, авансирующего товарный кредит, предоставляемый поставщиком покупателю с последующим возвратом ему остатка суммы поставки. Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа. Зачастую торговый оборот поставщика ограничивается лишь за счет того, что покупатель не в состоянии оплатить больший объем закупки, не имея для этого достаточных оборотных средств, а поставщик, соответственно, не имеет оборотных средств, необходимых для предоставления или увеличения товарного кредита покупателю. Такая форма факторинга позволяет поставщику предложить своим покупателям товарный кредит, ограниченный лишь сбытовыми возможностями покупателя. Характерным является то, что при факторинге у банка нет необходимости требовать от поставщика залог, вынуждать поставщика либо его дебиторов открывать расчетные счета в одном из своих офисов, а также изучать степень обремененности поставщика кредитными обязательствами перед другими финансовыми институтами. Эти три особенности приемлемы для банка и не грозят ему значительными дополнительными рисками в связи с тем, что в соответствии с договором факторинга и 43 главой Гражданского кодекса дебиторами банка при факторинговом обслуживании поставщика становятся его покупатели. Банк диверсифицирует собственные кредитные риски, разнося их по покупателям. Риск потери всей суммы авансовых платежей на одного поставщика становится при этом невелик. Это позволяет банку принципиально отказаться от залогов при факторинге.

Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать в себя не только собственно само финансирование, но и предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки (ведение финансовым агентом бухгалтерского учета и выставлении должникам по уступленным денежным требованиям счетов).

Финансовый агент или клиент обязаны уведомить должника о переходе прав кредитора. В случае невыполнения данного обязательства должник вправе будет произвести оплату первоначальному кредитору, причем никаких санкций это для него не повлечет.

Факторинг позволяет небольшим и средним предприятиям снизить свои расходы на содержание специализированных финансовых служб, в свою очередь. повысив эффективность финансового обслуживания.

Силаев Андрей Николаевич

Специалист по экономике и праву



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Арбитражный суд, защита гражданских прав': 669