Договор дарения – это юридический документ, который регламентирует дарение имущества: движимого и недвижимого. Договор дарения, в римском праве, – это неформальное соглашение, где одна сторона передает другой какие-либо ценности за счет своих средств. В то же время, дарение совершалось в различных правовых формах: передача прав собственности на вещь, в том числе уплаты в денежном эквиваленте, в форме предоставления сервитутного права. Иногда давалось дарственное обещание. Основной признак дарения – безвозмездность. Величина имущественного состояния принимающей стороны увеличивается, вследствие передачи дарителем имущественного права или освобождения его от обязанности. В этом случае, имущество последнего уменьшается, а одаряемого напротив – увеличивается. Этот признак отличает данный договор от других тем, что встречное предоставление имущества не требуется.
Если взять, к примеру, договор залога, заключение которого возможно третьим лицом с кредитором должника, с целью обеспечения обязательств должника без компенсации риска третьего лица, указанного должником. Тем не менее, данный договор, не смотря на безвозмездность, нельзя рассматривать как дарение, так как он не увеличивает имущество должника. Дарение может осуществляться как в форме безвозмездной передачи имущества, так и продажи имущественного права по сниженной цене.
Для примера можно рассмотреть пример из судебной практики (материал взят с сайта).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 23.04.98 и постановление апелляционной инстанции от 24.08.98 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-8267/98-21-114 Закрытое акционерное общество "Альянс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к акционерному обществу открытого типа "Режхлебопродукт" о передаче оплаченного товара и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Между Федеральной продовольственной корпорацией (далее - корпорация) и акционерным обществом открытого типа "Промышленно-торговый концерн "Росток" (далее - общество "Росток") заключен договор от 04.12.95 N 189, согласно которому общество "Росток" обязалось по поручению корпорации закупить и поставить для федеральных государственных нужд сельскохозяйственную продукцию. Договор обозначен как договор поручения. Однако его содержание и волеизъявление сторон свидетельствуют о том, что между сторонами фактически заключен договор комиссии. Действуя по поручению корпорации, общество "Росток" заключило с АООТ "Режхлебопродукт" договор купли-продажи от 08.02.96 N 5-66, по условиям которого АООТ "Режхлебопродукт" (продавец) обязалось передать обществу "Росток" (покупателю) 30 000 тонн семян подсолнечника.
Как следует из материалов дела, общество "Росток" получило от корпорации на закупку сельскохозяйственной продукции для федеральных государственных нужд денежные средства, из которых 10 000 000 000 рублей (здесь и далее - неденоминированных) платежным поручением от 18.02.96 перечислило акционерному обществу открытого типа "Режхлебопродукт" в качестве предварительной оплаты товара по договору купли-продажи от 08.02.96 N 5-66. В соответствии с соглашением об уступке права требования от 18.07.97 общество "Росток" передало ЗАО "Альянс" право требования к АООТ "Режхлебопродукт" по договору купли-продажи от 08.02.96. На его основании ЗАО "Альянс" предъявило иск к АООТ "Режхлебопродукт" по данному делу. Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о неисполнении ответчиком обязательства перед обществом "Росток", переуступившим свое право требования истцу. Однако с таким выводом нельзя согласиться. Распоряжения корпорации, направленные обществу "Росток", ответчику и третьим лицам, товарно-транспортные накладные и другие документы, содержащиеся в деле, свидетельствуют о том, что АООТ "Режхлебопродукт" во исполнение обязательств по договору купли-продажи от 08.02.96 осуществило передачу 5 500 тонн семян подсолнечника на 4 675 000 000 рублей третьему лицу. Данные обстоятельства судами не исследовались, им не дано надлежащей оценки. Судами обеих инстанций не принято во внимание и утверждение ответчика о том, что 5 325 000 000 рублей, оставшиеся от оплаты семян подсолнечника по договору купли-продажи от 08.02.96, в соответствии с указанием общества "Росток" были направлены на оплату пшеницы по договору купли-продажи от 31.01.96, согласно которому АООТ "Режхлебопродукт" являлось продавцом. Не изучен судами и вопрос о действительности соглашения об уступке права требования от 18.07.97, а в связи с этим и о праве ЗАО "Альянс" на заявление иска по настоящему делу. Соглашение от 18.07.97 не содержит условия о встречном представлении со стороны ЗАО "Альянс" за переданное обществом "Росток" имущественное право по договору купли-продажи от 08.02.96. Материалы дела свидетельствуют о безвозмездности этого соглашения и возможности его квалификации как договора дарения. Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает дарение в отношениях между коммерческими организациями, за исключением подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, поэтому они подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.
По определению современного гражданского законодательства, договор, где даритель безвозмездно передает / обязуется передать одаряемому вещь, либо имущественное право себе или третьему лицу в собственность, освобождает или обязуется освободить ее от обязанности имущественной ответственности перед собой или перед третьим лицом. Отличительная черта договора дарения от прочих договоров: возможность отмены дарения, предоставленная дарителю и его наследникам.
Моисеенкова Анна Александровна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 1594