С точки зрения закона любое предприятие создается с целью удовлетворения потребностей и извлечения прибыли. При этом современная экономическая действительность пробуждает руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В рамках финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность (банкротство).
В соответствии с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127, под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.
Основной признак банкротства – неспособность предприятия обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей, а также, если задолженность в совокупности составляет не менее ста тысяч рублей. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в Арбитражный суд о признании предприятия – должника банкротом.
Основанием к применению к организации процедур банкротства может послужить подача в суд заявления о признании такого предприятия банкротом при наличии у него признаков банкротства.
Инициатива по подаче в суд заявления о признании предприятия банкротом может исходить:
- - от самого предприятия;
- - от лиц, перед, которыми у предприятия имеется просроченная задолженность.
Право на обращение в Арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа денежным обязательствам по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, если должник имеет задолженность по уплате денежных обязательств и (или) обязательных платежей в размере, превышающем сто тысяч рублей, а также просрочка в уплате долга от трех месяцев и более (п.1 ст. 39 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)).
ВАС РФ разъяснил нормы законодательства о банкротстве, регулирующие возмещение расходов, возникающих в процедурах банкротства.
В Постановлении Пленума ВАС РФ рассмотрены вопросы, возникающие в спорах, связанных с порядком распределения расходов по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, оплатой услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей. В Постановлении также разъясняются особенности взыскания расходов по делу о банкротстве с собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также в случаях отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, и в случаях установления в ходе рассмотрения дела о банкротстве признаков отсутствующего должника. Кроме этого, в частности, обращено внимание на обязанность уполномоченного государственного или муниципального органа в случае подачи им заявления о признании должника банкротом прикладывать к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу, и приведен примерный перечень таких доказательств (постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 г. №91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве»).
По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу для выявления фиктивного или преднамеренного банкротства должника. Цель такой экспертизы - обоснование наличия или отсутствия неправомерных действий в отношении организации должника и его кредиторов.
В отношении должника могут быть приняты следующие процедуры:
- - досудебная санкция - предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности п.1 ст. 31 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
- -процедура наблюдения – цель данной процедуры – сохранность имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
- - процедура финансового оздоровления – восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности, вводится по решению собрания кредиторов или на основании определения Арбитражного суда, при условии предоставления и обеспечения исполнения погашения задолженности;
- -процедура внешнего управления - направлена на восстановление платежеспособности должника;
- -процедура конкурсного производства – вводится, в случае если требования кредиторов не будут погашены, по решению арбитражного суда, сроком на один год может продлеваться на срок не более шести месяцев, в ходе конкурсного производства реализуется все имущество должника;
- - процедура мирового соглашения – предусматривает достижение сторонами согласия о сроках и способах исполнения должником обязательств и утверждается Арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая бы в своей производственно – хозяйственной деятельности в той или иной мере не испытала на себе кризисные явления, экономические, политические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая острота в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения.
Нигде в мире нет такого количества активов вовлеченных в процедуру банкротства, как в России. Так только 10% предприятий вовлекаются в процедуру финансового оздоровления. Это конечно очень низкий показатель для экономики страны. От эффективного управления экономикой зависит примерно 60% прироста национального достояния, остальная доля (40%) приходиться на природные богатства. Россия является одной из самых богатых стран мира по количеству природных ресурсов, но при этом не является лидером мирового социального и экономического развития. Все вышеизложенное наводит на следующий вывод, в России существуют недостатки в управлении.
В России только через ликвидационные процедуры выводили экономику из состояния неплатежеспособности. Такой подход на сегодняшний день себя исчерпал, и не будет являться эффективным и правильным.
Главной задачей на данный момент будет являться научно-техническое перевооружение предприятий, внедрение различных инновационных технологий. Все это требует государственных мер в масштабах не только всей страны, но и мер применимых к индустриальному комплексу в целом, а также мер применимых к конкретному предприятию - должнику.
Своевременно предвидеть и предотвращать критическую ситуацию – вот в чем заключается суть антикризисного управления.
Поменять направленность антикризисного управления возможно с изменением системы арбитражного управления и с помощью государственной инициативы.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, прогнозирование, планирование – эффективный механизм борьбы с неплатежеспособностью.
Когда ведется поиск экономических стимулов для развития производства применение арбитражных процедур приносит результат.
Эффективность работы арбитражных управляющих в России не высока, хотя существует переизбыток кадров занятых в антикризисных услугах.
Именно узкие специалисты способны решать вопросы реабилитационной направленности.
Анализ ситуации с банкротством, показывает слабость современной правовой базы. На практике реализуется только 5% правовых норм федерального и регионального законодательства. Остальные работают не в полной мере либо не работают совсем.
Большим упущением является тот факт, что в ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» отсутствует юридическое определение банкротства.
Преднамеренное банкротство – вот еще один из наболевших вопросов. Неуплата налогов, злоупотребление кредитами, именно эти причины приводят собственников к процедуре преднамеренного банкротства в личных интересах.
Петрова Татьяна Сергеевна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 6762