Субъектами гражданско-правовых отношений являются граждане и юридические лица - организации, которые согласно ст. 48 ГК РФ имеют в собственности, хозяйстве или в управлении имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.
Граждане и юридические лица обладают определенными нематериальными благами, которые присущи каждому из них. Пункт 7 ст. 152 ГК гарантирует юридическому лицу право требовать по суду опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Названное положение распространяет правила данной статьи о защите деловой репутации гражданина и на случаи защиты таковой репутации юридического лица, под которой следует признать приобретаемую им общественную оценку о качествах, достоинствах и недостатках, относящихся к его работе и профессиональной деятельности.
С момента создания юридического лица все, что так или иначе относится к его существованию, влияет на формирование общего представления о его репутации, которая, в отличие от таких благ, как честь и достоинство, может иметь не только положительное содержание, но и отрицательно характеризовать ее обладателя. Сведения о юридическом лице, составляющие его репутацию, могут быть достоянием различного круга лиц, в зависимости от того, насколько информация о нем носила или носит публичный характер и представляет интерес для ознакомления с его деятельностью. Так, одни юридические лица у всех «на виду» и «на слуху», деятельность других известна лишь узкому и порой случайному кругу лиц, о третьих же бывают информированы только государственные органы .
Формируется репутация исходя из публичной деятельности, открыто распространяемой информации, а также благодаря ставшим в силу различных причин известными сведениям, которые нередко скрываются самой организацией во избежание дискредитации.
К числу законных форм защиты информации относятся: патентование, использование норм авторского права, применение правовых норм об обязательствах.
Вместе с негативной информацией об организации, которой не желательна огласка, имеются сведения, которые организация умышленно распространяет. Это позитивные, хвалебные отзывы о ней. В этом случае речь идет о спланированной рекламной кампании.
Информация о юридическом лице, которая касается общественной оценки его деловой репутации, имеет двоякое происхождение. С одной стороны, она воспринимается в результате ее публичного распространения. С другой - это результат достоверно получаемых сведений, которые касаются деятельности организации. В настоящее время деловая репутация юридических лиц является одновременно и желаемой целью, и следствием новых «доверительных» правоотношений, которые складываются между участниками гражданского оборота. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О банках и банковской деятельности», кредитные организации вправе осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами. Более детально вопросы доверительного управления имуществом регламентированы ст. ст. 1012 - 1026 ГК.
Согласно ст. ст. 4, 10 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, справедливости и могут нанести ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов -конкурентов.
Отечественное законодательство отождествляет понятия недобросовестной и незаконной конкуренции. В числе прочего ст. ст. 6 -9 Закона «О рекламе» не допускается реклама, которая дискредитирует юридических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами, и содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других юридических или физических лиц, а также высказывания, образы, которые порочат деловую репутацию конкурентов; недостоверная реклама; неэтичная реклама; заведомо ложная реклама и т.д.
Если говорить о деловой репутации юридических лиц, нельзя не отметить, что она имеет присущую только ей особенность. Речь идет об институте коммерческой концессии (ст. ст. 1027 - 1040 ГК), а также о договоре простого товарищества (ст. 1042 ГК). Деловая репутация относится к нематериальным активам юридического лица, а право на нее сравнимо в юридическом плане с правом на интеллектуальную собственность. Следует, что возможна приблизительная материальная (денежная) оценка деловой репутации.
Деловая репутация юридического лица не является единожды данной. Она носит динамичный характер и может быть как положительной, так и отрицательной.
На основании ст. 152 ГК право на защиту деловой репутации принадлежит организации, в случае распространения о ней измышлений, которые не соответствуют действительности. Заинтересованное лицо имеет право требовать по суду опровержения ложных сообщений, а также право на публикацию ответа в средствах массовой информации, которые опубликовали сведения, порочащие его деловую репутацию.
Указанное право может быть реализовано только в гражданском порядке. Уголовно - правовой ответственности за посягательства на описываемое благо юридических лиц у нас не существует , поскольку потерпевшими и подсудимыми в уголовном деле о клевете или оскорблении могут быть только граждане.
Процедура обращения за судебной защитой деловой репутации юридического лица не отличается от реализации таких же прав гражданами в тех случаях, когда посягаются на их честь, достоинство или деловую репутацию. Юридическое лицо имеет право само определять необходимость обращения за судебной защитой своего нарушенного права.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона «О рекламе» юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, которая содержит сведения, порочащие деловую репутацию, имеет право обратиться за защитой нарушенных прав в суд или в арбитражный суд в порядке, который предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 46 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» лицо, которое незаконно использует зарегистрированное наименование места происхождения товара , обязано по требованию обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара опубликовать судебное решение, в целях восстановления деловой репутации потерпевшего.
Если гражданско-правовая ответственность не наступает в результате распространения сведений, не соответствующих действительности, но не являющимися порочащими ,то уголовное преследование при указанных обстоятельствах возможно. Уголовная ответственность ,согласно ст. 176 УК ,наступает в случае получения индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита ,либо льготных условий кредитования путем представления банку заведомо ложных сведений о хозяйственном положении ,либо о финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это действие причинило крупный ущерб.
Свою деловую репутацию юридическое лицо может защитить обратившись в суд общей юрисдикции, арбитражный суд или третейский суд в случаях, которые установлены законом, международным договором или определенных договором сторон - истцов и ответчиков.
Защита деловой репутации организации возможна и в административном порядке. Применение этого способа защиты не лишает заинтересованное юридическое лицо права предъявить в суд иск о защите своей деловой репутации, если принятых мер оказалось недостаточно.
Пшеничникова Надежда Георгиевна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 4260