Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоговая система, введенная в начале 1992 года, зарождалась в условиях политической борьбы России за суверенитет и независимость от центра. Поэтому основной акцент при формировании новой системы налогообложения законодателем был сделан на урегулировании экономических вопросов, затрагивающих количество и видовую направленность налогов, размер налоговых ставок и распределение налоговых платежей по бюджетам различных уровней. При анализе тенденций разрешения споров, что большинство судебных исков касается применения законодательства, регулирующего условия, порядок исчисления и уплаты федеральных налогов, обязательных платежей во внебюджетные фонды, местных налогов и сборов. Подобные юридические ситуации, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками, стали именоваться налоговыми спорами. Процессуальный порядок их судебного рассмотрения и исполнения, можно условно обозначить как налоговое судопроизводство. В России налоговое судопроизводство возложено на арбитражные суды и суды общей юрисдикции.
Арбитражные суды рассматривают налоговые споры с 1992 г. Если в 1992 г. доля административных споров в общем объеме дел, рассмотренных арбитражными судами, составляла менее 2%, то в 2008 г. - более 60%. В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза.[1]
Специфика налоговых споров явным образом выделяет их из категории административных дел, рассматриваемых арбитражными судами, не только исходя из количественного параметра, но и качественных характеристик. Практика показала, что реализация налогоплательщиками права на судебную защиту происходит преимущественно в системе арбитражных судов.
Длительное время налоговые органы выступали в судах преимущественно в качестве ответчиков. Конституционный Суд РФ Постановлением от 17 декабря 1996 г. N 20-П и Определением от 6 ноября 1997 г. N 111-О фактически обязал налоговые органы взыскивать штрафы с организаций за нарушения налогового законодательства не в бесспорном, а в судебном порядке.
Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, в первую очередь коснулись системы арбитражных судов, поскольку до настоящего времени в отношении физических лиц, не являющихся предпринимателями, сохранен судебный порядок взыскания недоимок, пеней и налоговых санкций.
Приведем краткую хронологию основных изменений:
I. С 1 января 2006 г. - установлен внесудебный порядок взыскания недоимок и пеней с индивидуальных предпринимателей и внесудебный порядок взыскания незначительных штрафов (для организаций - 50 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей - 5 тыс. руб.). Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ.
II. С 1 января 2007 г. - распространение внесудебного порядка взыскания налоговых санкций с индивидуальных предпринимателей и организаций на все штрафы (без ограничения сумм). Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ.
III. С 1 января 2009 г. - введен обязательный досудебный порядок обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ.
В перспективе следует прогнозировать следующий этап в рамках той же концепции разгрузки судов от налоговых дел. В мае 2009 г. Верховным Судом РФ был внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", предусматривающий бесспорное взыскание налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся предпринимателями. Закон не был принят, однако работа в данном направлении продолжена. В июне 2010 г. Президентом РФ Д.М. Медведевым в Государственную Думу внесен законопроект N 387757-5 "О внесении изменений в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Согласно Пояснительной записке к проекту "в целях разгрузки судов общей юрисдикции" предлагается внести изменение в ст. 48 Налоговый кодекс РФ, предусматривающее, что в случае, если общая сумма налога, сбора, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, составляет менее полутора тысяч рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с исковым заявлением о взыскании такой суммы только после того, как указанная сумма превысит полторы тысячи рублей.[2]
Как отмечается в литературе, соответствующему этапу развития соответствует и определенный механизм правосудия - в его организационно-правовом оформлении. Осознание основных тенденций развития судопроизводства по налоговым спорам важно в том числе для поиска оптимальных процессуальных решений. На VII Всероссийском съезде судей в 2008 г. Президент РФ Д.А. Медведев, формулируя очередные задачи совершенствования судебной системы, предложил рассмотреть вопрос об отнесении к специальной компетенции арбитражных судов споров, вытекающих из налоговых и таможенных правоотношений.
Как представляется, данный вывод обусловлен текущим состоянием дел, фактически позволяющем говорить о созревании внутри судопроизводства в арбитражных судах самостоятельной части - налогового судопроизводства.
Теперь же, когда накоплен опыт, в целом решены организационные вопросы по построению системы, сосредоточение налоговых споров в системе арбитражных судов представляется целесообразным.
Суркова Надежда Васильевна
Специалист по экономике и праву
[1] Итоговый доклад Председателя ВАС РФ А.А. Иванова, посвященный 15-летию образования системы арбитражных судов Российской Федерации
[2] Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
Количество показов: 2308