Капитальный ремонт, работы по реконструкции и модернизации построенных зданий в ряде случаев более выгодны и рациональны, нежели их снос и строительство новых объектов. Программа реконструкции ветхого жилищного фонда существует достаточно длительное время, однако темпы сноса и строительства нового жилья для расселения людей никогда не совпадали. Согласно статистическим данным, в настоящее время в России эксплуатируется жилищный фонд в размере 3,1 млрд м2, 82,2% из него находится в частной собственности. Общая площадь жилых помещений, размещенная в аварийных и ветхих строениях, в 1,9 раза превышает объем введенного в 2008 г. жилья и составляет 99,5 млн м2, это на 33,9 млн м2 больше, чем в 2000 г. В 2008 г. выбыло по ветхости и аварийности 2,3 млн м2 общей площади жилых помещений, т.е. 2,3% от ветхого и аварийного жилого фонда1.
Законом г. Москвы от 7 апреля 2004 г. № 21 «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы» принята новая стратегия капитального ремонта жилищного фонда, базирующаяся на данных мониторинга технического состояния жилых домов и инженерных систем. Целью мониторинга является определения приоритетов первоочередности ремонта, оценки объемов работ и необходимых финансовых ресурсов. Московской жилищной инспекцией была завершена масштабная работа по обследованию технического состояния всего жилищного фонда города, что чрезвычайно важно для планирования капитального ремонта и рационального использования ограниченных финансовых ресурсов. Сегодня созданный банк данных о техническом состоянии конструктивных элементов и инженерных систем зданий и необходимых объемах ремонтных работ позволяет реализовать принципиально новую стратегию капитального ремонта. Новая стратегия, конечно, не увеличивает объем финансирования этих работ, но зато позволяет в первоочередном порядке ремонтировать те здания, реконструкцию которых откладывать нельзя изза их предельного износа.
1 Статистический бюллетень 2009 [Текст] : стат. сб. М. : Росстат, 2009.
Основная идея стратегии планово – предупредительных ремонтов состоит в том, что межремонтные периоды определяются нормативными сроками службы элементов, и ремонт выполняется для предупреждения появления отказов. Эта стратегия достаточно дорогая и ресурсоемкая, но в социальном плане более оправдана, так как работы носят комплексный характер, одновременно ремонтируются все элементы здания, значительно сокращаются неудобства для жителей.
Отказ от схемы плановопредупредительных ремонтов по причине ограниченности финансовых возможностей и, соответственно, ввиду реализации более экономичной стратегии наработки «на отказ», при которой на ремонт назначаются элементы, вышедшие из строя или находящиеся на стадии исчерпания эксплуатационного ресурса, является вынужденной мерой. Стратегия более экономична за счет того, что она позволяет существенно увеличить межремонтные периоды, в результате чего элементы эксплуатируются до полного исчерпания ресурсов. Вместе с тем при проведении ремонта или замены конструкций нередко возникает необходимость устранять последствия аварийных и непредвиденных ситуаций, ремонт носит выборочный характер, увеличивается поток жалоб жителей.
Москва, в отличие от других регионов, находится в наиболее благоприятном положении, так как власти города пришли к решению о необходимости капитального ремонта за счет бюджетных средств. Сегодня в Москве реализуется долгосрочная городская целевая программа сноса некомфортного жилья, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 г. № 772ПП «О первоочередных мероприятиях Долгосрочной городской целевой программы сноса некомфортного жилья в г. Москве на период до 2025 г.». Однако пятиэтажки, которые сносят с целью переселения, не относятся к ветхому фонду. Мнение, что они строились на 25 лет, неверное, так как эти здания были построены из материалов и конструкций, срок службы которых в несколько раз больше. Пятиэтажки возводились в то время, когда люди очень нуждались в жилье и благодаря им в значительной мере был решен жилищный вопрос для многих семей. Строились эти дома быстро, затрат от государства требовали не больших и, соответственно, по своим техническим характеристикам они имеют ряд недостатков, таких как, например, очень слабая теплоза
52
щита. В то же время прочностных дефектов в таких зданиях очень мало и все в основном связано с моральным износом и теплофизикой.
Проведенное обследование всех серий пятиэтажек России и стран СНГ показали, что во многих случаях их можно привести в достойное состояние и это будет оправдано. Сейчас имеются хорошие разработки по приведению пятиэтажек в порядок. Суть предлагаемых решений заключается в усилении теплозащиты, изменении планировки за счет пристройки мансардного этажа или двух этажей, что предполагает установку лифта, пристройке лоджии, которая позволяет увеличить площадь кухни и др.. Также есть другие варианты, например, на этаже из четырех квартир в результате перепланировки остаются три более благоустроенных.
Еще в 1999 г. была разработана Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания, технически проработана технология по утеплению зданий, устранению подтечек, ремонту крыш, приведению в норму температурновлажностного режима всех конструкций от кровли до планировочной территории. Проведенный нами анализ показывает, что зачастую капитальный ремонт, реконструкция или модернизация являются экономически более обоснованными, нежели снос объекта и строительство нового.
Низкий уровень обеспеченности населения жильем, значительная доля жилья в ветхом, аварийном состоянии, крайне плохое состояние инженерных систем городов требовали построения определенной иерархической системы целей в жилищном строительстве. Это позволило бы определить важнейшие задачи при существующих финансовых ограничениях. Однако должного внимания этому вопросу не уделялось. Технической эксплуатацией зданий, куда входит их обслуживание и капитальный ремонт, до недавнего времени как следует не занимались изза отсутствия средств.
В результате недостатка финансовых ресурсов многие элементы и системы жилых домов находятся в неудовлетворительном состоянии. Основная доля приходится на кровли, межпанельные стыки, системы центрального отопления и горячего водоснабжения. В ряде жилых домов в аварийном состоянии находятся конструктивные элементы, непосредственно влияющие на безопасность проживания жителей: состояние фундаментов, перекрытий, наружных ограждающих конструкций и др.
Как правило, главной причиной увеличения ветхого и аварийного жилья принято считать недостаток финансирования. В то же время в Правительстве считают, что увеличивать финансовые затраты бюджета на строительный сектор опасно, так как этим наносится ущерб бюджету и его социальным обязательствам. В 2008 г. на поддержку строительного сектора было направлено 50 млрд р., в 2009 г. эта сумма была увеличена до 100 млрд р. По мнению чиновников, необходимо создавать условия для нормального функционирования рынка, особенно учитывая тот факт, что в условиях кризиса сохранить прежние темпы роста данному сектору экономики будет сложно1.
Перечисленные мероприятия позволят снизить социальную напряженность в жилищных вопросах, связанных с нехваткой жилья. В связи с этим видится необходимость в целенаправленной финансовой поддержке работ по содержанию и восстановлению имеющегося жилищного фонда в регионах страны.
А. А. Касаткин, Р. К. Горшков
Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства (Москва)
Количество показов: 2183