СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Специфика корпоративного управления в компаниях малого и среднего бизнеса

Несмотря на ряд преимуществ, важную роль в экономике и многочисленные меры господдержки, малый и средний бизнес в России остается малопривлекательным для крупных инвесторов. Это отражается на конкурентоспособности малых и средних предприятий, их выживаемости и росте. Вероятно, нужны не только количественные, но и качественные направления развития таких компаний. Одним из таких направлений можно назвать развитие систем корпоративного управления или их элементов как фактора повышения качества ведения бизнеса, увеличения рыночной стоимости компании и привлечения инвестиций.

Что представляют собой компании среднего и малого бизнеса сегодня? Это, как правило, компании с организационноправовой формой общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерного общества. Собственность сильно концентрирована. Стратегическое и оперативное управление такими компаниями обычно осуществляют собственники, занимающие ключевые посты в структуре управления и курирующие соответствующие направления работы компании (финансы, стратегическое развитие, маркетинг и продажи, производство и т.д.). Рост и развитие бизнеса, кроме необходимости привлечения дополнительных инвестиций, предполагают также разделение функций собственника и наемного менеджера. Здесь возникают вопросы, связанные с правильной организацией взаимодействия собственников с топменеджментом, инвесторами, кредиторами. По сути, решение этих вопросов заключается в построении системы корпоративного управления. Разумеется, типовая структура корпоративного управления крупных корпораций малопригодна для компаний малого и среднего бизнеса в силу их существенных особенностей. К тому же перенесенная в значительно меньший масштаб такая структура, скорей всего, окажется слишком громоздкой и неспособной выполнять свои функции. То есть система корпоративного управления в средней компании должна быть построена на тех же принципах и использовать те же инструменты, что и традиционная, и в то же время она должна свободно встраиваться в существующую систему управления.

Анализ публикаций и обзоров, посвященных проблеме корпоративного управления в компаниях малого и среднего бизнеса, показал, что большая их часть относится к средним компаниям, что, вероятно, говорит о том, что малый бизнес еще не «дорос» до корпоративного управления и вопроса разделения функций собственника и управляющего в принципе. Следует отметить, что основными источниками информации являются консалтинговые агентства, имеющие опыт прямого общения со средними и малыми предприятиями на предмет развития бизнеса.

Анализ выявил следующие особенности в стратегическом управлении средними компаниями:

  1. высокая концентрация собственности, размытая ответственность;
  2. активное участие собственников в текущей оперативной деятельности;
  3. непрозрачность структуры собственности и финансовой информации;
  4. отсутствие стратегии развития (в большинстве случаев);
  5. нечеткие регламенты исполнения бизнеспроцессов;
  6. отсутствие количественных показателей результативности топменеджмента;
  7. неналаженность системы внутреннего контроля и управления рисками.

В средних компаниях, где присутствует корпоративное управление, часто бывает недооценен такой инструмент, как совет директоров, который часто выполняет только консультативносоветнические функции, тогда как на него может быть возложен контроль деятельностьи топменеджмента, оценка его работы, содействие в выработке стратегии развития компании и контроль ее реализации, разработка системы управления рисками, внутренний контроль и пр. Хотя это во многом зависит от структуры собственности (один или несколько собственников, их вес в управлении компанией) и от того, какие ключевые посты в структуре управления занимают сами собственники.

Также среди проблем корпоративного и стратегического управления в средних компаниях (ЗАО) можно выделить недостаточный контроль над соблюдением прав акционеров, особенно миноритарных.

Стратегическое управление и корпоративное управление реализуется в средних компаниях, по масштабам ведения бизнеса близких к крупным, на более мелких – носит номинальный характер. Главная особенность корпоративного управления в среднем бизнесе – то, что контроль над всеми бизнеспроцессами, в том числе корпоративным управлением, осуществляет в конечном итоге собственник.

Подчеркнем, что внедрение и четкое исполнение норм корпоративного управления позволяет компаниям не только оптимизировать внутренние бизнеспроцессы и предотвратить возникновение конфликтов, организовав должным образом отношения между стейкхолдерами, но и привлекать дополнительные инвестиции, например, в виде публичного размещения ценных бумаг на фондовом рынке (процедура IPO возможна только при наличии надлежащей системы корпоративного управления).

М. В. Евсеева, И. Н. Ткаченко

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601