Основатель итальянской компании Ferrero Пьетро Ферреро родился в 1898 г. в городе Фарильяно. Он изобрел самый настоящий деликатес – крем из протертых лесных орехов, который был предшественником Nutella. 14 мая 1946 г. становится днем официального рождения первой фабрики Ferrero во главе с П. Ферреро, который со всей своей изобретательностью предлагал новые продукты.
Сегодня группа Ferrero имеет штабквартиру в Люксембурге и объединяет 38 торговых компаний и 18 производственных предприятий, на которых трудятся 22 тыс. сотрудников.
В 1995 г. Ferrero открыла представительство в России и вывела на российский рынок торговые марки Raffaello, Kinder Surprise, Кinder Chocolate, Tic Tac и Nutella.
Интересы группы компаний Ferrero на территории Российской Федерации представляет ЗАО «Ferrero Руссия», российская компания со 100%ным иностранным капиталом.
С 2004 г. в компании активно развивается коммерческая структура, которая покрывает в настоящее время 93 города России.
27 мая 2008 г. официально началось строительство собственной фабрики во Владимирской области (пос. Ворша). Инвестиции в проект составили более 200 млн евро.
Таким образом, можно сделать вывод, что для ведения бизнеса в России компания Ferrero в качестве формы международного предпринимательства выбрала создание представительства, а в качестве организационной формы зарубежных филиалов – отделение (опять же представительство, а не партнерство, так как 100% капитала – иностранный). Также можно предположить, что данное ТНК является раздельным, так как в некоторые страны компания поставляет продукцию напрямую, а в некоторых открывает собственное производство.
История развития бизнеса Ferrero в России – это история успешной интеграции. Компания прошла все этапы организационного развития, с открытия небольшого московского представительства до создания разветвленной коммерческой структуры и собственного производства. Благодаря благоприятной экономической ситуации и последовательным действиям по развитию бизнеса, продажи Ferrero в России вышли на четвертое место в группе по товарообороту после Италии, Германии и Франции. И есть все основания полагать, что Россия будет оставаться одним из наиболее перспективных рынков для дальнейшего развития компании.
17
Несомненно, компания придерживается корпоративной стратегии связанной диверсификации: она производит много различных видов продукции, но все они так или иначе связаны с едой и шоколадом.
Также компания применяет бизнесстратегию дифференциации: имидж Ferrero основан на том, что их продукция необычайно вкусна и полезна для детей. Об исключительности товаров Ferrero может свидетельствовать даже тот факт, что их цена намного выше, чем у конкурентов (к примеру, Kinder Maxi (231 г) стоит 2,31 евро, в то время как Mars (252 г) стоит 1,98 евро – разница составляет примерно 17%). Тем не менее шоколад Ferrero продолжают покупать.
Как показывают результаты независимых маркетинговых исследований, большинство россиян знают и высоко оценивают продукты Ferrero. В частности, по результатам народного голосования, в октябре 2009 г. конфеты «Раффаэлло» получили премию народного доверия и были названы маркой № 1 в категории упакованных конфет.
В мае 2009 г. по результатам опроса, проведенного Институтом корпоративной репутации (США), группа Ferrero заняла 1е место в рейтинге компаний с самой высокой репутацией.
Как известно, у популярности есть и обратная сторона медали – известны случаи посягательства на бренды Ferrero в РФ, ведь, как правило, недобросовестные конкуренты копируют именно продукцию известных марок. Компания Ferrero занимает активную позицию по вопросу охраны своей интеллектуальной собственности, ведь ее продукты являются плодом многолетних исследований и серьезных инвестиций. «Потребители нам доверяют, и мы считаем своим долгом перед ними защищать нашу продукцию от продуктовимитаций», – считает гендиректор компании «Ferrero Руссия» А. М. Карделуз. Он утверждает, что «секрет успеха достаточно прост – это прежде всего сами продукты, а также продуманная маркетинговая стратегия».
Группа Ferrero придерживается принципа социально ответственного ведения бизнеса. Накоплен богатый опыт реализации социальных проектов как в развитых европейских странах, так и в наименее благополучных регионах мира. Например, во многих странах реализуются масштабные национальные программы в поддержку развития детского спорта и здорового образа жизни. Среди последних проектов компании – создание социальных предприятий в Камеруне, Южной Африке и Индии. В России Ferrero на постоянной основе оказывает благотворительную помощь учреждениям социальной сферы – детским домам и больницам во Владимирской области и Московском регионе. Такой подход к ведению бизнеса, бесспорно, не может оставить потребителей равнодушными.
Сегодня многие товары Ferrero можно назвать «глобальными», так как они продаются практически везде. Ferrero является четвертой крупнейшей компанией – производителем кондитерских изделий в мире. На этом рынке фирме удалось четко дифференцировать себя от конкурентов инновациями и оригинальными продуктами, такими как, например, «холодные закуски» (chilled snack). Ferrero буквально создали новый рынок, используя на нем стратегию первопроходца.
А. А. Болдырева, О. А. Гайтерова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Количество показов: 11589