СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Финансовое оздоровление предприятия

Кризисные явления 2008–2009 гг. привели к широкому использованию таких понятий, как «антикризисный менеджер», «реструктуризация предприятия», «финансовое оздоровление», кроме того, многим предприятиям пришлось столкнуться с ними в реальной жизни.

Финансовое оздоровление – один из инструментов, применяемых к банкротящейся компании в попытке спасти ее от краха, восстановить платежеспособность и покрыть все имеющиеся долги перед третьими лицами и государством по специально утвержденному графику. Эта процедура регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и вводится в действие по решению арбитражного суда, согласно решению всех кредиторов. В период действия финансового оздоровления нельзя наложить арест на имущество должника иначе как в процессе банкротства, на время приостанавливаются все взыскания, а также отменяются штрафы и пени за неуплаты долгов.

Финансовое оздоровление проводят по специальному плану, в который входят следующие этапы:

1) изучение предприятия и подготовка общей оценки его деятельности;

2) анализ финансового положения компании;

3) действия по поддержанию платежеспособности и воссозданию прибыльной хозяйственной деятельности;

4) изучение и анализ рынка сбыта и конкурирующих компаний;

5) развитие и совершенствование маркетинговой сферы;

6) создание эффективного производственного и финансового плана.

Главные методы проведения финансового оздоровления:

1) привлечение дополнительных инвестиций;

2) увеличение производства и выпуска продукции;

3) поиск и использование более эффективных налоговых схем;

4) использование новых технологий;

5) дробление имущества и передача его вновь созданным организациям;

6) слияние и объединение активов нескольких компаний, способные спасти одного из участников процесса от долговой ямы.

Примером проведения успешного финансового оздоровления может послужить ситуация на Челябинском тракторном заводе УРАЛТРАК: последние несколько лет назад это предприятие являлось убыточным. Но благодаря грамотно проведенной реструктуризации производство удалось возродить, более того, расширить. Завод находился в конкурсном производстве и шел к ликвидации. Однако на данный момент ЧТЗ – это заводгигант, занимающий 1,5 млн м2 площадей под производство, имеющий в своем распоряжении почти 20 тыс. ед. техники, станков и иного оборудования, предоставляющий рабочие места 20 тыс. чел. В его состав входит 150 юридических лиц и несколько десятков дочерних предприятий. За два последних года его выработка выросла в 2,5 раза.

Для компании сложным было решение о разделе ЧТЗ на части, но оно оказалось спасительным – организованный технопарк помог создать новые рабочие места, дал производственные мощности, которые ранее простаивали, имущество завода стало работать эффективнее. Затем администрация области приобрела пакет акций предприятия, что также способствовало упрочению его положения. Но главными шагами стало ориентирование на развитие, на расширение производства, на обновление парка техники. Использование новейшего, модернизированного оборудования способствовало выходу предприятия на новые рынки – зарубежные. Сейчас ЧТЗ поставляет свою продукцию в Индию, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливию, Вьетнам, а также в Грузию и страны Прибалтики.

Как можно видеть, финансовое оздоровление было проведено максимально грамотно – предприятие не стало сокращать мощности и увольнять людей, а наоборот, развернулось, не считаясь с тратами, изменило политику.

Порой к успеху приводят усилия местной власти, которая являясь одним из основных кредиторов крупного производственного предприятия, предпринимает все возможные меры для его спасения. Например, в 2009 г. было спасено градообразующее предприятие Нижнеилимского района – Коршуновский горнообогатительный комбинат. Это стало возможно благодаря поддержке местной администрации, которая дала кредиторам гарантии с обеспечением в виде городского бюджета, что оказалось достаточно для выведения компании из кризиса и привлечения новых, надежных партнеров по бизнесу. Предприятие было сохранено в целостности, с другими кредиторами комбинат заключил мировое соглашение и постепенно выплачивает долги. Финансовое оздоровление предприятие прошло успешно, рабочие места сохранились, завод набирает обороты.

Один из новомодных и популярных в бизнескругах методов финансового оздоровления – это сервейинг. Под этим термином понимается профессиональное управление недвижимостью: сбор информации об имеющихся в активе зданиях и сооружениях, планирование ее использования, ремонт имущественного фонда, его обновление и качественное использование. Специалистсервейер – это профессиональный управляющий недвижимостью.

Сервейинг используется в случае, когда продукция, выпускаемая предприятиембанкротом, не пользуется спросом и управляющий считает, что нет смысла восстанавливать завод в первозданном виде, а лучше активно задействовать его недвижимость. Например, широко применяется при проведении реструктуризации предприятия передача активов (в том числе недвижимого имущества) вновь созданному юридическому лицу, где они могут эффективно работать, так как не используемая по назначению недвижимость является тяжким бременем для отягощенной долгами компании – за нее нужно платить налоги, проводить текущий и капитальный ремонт. В этом случае недвижимость ухудшает и без того непростое положение организациидолжника. Тут в дело вступают инвесторы, которые приобретают имущество компаниидолжника, сервейеры сдают площади в аренду под офисы различным компаниям. Подобный опыт применяется на территории Республики Татарстан (примерно 2,5 млн м2 площадей задействованы под хозяйственные и торговые нужды), в частности, в Казани это технопарк «Терминал» (50 тыс. м2) и компания ГАРО. За последние годы уровень дохода, приносимый каждым квадратным метром этих площадей, вырос в 5 раз благодаря их разумному использованию.

Итак, на современном этапе финансовое оздоровление предприятия может быть именно той необходимой мерой, которая позволит предприятию избежать полного банкротства и, применив все возможные меры, предполагаемые этой процедурой, восстановить свои позиции на рынке или переориентироваться на другую отрасль.

Е. В. Алексеева

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247