В условиях интеграции хозяйственной деятельности экономических субъектов создаются новые и расширяются существующие группы компаний, основанные на отношениях контроля. Компании, входящие в группы, проводят согласованную производственную, финансовую политику. Для руководства таких компаний, как и для инвесторов, несомненно, важна информация о финансовом состоянии и результатах деятельности каждой отдельной компании и группы в целом. Источником такой информации является консолидированная отчетность.
До недавнего времени формирование консолидированной отчетности российских предприятий и организаций регулировалось нормативными актами, выпущенными в 1990х годах прошлого столетия. После этого Министерством финансов РФ и профессиональным сообществом был предпринят ряд мер по реформированию системы бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности, направленному на внедрение и практическое применение российскими организациями международных стандартов финансовой отчетности.
В конце июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», устанавливающий общие требования к ее составлению, представлению и публикации. Это первый российский законодательный акт, который предусматривает обязанность применения международных стандартов финансовой отчетности в РФ.
Значимость выхода Федерального закона от 27.07.2010 г. № 208 ФЗ сложно переоценить. Столь решительное изменение статуса МСФО в России – это сверхзначимый шаг в сближении отечественных нормативноправовых актов в области бухгалтерского учета и Международных стандартов финансовой отчетности.
Обозначим определение консолидированной отчетности. Согласно данному закону «под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций – группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности».
Консолидированной группой, признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одна (головная) организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других юридических лиц.
В первую очередь необходимо определить, кого же касается данный закон. Вопервых, действие закона распространяется на:
кредитные организации;
страховые организации;
иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж.
В концепции перечисленные организации были отнесены к так называемым общественно значимым субъектам, и перевод их отчетности на МСФО был заявлен в качестве первоочередной задачи. В то же время, консолидированная отчетность должна составляться организациями, в учредительных документах которых предусмотрено ее представление и (или) публикация, а также, если обязанность составления и публикации такой отчетности предусмотрена федеральными законами.
Обязательное составление отчетности по МСФО накладывает как минимум следующие требования для организаций:
наличие квалифицированного персонала или привлечение внешних консультантов;
разработка единой учетной политики по МСФО для всех компаний группы;
применение автоматизированных средств для подготовки консолидированной отчетности.
Выбор способа составления отчетности: консолидация по национальным стандартам и ее трансформация в соответствии с МСФО или составление отчетности по МСФО на уровне отдельных компаний группы и последующая консолидация.
П. 1 ст. 3 Закона гласит: «консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО». Это означает, что именно методология, определяемая Советом по МСФО, должна использоваться российскими организациями при составлении консолидированной отчетности. Очевидно, что при консолидации отчетности организация должна следовать не только нормам стандартов, регулирующих процедуру консолидации (МСФО (IFRS) 3, МСФО (IAS) 27, 28, 31), но и руководствоваться всеми МСФО как комплексом требований по составлению отчет
197
ности, чтобы организация имела право представлять свою отчетность как соответствующую МСФО.
П. 2 рассматриваемой статьи закона подчеркивает совершенно самостоятельное значение консолидированной отчетности по отношению к финансовой отчетности фирмы, составляемой и представляемой согласно действующему законодательству.
Консолидированная отчетность составляется для обобщения сведений о состоянии требований и обязательств, собственных средств (чистых активов), финансовых результатов, а также рисков по всем компаниям, входящим в группу. Отчетность, по разъяснениям Комитета МСФО, должна составляться таким образом, как если бы материнская и все ее дочерние компании являлись единым предприятием. Операции и сделки между компаниями, входящими в группу, при консолидации исключаются.
Консолидированная финансовая отчетность будет подлежать обязательному аудиту. Это требование имеет определенные последствия для аудиторского профессионального сообщества. Обязательный аудит отчетности, составленной в соответствии с МСФО, предполагает совершенно новые требования к качеству как подготовки аудиторов, так и результатов их труда.
Такая отчетность в обязательном порядке направляется акционерам, а также уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, которые в законе не указаны, возможно, будут дополнения. Исключение сделано только для банков – они передают консолидированную отчетность в ЦБР.
Установленные законом правила начинают действовать с отчета за год, следующий за годом признания МСФО для применения в России. В отношении компаний, ценные бумаги которых обращаются на фондовых биржах, это будет необходимо, начиная с отчета за 2015 г. или позже.
Компании, котирующиеся на биржах РФ, банки и страховые организации обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО в Российской Федерации с 2011 г.
Официального признания МСФО «для применения на территории Российской Федерации» в общем порядке в настоящий момент нет. Однако принятие обсуждаемого закона, судя по всему, должно значимо ускорить эти процессы, если не считать, что данный Закон официально признает МСФО, хотя только в части консолидированной бухгалтерской отчетности.
Шесть лет понадобилось власти, чтобы определить общие требования к обязательному составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности по МСФО. По задумкам авторов закон должен повысить качество и прозрачность финансовой отчетности крупнейших российских организаций и привлечь дополнительные инвестиции в российскую экономику.
Ю. Н. Медведева, Н. С. Мокина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Количество показов: 1916